ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/20 от 18.06.2020 Снежинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-183/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2020 года город Снежинск

Снежинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи – Беляевой Т.В.,

при секретаре Кореньковой А.А.,

с участием:

- представителя истца – старшего помощника прокурора ЗАТО г. Снежинск ФИО1,

- представителя ответчика администрации Снежинского городского округа ФИО2 (доверенность от 27.04.2018, л.д.74),

- представителя третьего лица Собрания депутатов г. Снежинска ФИО3 (доверенность от 10.03.2020, л.д.75),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации гражданское дело по иску прокурора закрытого административно-территориального образования город Снежинск, действующего в интересах ФИО4 к администрации Снежинского городского округа о возложении обязанности обеспечить инвалиду условия доступности к общему имуществу многоквартирного дома,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор закрытого административно-территориального образования города Снежинск Челябинской области (далее - прокурор ЗАТО г. Снежинск) обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО4 к администрации Снежинского городского округа о возложении обязанности обеспечить инвалиду условия доступности к общему имуществу многоквартирного дома. (л.д.2-5)

В обоснование иска указано, что в ходе проведения прокуратурой ЗАТО г. Снежинск по обращению ФИО4 проверки исполнения администрацией Снежинского городского округа законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что ФИО4 является инвалидом группы (<данные изъяты>) и проживает по адресу: <адрес>

06.06.2019 в администрацию Снежинского городского округа поступило обращение Местной общественной организации инвалидов Снежинского городского округа Челябинской области общественной организации Общероссийской общественной организации «Всемирного общества инвалидов» о проведении обследования многоквартирного дома по <адрес> на предмет оценки приспособления общего имущества многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Согласно акту обследования муниципальной комиссией общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме от 14.06.2019, необходима установка поручней на крыльце подъезда и период на лестничном марше площадки этажа дома по <адрес>.

Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов 17.06.2019 вынесено заключение , согласно которому имеется возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов, расположенного по адресу: г<адрес>

Вместе с тем, необходимые работы в целях приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий и доступности для инвалида администрацией Снежинского городского округа не выполнены в виду отсутствия финансирования указанных мероприятий.

09.01.2020 прокурором города в адрес главы Снежинского городского округа вынесено постановление об устранении нарушений законодательства в области социальной защиты инвалидом, которое ответчиком отклонено.

Вышеуказанное бездействие администрации Снежинского городского округа, мнению истца, делает объект социальной инфраструктуры (жилой дом) недоступным для беспрепятственного доступа ФИО4 и иных инвалидов, проживающих в данном многоквартирном доме, в связи с чем, ущемляются их права на достойную жизнь, ограничивается их независимость и самостоятельность, так как беспрепятственный доступ невозможен без посторонней помощи третьих лиц, что в свою очередь причиняет нравственные страдания данным лицам.

На основании изложенного, прокурор ЗАТО г. Снежинск просит суд признать незаконным бездействие администрации Снежинского городского округа по не оборудованию условий беспрепятственного доступа инвалида ФИО4 в подъезд жилого дома по <адрес>; обязать администрацию Снежинского городского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить мероприятия по установке поручней на крыльце подъезда жилого дома по <адрес> (л.д.35)

В судебном заседании старший помощник прокурора ЗАТО г. Снежинск ФИО1 поддержала измененные исковые требования, просила их удовлетворить.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате и времени слушания дела извещена.

Представитель ответчика администрации Снежинского городского округа ФИО2 (доверенность, л.д.74) в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.76), дополнении к возражениям на исковое заявление. (л.д.117)

Представитель третьего лица Собрания депутатов г. Снежинска ФИО3 (доверенность, л.д.75) в судебном заседании оставила решение вопроса по существу исковых требований на усмотрение суда.

