ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/19 от 29.07.2019 Удорского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-183/2019

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре судебного заседания Матвеевой Г.А.,

с участием прокурора Пашкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 29 июля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов,

установил:

Прокурор Удорского района обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлено, что администрацией МР «Удорский» допускаются его нарушения. Ответчик является собственником здания, расположенного по адресу: <адрес>, в котором расположены администрация района, территориальный отдел ЗАГС Удорского района, территориальная избирательная комиссия Удорского района, которые выполняют публично-значимые функции. Ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа в указанное здание инвалидов, однако, такой доступ невозможен, поскольку крыльцо центрального входа в здание не оборудовано пандусами или подъемными устройствами, а оборудованный пандусом запасной выход не соответствует требованиям законодательства. Прокурор просил суд обязать администрацию МР «Удорский» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Участвующий в рассмотрении дела прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, и доводы в его обоснование подтвердил.

Представитель ответчика - администрации МР «Удорский» по доверенности ФИО1 пояснила, что в настоящее время на входах в здание администрации района не имеется соответствующего требованиям законодательства оборудования, обеспечивающего беспрепятственный доступ инвалидов в здание. На крыльце центрального входа был оборудован пандус с поручнями, но он демонтирован. На запасном входе также установлен пандус с поручнями, но он по параметрам не соответствует установленным требованиям. Просила производство по настоящему делу прекратить, поскольку судом уже принималось решение об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации района, которое было выполнено, а исполнительное производство окончено.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно статьям 7 и 17 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о социальной защите инвалидов) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона о социальной защите инвалидов под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона о социальной защите инвалидов реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает, кроме прочего, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур.

В силу положений статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): - условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); - возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; - сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; - дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Планировка и застройка населенных пунктов, формирование жилых зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

На основании пункта 9 статьи 45.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы: - обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.

Уставом МО МР «Удорский» в статье 35 определено, что администрация муниципального района «Удорский» является постоянно действующим исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ определено, что основными принципами законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, кроме прочих, являются: - обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; - ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу положений статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметрами элементов строительных конструкций, которыми должна быть сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории, являются: - уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу; перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными; - высота порогов, дверных и незаполняемых проемов в стенах на путях перемещения людей, высота прохода по лестницам, высота проходов под выступающими сверху и по бокам пути перемещения людей элементами строительных конструкций или оборудования.

Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. В проектной документации объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.

Таким образом, органы местного самоуправления в силу своего конституционного предназначения, как наиболее приближенного к населению уровня власти, в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению равной с другими гражданами реализации инвалидами их прав и законных интересов на территории соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О, все вышеприведенные нормативные положения указывают на то, что Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов. Федеральный законодатель вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления. Установив в Федеральном законе о социальной защите инвалидов полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления. Это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности. Конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере.

Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части 1 статьи 15 Федерального закона о социальной защите инвалидов является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр «Об утверждении СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Акутализированная редакция СНиП 35-01-2001»).

В соответствии с п. 6.1.1 СНиП в здание должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения; в силу п. 6.1.2 СНиП при перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам.

Согласно п. 6.1.5 СНиП в проемах дверей, доступных для маломобильных групп граждан, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. В качестве дверных запоров на путях эвакуации следует предусматривать ручки нажимного действия. В полотнах наружных дверей, доступных для маломобильных групп граждан, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом. Верхняя граница смотровой панели должна располагаться на высоте не ниже 1,6 м от уровня пола, нижняя граница - не выше 1,0 м. При этом смотровая панель должна иметь ширину не менее 0,15 м и располагаться в зоне от середины полотна в сторону дверной ручки.

Пунктом 6.2.8 СНиП установлены требования, согласно которым подступенки должны иметь высоту 0,15 м (допустимо от 0,13 до 0,17 м). Применение открытых ступеней (без подступенка) не допускается. Применение в пределах одного марша ступеней, различающихся по высоте и ширине, не допускается. Применение ступеней, выполненных из прозрачных и полированных материалов, не допускается.

В соответствии с п. 6.5.9 СНиП информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м: перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения. Нумерация шкафов раздевальных должна быть выполнена рельефным шрифтом и на контрастном фоне.

Согласно п. 3.26 СНиП ширина пандуса между поручнями должна быть не менее 90 см., а продольный уклон пандуса должен составлять не более 5 % (п. 5.1.7 СНиП).

В соответствии с положениями статей 209, 210, 212 и 215 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов.

По информации Управления Росреестра по Республике Коми, собственником нежилого здания 1972 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование муниципальный район «Удорский».

По сведениям администрации МР «Удорский» указанное здание учитывается в реестре муниципальной собственности МО МР «Удорский». Представитель ответчика в судебном заседании также не оспаривал нахождение указанного имущества в реестре муниципальной собственности МО МР «Удорский»

Судом установлено, что нежилыми помещениями административного здания по указанному адресу, кроме администрации МР «Удорский», пользуются территориальная избирательная комиссия Удорского района и территориальный отдел ЗАГСа Удорского района, которые наделены государственными полномочиями и выполняют публично-значимые функции. Само административное здание администрации МО МР «Удорский» также является местом осуществления муниципальных услуг, объектом социальной инфраструктуры. Поэтому именно администрацией МР «Удорский» как собственником объекта недвижимого имущества должны быть созданы необходимые условия для беспрепятственного доступа в здание, в котором расположены орган местного самоуправления, а также организации, наделенные государственными полномочиями, и выполняющие публично-значимые функции.

