ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/19 от 27.09.2019 Киренского районного суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киренск 27 сентября 2019 года

Киренский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Киренского районного суда Иркутской области Африкановой О.И., при секретаре Чеботаревой Н.Г., с участием представителя истца помощника Осетровского транспортного прокурора Жженых Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-183/2019 по иску Осетровского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт «Киренск», 3-е лицо Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республика Бурятия и Забайкальский край, 3-е лицо ФГУП «Киренское авиационное предприятие», о возложении обязанности разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной Осетровской транспортной прокуратурой проверки исполнения органами и организациями гражданской авиации требований законодательства о безопасности полетов установлено, что у аэродромов г. Киренска и п. Ербогачен ООО «Аэропорт «Киренск» не определена приаэродромная территория.

В соответствии со ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования указанного Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса РФ об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1460 утверждены «Правила установления приаэродромной территории».

Согласно ст. 2, 4 Правил, решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта. Проект решения подготавливается оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона . Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации).

Эксплуатация ООО «Аэропорт «Киренск» аэропортов в <адрес> и <адрес> без установленной приаэродромной территории может повлечь нарушение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов, которые в свою очередь могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятия, причинению материального ущерба и наступлению иных негативных последствий. Определить точный исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, не представляется возможным, так как в результате негативных последствий может пострадать любой гражданин, пользующийся услугами воздушных пассажирских перевозок, а также любой житель <адрес> и ближайших населенных пунктов.

Действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, истец просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Киренск» разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен; разработанный проект решения по установлению приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен направить в Федеральное агентство воздушного транспорта для принятия решения об установлении приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен.

Согласно представленных ответчиком возражений-отзыва на иск, ответчик считает требования необоснованными и незаконными, не подлежащими удовлетворению, учитывая что истцом не указан срок совершения действий, в то время как исполнение обязательства предполагает длительный период времени в части подготовки принятия решения на основе результатов проведенных исследований, в том числе научно-исследовательских работ в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэродрома и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду (п. 6 Правил) и осуществляется проектно-изыскательскими и научно-исследовательскими центрами. Ответчик уже ведет надлежащую работу по вопросу изготовления проекта по установлению зон с особыми условиями территории – приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен, для подготовки которого требуется длительное время с учетом прохождения законодательно установленных нормативов и правил его изготовления. В связи с чем необходимо не менее 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу для разработки и согласования проекта решения по приаэродромной территории уполномоченным федеральным органом, при условии получения положительных согласований от госорганов. Также требуется значительное финансовое обеспечение для заключения договора по изготовлению проекта, которым ответчик фактически не обладает. Также требуется время на получение санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого на основании подготовленного проекта решения. Кроме того, проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется разработчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие соответствующего решения в соответствии с п. 2 Правил, в то время как истец просит обязать ответчика разработать проект решения и направить его в Федеральное агенство воздушного транспорта для принятия решения об установлении приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен, что не соответствует порядку установления приаэродромной территории, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017г. . Следует также учесть, что приказом Федерального агенства воздушного транспорта от 04.10.2017г. -П утверждены карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов аэродромов Киренск, Ербогачен, указанные карты (схемы) размещены на официальном сайте Росавиации в подразделе «Приаэродромные территории и санитарно-защитные зоны аэродромов» раздела «Аэропорты и аэродромы», что не учтено истцом при подаче иска. Ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований отказать полностью.

