ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/20 от 10.07.2020 Краснооктябрьского районного суда (Нижегородская область)

52RS0-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГг

Краснооктябрьский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кидимова М.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика, администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области, ФИО2,

помощника Сергачского межрайонного прокурора Нижегородской области Киселевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Юсиповой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области о восстановлении на работе, выплате заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ

В Краснооктябрьский районный суд обратился ФИО1, далее истец, с указанными требованиями к администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области, далее ответчик, которые мотивирует следующим.

Истец указывает, что работал в администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области Начальником Управления сельского хозяйства и земельных ресурсов, заместителем главы администрации. ДД.ММ.ГГГГг ему было вручено Распоряжение -к о его увольнении с ДД.ММ.ГГГГг по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ.

Истец выражает свое несогласие с произведенным увольнением и указывает на нарушение порядка увольнения, а именно:

- неправильно указана должность истца - в трудовой книжке указана должность Начальник управления сельского хозяйства и земельных ресурсов, заместитель главы администрации, а в Распоряжении об увольнении указано только – Управление сельского хозяйства и земельных ресурсов – начальник, т.е. без указания заместитель главы администрации;

- также неправильно указана должность в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГг;

- не было распоряжения на выдачу компенсаций и не было соглашения по компенсациям.

- нельзя уволить по ст. 278 ТК РФ глав администраций работающих по контракту и их заместителей – необходимо провести процедуру сокращения должности. Истец указывает, что по решению Земского собрания была изменена структура администрации. По мнению истца, его было необходимо уведомить об изменении его должности, без приставки заместитель главы администрации, и в случае его согласия издать распоряжение о его переводе на новую должность. Либо в случае его несогласия издать распоряжение о досрочном прекращении трудового договора и только после этого уволить по ст. 278 ТК РФ.

На основании изложенного истец просит признать незаконным Распоряжение о его увольнении -к от ДД.ММ.ГГГГг, восстановить его на работе в ранее занимаемой должности, взыскать в его пользу среднемесячный заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей и обязать ответчика внести соответствующие изменения в его трудовую книжку.

В судебном заседании истец поддержал свои требования по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований истца, полагал произведенное увольнение законным.

Исследованием материалов дела установлено следующее.

Из Распоряжения о приеме на работу -к от ДД.ММ.ГГГГг устанавливается, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГг принят на работу в Управление сельского хозяйства администрации на должность начальника, заместителя главы администрации.

Из Приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) -к от ДД.ММ.ГГГГг устанавливается, что трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГг заключенный с ФИО1 прекращен с ДД.ММ.ГГГГг. Указано структурное подразделение «Управление сельского хозяйства» и должность «Начальник». Увольнение произведено на основании п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ: принятие уполномоченным органом собственника имущества организации решения о прекращении трудового договора.

Из Распоряжения администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг -к устанавливается, что в связи с выявленной технической опиской в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГг -к в строке с наименованием должности после слова «Начальник» дополнено словами «заместитель главы администрации».

Из Распоряжения администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг -к устанавливается, что управлению сельского хозяйства предписывается произвести полный расчет с ФИО1 с выплатой компенсаций в соответствие с ст. 279 ТК РФ.

Также в судебном заседании изучены Устав Краснооктябрьского района Нижегородской области и Положение об Управлении сельского хозяйства и земельных ресурсов, с изменениями.

Из Распоряжения администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области -р от ДД.ММ.ГГГГг устанавливается, что принято решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем учреждения – начальником управления сельского хозяйства и земельных ресурсов, заместителем главы администрации ФИО1

Из Распоряжения администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области -р от ДД.ММ.ГГГГг устанавливается, что ими распределены обязанности главы администрации района, его заместителей и начальников управления администрации.

Решением Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг утверждено положение об администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области.

Решением Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг внесены изменения в структуру администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области. Согласно приложенной структуре администрации Краснооктябрьского муниципального района, Заместитель главы администрации, начальник отдела имущественных отношений и земельных ресурсов руководит Управлением сельского хозяйства и земельных ресурсов и Отделом имущественных отношений и земельных ресурсов.

Из Распоряжения администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг -к должность «Заместитель главы администрации, начальник управления сельского хозяйства и земельных ресурсов» переименовано в «Заместитель главы администрации, начальник отдела имущественных отношений и земельных ресурсов».

Из штатных расписаний усматривается, что на 2020г в штате Управления сельского хозяйства имеется должность начальника управления сельского хозяйства и земельных ресурсов, заместителя главы администрации.

Заслушав лиц участвующих в деле, заключение помощника прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям: в т.ч., в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 п. 2 ст. 278 ТК РФ).

По смыслу положений ч. 1 п. 2 ст. 278 ТК РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора.

Рассматриваемое основание для расторжения трудового договора с руководителем организации обусловлено возможностью возникновения таких обстоятельств, которые для реализации и защиты прав и законных интересов собственника вызывают необходимость прекращения трудового договора с руководителем организации, но не подпадают под конкретные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные действующим законодательством (например, п. 1 - 12 ч.1 ст. 81, п. 1 ст. 278 ТК РФ) либо условиями заключенного с руководителем трудового договора (п. 3 ст. 278 ТК РФ). Так, досрочное расторжение трудового договора с руководителем может потребоваться в связи с изменением положения собственника имущества организации как участника гражданских правоотношений по причинам, установить исчерпывающий перечень которых заранее невозможно, либо со сменой стратегии развития бизнеса, либо в целях повышения эффективности управления организацией и т.п. Следовательно, закрепление в ч. 1 п. 2 ст. 278 ТК РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе определять способы управления им единолично или совместно с другими лицами, свободно использовать свое имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, т.е. установлено законодателем в конституционно значимых целях.

