ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/2014 от 31.01.2014 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-183/2014Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской ФедерацииКиселевский городской суд Кемеровской области    в составе председательствующего -   судьи  Симоновой С.А.,

 при секретаре - Гоголь О.А.,

 с участием истца – помощника прокурора города Киселевска – Михайловой И.В.,

 представителя ответчика – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Киселевского городского округа детский сад <данные изъяты> комбинированного вида - Ч. Л.Г.,

 представителя ответчика - Администрации Киселевского городского округа – Г.

 представителя третьего лица Управления образования Киселевского городского округа – С.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

 «31» января 2014 года

 гражданское дело по иску Прокурора города Киселевска в интересах неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида к МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида, Администрации Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий,

 у с т а н о в и л :

 Истец – Прокурор города Киселевска обратился в суд с иском к ответчику МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида (далее по тексту МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида), Администрации Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий.

 Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Киселевска Кемеровской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений города. В ходе проверки установлено, что МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида не оборудован системой технического контроля (видеонаблюдения) в здании.

 Отсутствие системы технического контроля (внутриобъектового видеонаблюдения) в здании ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников дошкольной образовательной организации.

 Организация деятельности руководителей образовательных и дошкольных организаций по противодействию терроризму не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет за собой нарушения основных принципов противодействия терроризму, направленных на профилактику, минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления нарушений в указанной сфере, а также ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье людей, в том числе детей.

 Прокурор города Киселевска просит обязать МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида, Администрацию Киселевского городского округа установить в здании детского сада № по адресу город Киселевск <адрес> систему технического контроля за обстановкой (внутриобъектовое видеонаблюдение). В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок до ДД.ММ.ГГГГ в течение, которого указанные действия должны быть исполнены.

 Помощник прокурора города Киселевска Михайлова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчица МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида – Ч. действующая на основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ и Устава учреждения, в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что действительно в МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида отсутствует система внутриобъектового видеонаблюдения. По данному вопросу они обратились в Управление образование Киселевского городского округа, по сообщению которого расходы на установку внутриобъектового видеонаблюдения включены в бюджет на ДД.ММ.ГГГГ. МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида самостоятельными денежными средствами не обладает, так как не оказывает дополнительные образовательные услуги, финансирование детского сада осуществляется Управлением образования Киселевского городского округа.

 Представитель ответчика – Администрации Киселевского городского округа – Г.., действующая на основании доверенности без № от ДД.ММ.ГГГГ со всеми правами стороны в процессе, исковые требования не признала, в судебном заседании пояснила, что Администрация Киселевского городского округа является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии со ст.24 Устава муниципального образования «Киселевский городской округ» (в ред. Решения Киселевского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2013 № 44-н) структуру органов местного самоуправления составляют одни из следующих: исполнительно-распорядительный орган муниципального образования администрация Киселевского городского округа (местная Администрация); орган по организации и управлению образовательным процессом в городском округе - управление образования Киселевского городского округа. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных федеральным законом или законом Кемеровской области государственных полномочий (п.2 ст.24 Устава). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных в части 1 настоящей статьи органов местного самоуправления определяются настоящим Уставом (п.3 ст.24 Устава). Согласно ст. 46.2. Устава муниципального образования «Киселевский городской округ» (введена Решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2013 года № 44-н) управление образования имеет определенные полномочия. То есть управление образования Киселевского городского округа является органом местного самоуправления по организации и управлению образовательным процессом в городском округе с определенными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных полномочий, что не противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, то есть городского округа, также имеющая полномочия определенные Уставом, не противоречащие Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ. К тому же, согласно ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Согласно абз.6 п.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение (которым является детский сад) отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. С. детский сад № является бюджетным учреждением, в связи, с чем должен самостоятельно отвечать по своим обязательствам. На основании распоряжения администрации Киселевского городского округа № 301- р от 11 марта 2011 года «Об утверждении перечня подведомственных получателей средств бюджета Киселевского городского округа» изданного в соответствии со ст.38.1 БК РФ, утвержден Перечень подведомственных получателей средств бюджета Киселевского городского округа - где главным распорядителем бюджетных средств детского сада является управление образования Киселевского городского округа.

 Представитель Управления образования Киселевского городского округа - ФИО21., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ со всеми правами стороны в процессе, исковые требования Прокурора города Киселевска к МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида о понуждении к совершению действий признала, пояснив, что Управление образования Киселевского городского округа будет принимать участия в установлении внутриобъектового видеонаблюдения по мере поступления финансирования, поскольку они являются распорядителями денежных средств.

 Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида, представителя ответчика Администрации Киселевского городского округа, третьего лица Управления образования Киселевского городского округа, исследовав письменные материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

 Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

 В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

 В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

 Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

 На основании п.1, 2 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 (ред. от 02 июля 2013 года) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

 Согласно п.2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 (ред. от 23 июля 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

 Пунктом 11 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 сентября 2008 года № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлены антитеррористические мероприятия, к которым отнесены установка, в том числе, инженерно-технические средства охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля), обеспечение охраны.