Третье лицо АО «Трансэнерго» своего представителя в судебное заседание не направило, представили отзыв на исковое заявление (л.д.64), заявление о рассмотрении дела без участия представителя. (л.д.111)

Представитель третьего лица Местной общественной организации инвалидов г. Снежинска в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещены, ранее участвуя в судебном заседании вопрос по существу заявленных требований оставляла на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседание не прибыл, о дате слушания дела извещены, направили отзыв на исковое заявление. (л.д.97)

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия не явившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 указанного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО4, проживающая по адресу: <адрес>, является инвалидом группы <данные изъяты>. (л.д.11)

10.12.2019 ФИО4 обратилась к прокурору ЗАТО г. Снежинска с заявлением, в котором содержалась просьба оказать содействие в решении вопроса по установке поручней на крыльце подъезда дома по <адрес> и перил на лестничном марше до площадки первого этажа. (л.д.6)

Ранее, 06.06.2019, Местной общественной организацией инвалидов Снежинского городского округа председателю муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, было отправлено письмо с просьбой направить комиссию для проведения обследования в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. (л.д.7)

В ответе на запрос прокурора ЗАТО г. Снежинск, глава Снежинского городского округа Челябинской области пояснил, что на основании обращения Местной общественной организации Снежинского городского округа Челябинской области общественной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов» в присутствии заявителя ФИО4 проведена муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имуществ в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи с детьми-инвалидами.

По результатам обследования, Комиссия приняла решение о необходимости установки поручней на крыльце подъезда и перил на лестничном марше площадки этажа по адресу заявителя ФИО4, что указано в Заключении от 17.06.2019 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу заявителя.

В настоящее время работы по установке поручней не выполнены, поскольку в местном бюджете средств на выполнение этих мероприятий не предусмотрено. Данные мероприятия планируется внести в действующую муниципальную программу «Доступная среда» на период 2016-2020 гг. Необходимый объем денежных средств на установке поручней, выполняемых по ранее по текущему ремонту управляющей организации в среднем от 3 тыс. рублей до 11 тыс. руб. (л.д.9)

По итогам проведения проверки исполнения администрацией Снежинского городского округа законодательства о социальной защите инвалидов, прокурором ЗАТО г. Снежинск вынесено представление от 09.01.2020, которым прокурор требовал рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствовавших, в том числе выполнить работы по установке поручней при входе в подъезд и перил на лестничном марше до площадки этажа дома по <адрес>. (л.д.26-27)

Представитель ответчика администрации Снежинского городского округа ФИО2, возражая против удовлетворения исковых требований, указала о том, что администрация Снежинского городского округа не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, исходя из следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Так как жилой дом, в котором проживает инвалид ФИО4, введен в эксплуатацию в 1975 году и до настоящего времени капитальный ремонт, реконструкция, модернизация в нем не проводились, то основания для применения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» отсутствуют.

В соответствии с п. 4 раздела 5 указанного Плана мероприятий за адаптацию объектов социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов ответственным является Министерство социальных отношений Челябинской области.

Целевое финансирование на выполнение государственных программ Челябинской области по адаптации многоквартирных жилых домов к потребностям инвалидов, в том числе, по установке поручней, осуществляется за счет средств областного бюджета. Министерство социальных отношений Челябинской области, как орган, уполномоченный на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов, является надлежащим ответчиком по делу.

Также указала о том, что АО «Трансэнерго», как управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: <адрес>, зная, что в подъезде проживает инвалид, чье состояние требует выполнения мероприятий по обеспечению доступности общего имущества дома к потребностям инвалида, могло и должно было представить перед собственниками помещения вопрос о выполнении необходимых мероприятий в рамках работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. (л.д.76)

Вместе с тем, в случае удовлетворения иска просила предусмотреть возможность установки поручней не в соответствии с действующими строительными и техническими правилами, а с учетом принципов «разумного приспособления» в объеме удовлетворения минимальных потребностей проживающего в многоквартирном доме инвалида, поскольку В материалах дела отсутствуют доказательства технической возможности установки перил в требуемых местах с соблюдением требований ГОСТ 51261-2017 и СП 59.13330.2016. (л.д.117)

АО «Трансэнерго» в своем отзыве на исковое заявление полагает о том, что ответственность за обеспечение инвалиду беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилому дому) несут органы местного самоуправления. (л.д.64)

Министерство социальных отношений Челябинской области в своем отзыве на исковое заявление указало о том, что Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. (л.д.97-98)

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалида равными с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с международными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Согласно ст. 15 указанного Закона орган местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожными, воздушными, водными, междугородным автобусным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положению указанного Федерального закона жилые здания отнесены к объектам социальной инфраструктуры.

