Дело № 2-2/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Панкрушиха 16 июня 2014 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Череушенко Е.В.,
при секретаре Пашковой Л.Г.,
с участием заместителя прокурора Панкрушихинского района Сафрайдер Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Панкрушихинского района в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации Алтайского края в лице Главного управления сельского хозяйства Алтайского края к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Колхоз Красноармейский», ФИО1 о взыскании причиненного ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Панкрушихинского района обратился в суд в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Алтайского края в лице Главного управления сельского хозяйства Алтайского края (далее по тексту – ГУСХ Алтайского края» с иском к СПК «Колхоз Красноармейский», ФИО1 о взыскании ущерба в размере 00 рублей, причиненного в результате незаконных действий по получению субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота. В обоснование своих требований прокурор указал, что при проведении проверки о целевом использовании субсидий, выделенных из федерального и краевого бюджетов на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, установленных постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № 179, выявлены нарушения требований законодательства, а именно хищение денежных средств на общую сумму 00 рублей. Указанным постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота (далее по тексту - Правила).
Согласно п.2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов РФ по реализации региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих сохранение поголовья коров, путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на закупку кормов для содержания поголовья коров.
В соответствии с п.3 Правил средства на поддержку содержания поголовья коров, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставкам исходя из расчета на 1 голову коровы, которые определяются органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в пределах средств, предусмотренных субъекту РФ на указанные цели.
Постановлением Администрации Алтайского края от 01.06.2011 №, утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с п.4 Порядка субсидии предоставляются на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота (коров основного стада).
Из п.5 Порядка следует что право на получение субсидий имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, заключившие соглашение с Главным управлением, внесенные в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края и представившие отчетность о своем финансово-экономическом состоянии по формам и в сроки, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п.8 Порядка, для получения субсидий их получатели представляют ежемесячно до 10 числа, но не позднее 10 ноября текущего года, в Главное управление заявления на предоставление государственной поддержки, справки-расчеты о предоставлении субсидий по формам, утвержденным Главным управлением, а также копии документов, являющихся основанием для предоставления субсидий, - в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением к настоящему порядку.
В соответствии с протоколом № общего собрания членов СПК «Колхоз Красноармейский» от 30.03.2011 председателем кооператива избран ФИО1
Согласно п.9.9.7 Устава СПК «Колхоз Красноармейский» председатель без доверенности действует на основании решений Общего собрания, Совета и Правления по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, и по остальным вопросам единолично от имени Кооператива. Председатель распоряжается в соответствии с настоящим Уставом имуществом Кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе и с правом передоверия, открывает счета Кооператива в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение работников Кооператива, организует их работу, издает обязательные для исполнения членами Кооператива и работниками Кооператива приказы и распоряжения, организует выполнение решений Общего собрания, Совета и исполняет иные не противоречащие настоящему Уставу функции в интересах Кооператива. От имени Кооператива трудовой договор с Председателем заключает Председатель Совета.
Таким образом, ФИО1, занимая служебное положение Председателя Кооператива, наделен управленческими функциями в данной коммерческой организации, являлся ее исполнительным органом, выполнял на постоянной основе организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
В апреле и августе 2011 года ФИО1, действуя от имени СПК «Колхоз Красноармейский», без намерения создать соответствующие правовые последствия, заключил с ИП главой КФХ С. и ООО «Фермерское хозяйство К.» договоры по поставке кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота на общую сумму 00 рублей. Фактически отгрузка кормов в адрес СПК «Колхоз Красноармейский» не производилась.
С целью получения субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № и постановлением Администрации Алтайского края от 01.06.2011 года №, ФИО1 сформировал и предоставил в Администрацию Панкрушихинского района Алтайского края пакет документов на получение субсидии, в том числе документы, содержащие заведомо ложные сведения о поставках от ИП главы КФХ С. и ООО «Фермерское хозяйство К.» в адрес СПК «Колхоз Красноармейский» кормов для содержания маточного поголовья КРС.
28.09.2011 ГУСХ Алтайского края на расчетный счет СПК «Колхоз Красноармейский» перечислены денежный средства в виде субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС из федерального бюджета РФ на сумму 00 рубля и из бюджета Алтайского края в сумме 00 рублей.
Таким образом, ФИО1, являясь председателем СПК «Колхоз Красноармейский» при указанных выше обстоятельствах, похитил денежные средства на общую сумму 00 рублей, причинив ущерб бюджету Российской Федерации и бюджету Алтайского края.