 Кроме того, в силу ч. 7 ст. 28 «Закона об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Как установлено п.5 ч. 1 ст. 9 «Закона об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

 В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Киселевска Кемеровской области была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений города. В ходе проверки установлено, что МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида не оборудован системой технического контроля (видеонаблюдения) в здании. Отсутствие системы технического контроля (внутриобъектового видеонаблюдения) в здании ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, работников дошкольной образовательной организации. Организация деятельности руководителей образовательных и дошкольных организаций по противодействию терроризму не соответствует требованиям действующего законодательства и влечет за собой нарушения основных принципов противодействия терроризму, направленных на профилактику, минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления нарушений в указанной сфере, а также ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье людей, в том числе детей.

 Данные обстоятельства не оспариваются представителем МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида – заведующей Ч.

 Согласно ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ направленного в Управление образование Киселевского городского округа (л.д.31) МБДОУ детский сад № комбинированного вида просит включить их дошкольное учреждение в список на выделение материальных средств по установке внутриобъектового видеонаблюдения в МБДОУ детский сад №№

 В соответствии с ответом зам. начальника МБУ УБ (л.д.31) расходы на установку видеонаблюдения по МБДОУ детский сад № включены в Бюджет на <данные изъяты>.

 На основании ответа Управления образования Киселевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.49) установлено, что денежные средства на установку внутриобъектового видеонаблюдения в МБДОУ КГО № комбинированного вида будут выделены во втором квартале <данные изъяты>.

 Из акта инспектирования МБДОУ детский сад № комбинированного вида от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72) установлено, что в рабочие часы охрану объекта осуществляет дежурная, в ночное время ведомственные нелицензированные сторожа, по одному человеку в смену, в выходные дни круглосуточно. Пост охраны оборудован телефоном городской АТС, кнопкой вызова нарядов полиции, монитором системы периметрального видеонаблюдения, автономной пожарной сигнализацией. По выявленным недостатком принято решение о выполнении мероприятий с установлением срока их исполнения, а именно в целях антитеррористической защищенности, обеспечения общественной безопасности на объекте необходимо рассмотреть вопрос об оборудовании объекта средствами внутриобъектового видеонаблюдения с отображением видеоинформации в реальном времени видеокадрами, срок исполнения третий квартал <данные изъяты>. Однако до сегодняшнего времени указанные нарушения устранены не были.

 Согласно абз.6 п.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение (которым является детский сад) отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

 Согласно ст.24 Устава муниципального образования «Киселевский городской округ» (в ред. Решения Киселевского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2013 № 44-н) структуру органов местного самоуправления составляют одни из следующих: исполнительно-распорядительный орган муниципального образования администрация Киселевского городского округа (местная Администрация); орган по организации и управлению образовательным процессом в городском округе - управление образования Киселевского городского округа. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и  обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных федеральным законом или законом Кемеровской области государственных полномочий (п.2 ст.24 Устава).

 На основании ст. 46.2. Устава муниципального образования «Киселевский городской округ» (введена Решением Киселевского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2013 года № 44-н) управление образования имеет определенные полномочия. То есть управление образования Киселевского городского округа является органом местного самоуправления по организации и управлению образовательным процессом в городском округе с определенными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных полномочий, что не противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 В соответствии с Уставом МБДОУ Киселевского городского округа детский сад № комбинированного вида от 10 августа 2011 года (л.д.6-26), учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и (или) смету и лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

 Таким образом, выполнение установки системы технического контроля за обстановкой (внутриобъектового видеонаблюдения) в здании детского сада № по <адрес> являет­ся обязанностью МБДОУ Киселевского городского округа детский сад № комбинированного вида.

 В связи с чем, суд считает, что исковые требования прокурора г. Киселевска о возложении обязанности на Администрацию Киселевского округа установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ года в здании МБДО Киселевского городского округа детский сад № комбинированного вида систему технического контроля за обстановкой (внутриобъектовое видеонаблюдение), являются необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

 То обстоятельство, что со стороны заведующей МБДОУ Киселевского городского округа детский сад № комбинированного вида предпринимались действия по устранению выявленных нарушений, подтверждаются имеющимися в письменных материалах дела ходатайствами на имя начальника Управления образования Киселевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

 Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора города Киселевска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, и считает необходимым обязать ответчика МБДО Киселевского городского округа детский сад № комбинированного вида установить в здании детского сада № по <адрес> систему технического контроля за обстановкой (внутриобъектового видеонаблюдения) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 По мнению суда, данный срок является разумным, соответствует характеру нарушений и реальной возможности их устранения. Представитель детского сада № в судебном заседании пояснила, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ система технического контроля за обстановкой ( внутриобъектовое видеонаблюдение) в детском саду должна быть установлена, срок является достаточным для исполнения заявленных прокурором требований.

 В силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 Согласно положениям ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в суд, в размере <данные изъяты>, учитывая то, что данный спор носит характер неимущественного.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 Обязать МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида установить в здании детского сада № по адресу: город Киселевск <адрес> систему технического контроля за обстановкой (внутриобъектовое видеонаблюдение) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 В удовлетворении исковых требований прокурору города Киселевска о возложении на Администрацию Киселевского городского округа обязанности установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в здании МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида систему технического контроля за обстановкой ( внутриобъектовое видеонаблюдение), отказать.

 Взыскать с МБДОУ КГО детский сад № комбинированного вида, государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.

 Председательствующий - С.А. Симонова

 Решение в законную силу не вступило.

 В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.