В дополнительно представленном отзыве на исковое заявление ответчик ООО «Аэропорт «Киренск» считает, что исковые требования в отношении него не подлежат удовлетворению до оформления прав на земельные участки под аэродромами в порядке, предусмотренном законодательством РФ, так как обязанность по разработке приаэродромной территории, передача проекта для принятия решения по утверждению приаэродромной территории уполномоченным органом, гражданско-правовая ответственность, установленная в связи с разработкой и утверждением приаэродромной территории, может возникнуть только у оператора аэродрома, владеющего в соответствии со статьей 49 Воздушного кодекса РФ аэродромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании. Учитывая, что на настоящий момент ООО «Аэропорт «Киренск» не владеет на каком-либо законном праве земельными участками под аэродромами <адрес> и <адрес>, в силу ст. 39 Воздушного кодекса РФ, пункта 4 Правил установления приаэродромной территории, ответчик не имеет права в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, разрабатывать проект приаэродромной территории, осуществлять выделение на территории подзон с ограничениями, установленными частью 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ, Правилами выделения на приаэродромной территории подзон (Постановление Правительства РФ от 02.12.2017г.), и передавать данный проект для принятия решения о его утверждении в уполномоченный орган. В связи с чем ответчик просит предоставить два года для разработки проекта приаэродромной территории, необходимые для принятия всех мер по оформлению земельных участков под аэродромами <адрес> и <адрес>, и для разработки проекта приаэродромной территории.

После отмены заочного решения от 02.04.2019г., к участию в деле привлечены третьи лица - 3-е лицо Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес>, 3-е лицо ФГУП «Киренское авиационное предприятие».

3-е лицо Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Киренское авиационное предприятие» (ФГУП «КАП») направило в суд отзыв на иск, согласно которому решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Киренское Авиационное Предприятие» место расположения <адрес>, признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда <адрес> от 14.04.2016г. по указанному делу конкурсным управляющим ФГУП «Киренское Авиационное Предприятие» утвержден ФИО5Недвижимое имущество, расположенное в аэропортах <адрес> и <адрес> является собственностью Российской Федерации, находится в хозяйственном ведении ФГУП «КАП» и включено в состав конкурсной массы банкрота, подлежащего реализации с соблюдением процедуры, установленной ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. В настоящее время недвижимое имущество передано в аренду ООО «Аэропорт «Киренск» по договору аренды имущества аэропорта № А02/2016 от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме указанного договора аренды имущества аэропорта, между ФГУП «КАП» и ООО «Аэропорт «Киренск» не заключались какие-либо иные договоры, предметом которых являлась передача ООО «Аэропорт «Киренск» права пользования и распоряжения земельными участками, расположенными в <адрес> и <адрес>. До настоящего времени проводятся мероприятия по заключению аренды земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости аэропортов в <адрес> и в <адрес>, между ФГУП «КАП» и Федеральным агентством воздушного транспорта РФ. В субаренду ООО «Аэропорт «Киренск» указанные земельные участки не передавались. Земельные участки, на которых расположены летное поле аэропорта в <адрес>, летное поле аэропорта в <адрес>, по имеющейся информации находятся в собственности Российской Федерации, и в аренду или безвозмездное пользование кому-либо не передавались.

3-е лицо Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес>», отзыв на иск в суд не направил.

В судебном заседании представитель истца помощник Осетровского транспортного прокурора Жженых Н.В. исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить, полагая ООО «Аэропорт «Киренск» надлежащим ответчиком по делу, учитывая что именно он является оператором аэродрома гражданской авиации Ербогачен согласно сертификата ФАВТ.ОА.09-004 от 05.04.2017г., и оператором аэродрома гражданской авиации Киренск согласно сертификата ФАВТ.ОА.09-001 от 06.05.2016г., накоторого возложена обязанность обеспечения безопасности полетов в силу закона, и соответственно на него возложена обязанность по разработке и согласованию проекта решения об установлении приаэродромной территории. Ответчик на дату рассмотрения дела судом нарушения законодательства о безопасности полетов ООО «Аэропорт «Киренск» не устранил.

Представитель ответчика ООО «Аэропорт «Киренск» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом, направил возражения относительно заявленных требований. Об отложении дела или рассмотрении без его участия не просил. О причинах неявки не сообщил и документов, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил. Каких-либо ходатайств не заявил.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

3-е лицо ФГУП «КАП», извещаемое судом надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило, в отзыве на иск заявлено ходатайство о рассмотрении дела по существу иска в отсутствие представителя.

3-е лицо Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес>», извещаемое судом надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило, какие-либо ходатайства не заявлены.

В ходе разбирательства дела судом установлены следующие обстоятельства.