Предоставление собственнику права принять решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации - предполагает, в свою очередь, предоставление последнему адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации.

К числу таких гарантий относится предусмотренная ст. 279 ТК РФ выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере, определяемом трудовым договором. По смыслу положений данной статьи во взаимосвязи с положениями ст. 278 ТК РФ, выплата компенсации - необходимое условие досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации в указанном случае.

Рассматривая требования истца по существу, суд исходит из следующего.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (ст. 48 ГК РФ).

Как следует из Положения об Управлении сельского хозяйства и земельных ресурсов администрации Краснооктябрьского муниципального района, с последующими изменениями, оно является юридическим лицом, казенным учреждением и входит в структуру районной администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области (п. 1.3).

Начальник Управления освобождается от должности распоряжением главы администрации района. Начальник Управления принимает на работу и увольняет сотрудников Управления, издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, дает указания, подлежащие обязательному выполнению сотрудниками управления. Начальник Управления открывает и закрывает лицевые счета Управления, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы, он представляет интересы Управления в органах государственной власти РФ и Нижегородской области, органах местного самоуправления, иных органах и организациях по вопросам отнесенным к компетенции Управления, распоряжается в установленном порядке материальными средствами, финансовыми ресурсами, выделяемыми для обеспечения деятельности Управления, заключает договоры и соглашения от имени управления, в пределах своей компетенции или по специальному поручению главы района (п.3).

Управление сельского хозяйства и земельных ресурсов администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области зарегистрировано в ЕГРЮЛ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Управление сельского хозяйства и земельных ресурсов администрации Краснооктябрьского муниципального района отвечает критериям юридического лица, а его начальник критериям руководителя указанного юридического лица.

Также из данного Положения можно сделать вывод, что начальник Управления сельского хозяйства и земельных ресурсов администрации Краснооктябрьского муниципального района подотчетен главе администрации Краснооктябрьского района и соответственно, с учетом вышеизложенного, может быть им уволен в порядке ч. 1 п. 2 ст. 278 ТК РФ.

Такой позиции придерживается и Верховный суд РФ в разъяснениях данных им в Постановлении Пленума ВС РФ от 02 июня 2015г № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» п. 2, из которых следует, что при рассмотрении споров, связанных с применением законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, судам следует исходить из того, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть первая статьи 15, часть вторая статьи 57 ТК РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части первой статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).

Положения главы 43 ТК РФ распространяются на руководителей отраслевых (функциональных) или территориальных органов администраций муниципальных образований (например, комитетов, управлений, отделов), которые учреждены в качестве юридического лица в соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчиком принято решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем учреждения – начальником управления сельского хозяйства и земельный ресурсов, заместителем главы администрации ФИО1 (Распоряжение администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области -р от ДД.ММ.ГГГГг), а также принято решение о выплате компенсаций в соответствие с ст. 279 ТК РФ (Распоряжение администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг -к), суд приходит к выводу, что увольнение истца произведено законно и поэтому в удовлетворении искового заявления следует отказать.

Ссылка истца на то, что неправильно указана его должность - в трудовой книжке указана должность Начальник управления сельского хозяйства и земельных ресурсов, заместитель главы администрации, а в Распоряжении об увольнении указано только – Управление сельского хозяйства и земельных ресурсов – начальник, т.е. без указания «заместитель главы администрации», суд полагает несущественной, тем более, что Распоряжением администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг -к она устранена.

При этом, полагаю отметить следующее.

Как следует из представленной трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГг истец по решению суда был восстановлен в должности «Начальник управления сельского хозяйства и земельных ресурсов, заместитель главы администрации». Согласно п. 3.1 Положения об Управлении сельского хозяйства и земельных ресурсов администрации Краснооктябрьского муниципального района, в редакции от ДД.ММ.ГГГГг, начальник Управления, является заместителем главы администрации в силу занимаемой должности. ДД.ММ.ГГГГг в указанное Положение были внесены изменения, в частности из п. 3.1 было исключено указание на то, что начальник Управления является заместителем главы администрации. Таким образом, из изложенного следует, что на момент оспариваемого увольнения истец занимал должность начальника управления сельского хозяйства и земельных ресурсов, а должность заместителя главы администрации, согласно Решения Земского собрания Краснооктябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг «О внесении изменений в структуру администрации Краснооктябрьского муниципального района, утвержденную решением Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГг » и Распоряжения администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг -к «О проведении организационно-штатных мероприятий», выделена в отдельную и поименована как «Заместитель главы администрации, начальник отдела имущественных отношений и земельных ресурсов».

То, что истец после ДД.ММ.ГГГГг занимал должность заместителя главы администрации, ничем не подтверждается и в расчетно-платежных ведомостях администрации, как заместитель главы администрации, он не указан, что не оспаривается и истцом.

Таким образом, мнение истца о том, что процедура увольнения его, как заместителя главы администрации нарушена, не основана ни законе, ни на фактических обстоятельствах дела.

Утверждение истца, что не было распоряжения на выдачу компенсаций и не было соглашения по компенсациям опровергается Распоряжением администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГг -к, которым установлено, что управлению сельского хозяйства предписывается произвести полный расчет с ФИО1 с выплатой компенсаций в соответствие с ст. 279 ТК РФ.

Фактов, что увольнение фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствовали бы о дискриминации или злоупотреблении правом, истцом не представлено и в судебном заседании не установлено.

Руководствуясь изложенным и ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации Краснооктябрьского муниципального района Нижегородской области о восстановлении на работе, выплате заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Краснооктябрьский районный суд.

Судья

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГг

Судья