Согласно акту осмотра от 24.06.2019, проведенного сотрудниками прокуратуры Удорского района, совместно с начальником инспекции Госстройнадзора Республики Коми и представителями администрации МР «Удорский», центральный вход в здание администрации в <адрес>, какими-либо сооружениями доступности для маломобильных групп населения не оборудован. Со стороны запасного выхода здание оборудовано пандусом для одностороннего движения, который не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001, в частности ширина пандуса составила 80 см., при норме не менее 90 см. Продольный уклон пандуса не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001, в частности уклон пандуса при замере составил 30 %, при норме не более 5 %. Подход к запасному выходу полностью отсутствует. Указанные обстоятельства препятствуют доступу в указанное здание инвалидов, ограниченных в движении и других маломобильных групп населения.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Удорского районного суда от 13.04.2011 по делу № 2-129/2011 действительно был удовлетворен иск прокурора Удорского района к администрации МР «Удорский», которая обязана обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>, оборудовав крыльцо центрального входа в здание пандусом и поручнями. Приведенное гражданское дело в настоящее время уничтожено за истечением срока хранения в Удорском районном суде в соответствии с ведомственными нормативными актами.

На основании указанного решения суда судебным приставом-исполнителем ОСП по Удорскому району 26.04.2011 в отношении администрации МР «Удорский» возбуждено исполнительное производство , которое 27.12.2011 окончено в связи с исполнением судебного акта. Приведенное исполнительное производство в настоящее время в соответствии с ведомственными нормативными актами также уничтожено за истечением срока хранения.

Допрошенная в судебном заседании судебный пристав-исполнитель ФИО5 показала, что исполнительное производство 27.12.2011 ею было окончено в связи с исполнением судебного акта на основании акта осмотра. На крыльце центрального входа здания администрации района был построен пандус с поручнями, который соответствовал требованиям действующего законодательства. Предметом исполнения было оборудование пандуса именно на крыльце центрального входа здания администрации района, а на запасном входе здания пандуса на тот момент еще не было. В настоящее время пандус на центральном входе был демонтирован.

Допрошенная в судебном заседании председатель Удорской районной организации КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» ФИО6 показала, что установка ни одного из пандусов в здании администрации района не проводилась с ее участием или уведомлением. Пандус с поручнями на крыльце центрального входа был демонтирован и до настоящего времени не установлен, а на запасном входе пандус не соответствует по параметрам нормативным требованиям. Несмотря на ранее состоявшееся судебное решение, права инвалидов администрацией района продолжают нарушаться. В связи с этим она обратилась с письменным заявлением в прокуратуру Республики Коми. В настоящее время иным способом, кроме как обращения в суд с иском, защитить права инвалидов невозможно. Исковые требования она полностью поддерживает.

Согласно информационному письму администрации МР «Удорский» от 25.07.2019 № 1334/01-27 после исполнения указанного решения суда ранее установленный пандус с крыльца центрального входа здания администрации района был демонтирован в связи с несоответствием техническим требованиям. При этом со стороны запасного входа в здание по договору от 10.12.2013 с ООО «Алекс» администрацией района по собственной инициативе был оборудован пандус с поручнями.

Из материалов гражданского дела № 2-129/2011 видно, что решение по тому делу было исполнено, исполнительное производство окончено. Однако в последующем установленный по решению суда пандус на крыльце центрального входа был демонтирован и отсутствует по настоящее время, что указывает на продолжающееся нарушение администрацией района действующего законодательства. Возобновление исполнительного производства в настоящее время невозможно, срок предъявления исполнительного листа к исполнению истек, само исполнительное производство уничтожено. Пандус, установленный на запасном входе в здание, не был предметом рассмотрения по гражданскому делу № 2-129/2011 и не был предметом исполнения по исполнительному производству . В ходе рассмотрения судом настоящего дела установлено, что этот пандус на запасном входе не соответствует требованиям законодательства, что не оспаривается ответчиком. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего иска имеют место быть новые обстоятельства, связанные с нарушением прав и законных интересов лиц с инвалидностью, требующие разрешения их судом в порядке искового производства. Иная оценка указанных обстоятельств нарушала бы конституционные принципы, закрепленные в статьях 7 и 17 Конституции Российской Федерации, и не позволяла бы надлежащим образом осуществить судебную защиту прав и законных интересов граждан с инвалидностью и иной категории маломобильных групп граждан. Приведенные обстоятельства в совокупности указывают на то, что основания для прекращения производства по настоящему делу на основании статьи 220 ГПК РФ, в соответствии с которой суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда, отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ судом принимается решение по заявленным исковым требованиям.

Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, а также статьям 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры, не является субъектом спорных материальных правоотношений, но, пользуясь всеми процессуальными правами, выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Обращаясь в суд с указанным иском, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных законом, для предупреждения причинения вреда здоровью таким лицам.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а администрация МР «Удорский» обязана создать соответствующие требованиям действующего законодательства условия для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>.

На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Удорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>, соответствующие требованиям действующего законодательства.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором –представление в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 30 июля 2019 года в Удорском районном суде.