В ходе проведения проверки Осетровской транспортной прокуратурой установлено, что у аэродромов <адрес> и <адрес>, которые эксплуатирует ООО «Аэропорт «Киренск», не определена приаэродромная территория. По результатам проверки в адрес ООО «Аэропорт «Киренск» ДД.ММ.ГГГГ направлено представление об устранении нарушений законодательства РФ в сфере безопасности полетов, о результатах рассмотрения которого и принятых мерах предложено сообщить в Осетровскую транспортную прокуратуру в установленный законом срок. Согласно сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Аэропорт «Киренск» производит накопление денежных средств и прорабатывает возможность привлечения кредитных денежных средств для оплаты работ по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий санитарно-защитных зон (подзон) и разработкой схем полос воздушных подходов аэропортов в <адрес> и <адрес>.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, и подтверждаются: по аэропорту Ербогачен копией сертификата соответствия №ВС 2/9 от 19.06.2015г., копией свидетельства о государственной регистрации аэродрома , по аэропорту Киренск копией сертификата соответствия № ВС11/9 от 21.11.2017г., копией свидетельства о государственной регистрации аэродрома , копией Устава ООО «Аэропорт «Киренск», представлением Осетровского транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства РФ в сфере безопасности полетов, ответом ООО «Аэропорт «Киренск» от 13.02.2019г.

Сертификат ФАВТ.ОА.09-001, выданный ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что ООО «Аэропорт «Киренск» является оператором аэродрома гражданской авиации Киренск и соответствует требованиям Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации».

Сертификат ФАВТ.ОА.09-004, выданный ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает, что ООО «Аэропорт «Киренск» является оператором аэродрома гражданской авиации Ербогачен и соответствует требованиям Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации».

При разрешении данного дела суд руководствовался следующими законами.

Согласно статье 49 Воздушного кодекса РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

Согласно положениям пункта 2 части 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома.

В силу приведенных положений федерального законодательства в круг обязанностей операторов аэродромов входит обеспечение соответствия аэродромов требованиям федеральных авиационных правил, безопасности полетов воздушных судов, в том числе путем подготовки проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

В соответствии со ст. 2, 4 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1460, решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта. Проект решения подготавливается оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона . Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации).

Выше указанные законодательные нормы и правила подтверждают законность и обоснованность исковых требований, в то время как доводы ответчика в этой части им не соответствуют.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что на настоящий момент ООО «Аэропорт «Киренск» не владеет на каком-либо законном праве земельными участками под аэродромами <адрес> и <адрес>, в силу ст. 39 Воздушного кодекса РФ, пункта 4 Правил установления приаэродромной территории, поэтому ответчик не имеет права в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, разрабатывать проект приаэродромной территории, осуществлять выделение на территорииподзон с ограничениями, установленными частью 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ, Правилами выделения на приаэродромной территории подзон (Постановление Правительства РФ от 02.12.2017г.), и передавать данный проект для принятия решения о его утверждении в уполномоченный орган, - по мнению суда является ссылкой на обстоятельства, которые требуют времени для надлежащего осуществления своей обязанности ответчиком в рамках заявленного к ним иска, что суд принимает во внимание при разрешении вопроса о сроке исполнения обязательства.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что действующим законодательством установлена обязанность ответчика ООО «Аэропорт «Киренск», как оператора аэродромов гражданской авиации Киренск и Ербогачен, разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен, и обязанность ответчиком не исполнена, что может повлечь нарушение требований законодательства в сфере обеспечении безопасности полетов воздушных судов. Исковые требования Осетровского транспортного прокурора подлежат удовлетворению как заявленные законно и обоснованно.

Частью 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом доводов ответчика об объеме необходимых мероприятий, а также требований законодательства, при согласии истца, суд считает разумным и достаточным заявленный истцом срок для исполнения решения суда установить в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Осетровского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Киренск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен, - в срок 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Направить разработанный проект решения по установлению приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен в Федеральное агентство воздушного транспорта для принятия решения об установлении приаэродромной территории аэродромов Киренск и Ербогачен.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

......

......

......

......

......

Мотивированное решение изготовлено 02.10.2019г.