Пунктом 5.2 ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Таким образом, обязанность и ответственность за обеспечение инвалиду беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры (жилому дому) несут органы местного самоуправления, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилого фонда, создание условий для контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалида условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Снежинского городского округа от 19.07.2018 создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи с детьми-инвалидами. (л.д.21)

Постановлением администрации Снежинского городского округа от 25.07.2018 утвержден Порядок работы муниципальной комиссии (л.д.19), согласно которому, основной целью создания Комиссии является обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляемое в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности из приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных:

стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения;

стойкими расстройствами функций слуха, сопряженными с необходимостью использования вспомогательных средств;

стойкими расстройствами функций зрения, сопряженными с необходимостью использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств;

задержками в развитии и другими нарушения функций организма.

Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

По результатам проведенного 14.06.2019 обследования общего имущества жилого дома, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, Комиссией вынесено Заключение : «О возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида», расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.16)

Согласно акту обследования АО «Трансэнерго» от 14.06.2019, на крыльце подъезда дома по <адрес> установка поручня возможна. На лестничном марше до этажа установка поручня возможна при условии соблюдения требований СНиП 21-01-97, п.6.27, 6.29 «…ширина лестничного марша должна быть удобной для эвакуации людей на носилках и не менее 0,9 м)». (л.д.13)

Главой Снежинского городского округа утвержден Адресный перечень (План мероприятий) по проведению работ для приспособления многоквартирных домов к потребностям маломобильных групп населения (по обращениям жителей с 2018-2099 гг.) на период с 2020 по 2023. В указанном Перечне также приведено обращение ФИО4 (л.д.25)

Представитель ответчика ссылается на тот факт, что в соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Суд полагает, что несмотря на то, что указанные нормы распространяются лишь на вновь проектируемые и возводимые здания и сооружения, при реконструкции или капитальном ремонте ранее возведенных зданий и сооружений и не предусматривают механизм реализации этих норм по отношению к уже построенным зданиям и сооружениям, ущемление прав инвалидов, проживающих в домах проектирование и строительство которых уже завершено, противоречит общей концепции государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, целью которой является обеспечение указанным лицам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что работы, необходимые для адаптации многоквартирных жилых домов должны включаться управляющей организацией в перечень работ, подлежащих выполнению в рамках капитального ремонта и утверждается на общем собрании собственников в порядке, предусмотренном ст. 189 ЖК РФ, суд считает необоснованными, поскольку решение вопроса об изменении состава общего имущества в многоквартирном жилом доме относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ). Доказательств, что такое решение принималось общим собранием собственников, сторонами в материалы дела не представлено.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, является администрация Снежинского городского округа, которая координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач.

Исходя из обстоятельств дела суд считает, что испрошенный прокурором способ защиты является эффективным способом восстановления нарушенных прав ФИО4, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора закрытого административно-территориального образования город Снежинск, действующего в интересах ФИО4 к администрации Снежинского городского округа о возложении обязанности обеспечить инвалиду условия доступности к общему имуществу многоквартирного дома – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Снежинского городского округа по не обеспечению условий беспрепятственного доступа инвалида ФИО4 в подъезд жилого дома по <адрес>.

Обязать администрацию Снежинского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить мероприятия по установке поручней на крыльце подъезда и перил (поручней) на лестничном марше площадки этажа дома по <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий: Т.В. Беляева

Решение в мотивированной форме изготовлено 26 июня 2020 года.