В соответствии с п.12 Порядка получатели в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое использование субсидий. При нарушении условий, установленных настоящим Порядком, субсидии подлежат возврату в доход краевого бюджета в течении 30 дней с даты выявления недостоверной информации.
В судебном заседании заместитель прокурора Панкрушихинского района Сафрайдер Е.В. уточнила исковые требования, просила по основаниям, указанным в исковом заявлении, взыскать в солидарном порядке с СПК «Колхоз Красноармейский» и ФИО1 в пользу Российской Федерации и Алтайского края в лице ГУСХ Алтайского края ущерб в размере 00 рублей, причиненный в результате незаконных действий по получению субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота. Дополнительно пояснила, что вступившим в законную силу приговором Панкрушихинского районного суда от 14.05.2014 ФИО1 по факту хищения бюджетных средств, выделенных СПК «Колхоз Красноармейский» в виде указанных субсидий, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ. Данным приговором установлены обстоятельства незаконного получения субсидии.
Ответчик ФИО1, представляющий также интересы ответчика СПК «Колхоз Красноармейский» в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что СПК «Колхоз Красноармейский» в настоящее время возвратил на счет ГУСХ Алтайского края 00 рублей в возмещение полученной с нарушением закона субсидии. Полностью возвратить субсидию СПК «Колхоз Красноармейский» не имел возможности в силу затруднительного финансового положения. После поступления необходимых средств на счет кооператива будет возвращена оставшаяся часть субсидии. Полагал, что взысканию подлежит оставшаяся часть субсидии в размере 00 рубль.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст.164 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 № 179 утверждены Правила, которыми установлен порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих сохранение поголовья коров, путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на закупку кормов для содержания поголовья коров.
Согласно п.3 Правил средства на поддержку содержания поголовья коров, источником финансового обеспечения которой являются субсидии, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставкам исходя из расчета на 1 голову коровы, которые определяются органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных субъекту Российской Федерации на указанные цели.
Согласно п.8 Правил уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 60 процентов расходного обязательства.
Постановлением Администрации Алтайского края от 01.06.2011 № Утвержден Порядок, которым установлены правила и условия предоставления субсидий из краевого бюджета источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета.
Согласно п.3 Порядка распределителем средств, направляемых на предоставление субсидий, является ГУСХ Алтайского края.
В соответствии с п.4 Порядка субсидии предоставляются на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота (коров основного стада).
Из п.5 Порядка следует, что право на получение субсидий имеют сельскохозяйственные товаропроизводители, заключившие соглашение с Главным управлением, внесенные в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края и представившие отчетность о своем финансово-экономическом состоянии по формам и в сроки, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно п.7 Порядка субсидии предоставляются по ставкам на одну голову маточного поголовья крупного рогатого скота в размере до 00 рублей, но не более фактически произведенных затрат.
В соответствии с п.8 Порядка для получения субсидий их получатели представляют ежемесячно до 10 числа, но не позднее 23 сентября текущего года, в Главное управление заявления на предоставление государственной поддержки, справки-расчеты о предоставлении субсидий по формам, утвержденным Главным управлением, а также копии документов, являющихся основанием для предоставления субсидий, - в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением к настоящему порядку.
В соответствии с п.12 Порядка получатели в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за целевое использование субсидий. При нарушении условий, установленных настоящим Порядком, субсидии подлежат возврату в доход краевого бюджета в течении 30 дней с даты выявления недостоверной информации.
Приговором Панкрушихинского районного суда от 14.05.2014, вступившим в законную силу 27.05.2014, установлено, что ФИО1 является членом СПК «Колхоз Красноармейский», согласно протоколу № общего собрания членов данного кооператива от 30.03.2011 избран председателем СПК «Колхоз Красноармейский».
В период с <данные изъяты> ФИО1 сформировал и предоставил в Администрацию Панкрушихинского района Алтайского края пакет документов на получение субсидии, в том числе документы, содержащие заведомо ложные сведения о поставках от ИП главы КФХ С и ООО «Фермерское хозяйство К.» в адрес СПК «Колхоз Красноармейский» кормов для содержания маточного поголовья КРС, а именно: договор купли-продажи б/н от 18.04.2011 между СПК «Колхоз Красноармейский» и ИП главой КФХ С.»; договор купли-продажи б/н от 25.08.2011 между СПК «Колхоз Красноармейский» и ООО «Фермерское хозяйство К.»; счет-фактуру № от 18.07.2011, выставленную ИП главой КФХ С. в адрес СПК «Колхоз Красноармейский» на сумму 00 рублей, и соответствующую ей товарную накладную; платежное поручение № от 18.07.2011 о перечислении денежных средств на сумму 00 рублей со счета СПК «Колхоз Красноармейский» на счет ИП главы КФХ С.; счет-фактуру № от 25.08.2011, выставленную ООО «Фермерское хозяйство К.» в адрес СПК «Колхоз Красноармейский» на сумму 00 рублей и соответствующую ей товарную накладную; платежное поручение № от 28.08.2011 на перечисление денежных средств на сумму 00 рублей в ООО «Фермерское хозяйство К.» с отметкой о принятии его банком.
02.09.2011 работниками Администрации Панкрушихинского района Алтайского края вышеназванный пакет документов был передан в ГУСХ Алтайского края, работники которого произвели проверку правильности заполнения представленных документов, после чего, не зная о преступных намерениях ФИО1 и находясь под воздействием обмана с его стороны, на основании представленного пакета документов приняли решение о предоставлении и выплате СПК «Колхоз Красноармейский» субсидии.
В результате незаконных действий ФИО1 28.09.2011 в соответствии с платежными поручениями № от 28.09.2011 и № от 28.09.2011 со счета Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (ГУСХ Алтайского края) № на расчётный счёт СПК «Колхоз Красноармейский» № были перечислены денежные средства в виде субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС из в сумме 00 рубль.
Используя свое служебное положение, зачислив 28.09.2011 на счет СПК «Колхоз Красноармейский» денежные средства федерального и краевого бюджетов в особо крупном размере в сумме 00 рубль, и получив реальную возможность распоряжаться ими, ФИО1 впоследствии похищенными денежными средствами распорядился по своему усмотрению, чем причинил ГУСХ Алтайского края ущерб на указанную сумму.
ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.
В соответствии с ч.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В этой связи суд считает установленным и не подлежащим доказыванию факт того, что субсидия в размере 00 рубль получена СПК «Колхоз Красноармейский» без законных на то оснований в нарушение Порядка, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 01.06.2011 №, что в соответствии с п.12 Порядка является основанием для возвращения субсидии в доход краевого бюджета.
В силу ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст.1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Поскольку СПК «Колхоз Красноармейский» в результате противоправных действий его председателя без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований получил из бюджета Алтайского края денежные средства в качестве субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС в размере 00 рубль, он обязан возвратить в краевой бюджет денежные средства в указанном размере.
Согласно представленным ответчиком платежным поручениям от 03.06.2014 №, от 09.06.2014 №, от 11.06.2014 № СПК «Колхоз Красноармейский» на счет УФК по Алтайскому краю (ГУСХ Алтайского края) перечислено в общей сумме 00 рублей в качестве возврата незаконно полученной субсидии.
Таким образом, с СПК «Колхоз Красноармейский» в доход бюджета Алтайского края подлежит взысканию 00 рубль <данные изъяты> в возмещение вреда, причиненного в результате незаконного получения субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС. Требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
В остальной части требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку денежные средства в сумме 00 рублей, незаконно полученные СПК «Колхоз Красноармейский» в качестве субсидии, до рассмотрения настоящего дела по существу добровольно возвращены в бюджет Алтайского края.
Требования прокурора о взыскании вреда как с СПК «Колхоз Красноармейский», так и с ФИО1 в солидарном порядке являются необоснованными, поскольку истцом не представлено доказательств необоснованного приобретения ФИО1 как физическим лицом, средств, перечисленных на расчетный счет СПК «Колхоз Красноармейский» в качестве субсидии.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с СПК «Колхоз Красноармейский» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 00 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Панкрушихинского района Алтайского края удовлетворить частично.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз Красноармейский» в доход бюджета Алтайского края 00 рубль 00 копеек в возмещение вреда, причиненного в результате незаконного получения субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Колхоз Красноармейский» в доход местного бюджета Панкрушихинского района Алтайского края государственную пошлину в размере 00 рублей 00 копейка.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд.
Председательствующий Е.В. Череушенко
<данные изъяты>
Председательствующий Е.В. Череушенко
Верно:
Председательствующий Е.В. Череушенко