ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/2021 от 06.04.2021 Бурейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS000-57

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ пгт. Новобурейский

Бурейский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Пасюк И.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО9, представителя ответчика МКУ администрация рп. Талакан – ФИО4, представителя ответчика МКУ комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к Муниципальному казенному учреждению администрация рп. Талакан, Муниципальному казенному учреждению комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> о признании права на денежную компенсацию за изъятое жилое помещение; возложении обязанности по выплате денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратилась в суд с иском к МКУ администрация рп. Талакан, МКУ комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ она на основании договора купли-продажи является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес>. Указанный многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Относительно истца реализация адресной программы по обоюдному согласию сторон планировалась посредством выплаты ей денежной компенсации за изъятое у нее жилое помещение. По рекомендации главы администрации рп. Талакан она на платной основе провела оценку принадлежащего ей жилого помещения. По заключению специалистов рыночная стоимость принадлежащей ей квартиры составляет 567 000 рублей. Указанная сумма давала ей возможность приобрести равноценное жилье в <адрес>. Между тем, администрация <адрес> уклоняется от выплаты компенсации за изымаемое жилье в размере его рыночной стоимости. В декабре 2020 года администрация <адрес> направила в адрес истца уведомление, что компенсация за изымаемое жилое помещение может быть выплачена ей в размере стоимости приобретения ею жилого помещения, указанной в договоре купли-продажи жилого помещения, что составляет 160 000 рублей. Между тем, за указанную сумму приобрести жилое помещение не представляется возможным. В договоре купли-продажи не указана реальная стоимость приобретения жилья – 350 000 рублей, кроме того, 10 лет назад, на момент приобретения квартиры жилье в <адрес> стоило значительно меньше, не учтена ежегодная инфляция и связанная с этим утрата покупательной способности рубля, а также значительные денежные вложения в приведение квартиры в хорошее состояние. Полагает, что ссылка ответчика на положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ несостоятельна, и данная статья не может быть применена к спорным правоотношениям, поскольку ухудшает ее положения относительно иных собственников многоквартирного <адрес>, которые реализовали свое право на получение жилья в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2018 гг., в которую дом был включен. Считает, что применение данной статьи к настоящим правоотношениям будет противоречить положениям ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, не допускающей применение нового правового акта к ранее возникшим правоотношениям. Указывает, что на момент приобретения жилого помещения ей не было известно и не могло быть известно, что жилой дом признан аварийным, поскольку соответствующая информация в общем доступе отсутствовала.

Просит признать за ней право на адекватную денежную компенсацию за изъятое у нее жилое помещение, то есть компенсацию по его рыночной стоимости; возложить на ответчиков обязанность по выплате ей денежной компенсации в сумме, определенной специалистами, то есть по рыночной стоимости изъятого у нее жилого помещения.

В судебном заседании истец ФИО8 и ее представитель ФИО9 поддержали заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ФИО1ФИО9 дополнительно пояснил, что право ФИО1 на обеспечение ее жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого <адрес>, в котором ей на праве собственности принадлежит жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу, путем ее выкупа по рыночной стоимости возникло в связи с принятием <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена адресная региональная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов», в соответствии с которой администрацией рп. Талакан было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> признанном аварийным и подлежащим сносу». Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ вступила в действие с ДД.ММ.ГГГГ и не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие. Ссылался на социальное и имущественное положение ФИО1 не позволяющее ей приобрести жилое помещение за предлагаемую ответчиками сумму, поскольку она является пенсионером, ветераном труда.

Представитель ответчика МКУ администрации рп. Талакан – глава администрации ФИО4 в судебном заседании пояснила, что не согласна с заявленными к администрации рп. Талакан требованиями, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему спору. Полномочия по реализации адресной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 гг» переданы в МО Бурейский муниципальный район на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключаемого ежегодно. Спорный жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в силу чего полагала несостоятельными доводы стороны истца о том, что ФИО8 не могла знать о приобретении ею жилого помещения в аварийном жилищном фонде. Жилой дом был включен в реестр аварийного жилья на территории муниципального образования и при обращении в администрацию перед покупкой квартиры данный факт можно было выяснить. Все дом, признанные аварийными в 2008 году, в том числе и спорный дом, были включены в адресную региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2013-2019 гг», в рамках которой частично были проведены мероприятия по расселению граждан из жилого <адрес>. В рамках действия этой программы, ФИО8, реализуя предоставленное ей право, выразила желание на получение компенсации за изымаемое жилое помещение. Ввиду недофинансирования программы, часть квартир не были расселены, в том числе и ФИО8, и перешли в адресную региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 гг». В настоящее время не расселены две квартиры.

Представитель ответчика МКУ КУМИ <адрес>ФИО5 возражал относительно заявленных исковых требований, в обоснование указав, что право собственности ФИО1 на жилое помещение по адресу: <адрес> возникло ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 8.2 ст. 32 ЖК РФ вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, при этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ, которым введена в действие данная норма, не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания жилого дома аварийным. Учитывая, что отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, соответственно, права и обязанности субъектов данных правоотношений могут возникать после того, как возникло само правоотношение. По состоянию на апрель 2021 года законодательством не предусмотрено предоставление истцу равнозначного жилого помещения. В силу ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Учитывая, что необходимость в заключении договора с истцом возникла в настоящее время, он должен соответствовать в том числе требованиям п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, которая введена в действие с целью недопущения злоупотребления правами и неосновательного обогащения заинтересованных лиц. Просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле – министерство ЖКХ <адрес> и Фонд содействия реформированию ЖКХ, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в силу чего суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец ФИО8 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Талакан, дом. 89, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО6 и ФИО1, копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-28726434.

Как следует из технического паспорта, данная квартира расположена в многоквартирном жилом <адрес> года постройки, имеет общую площадь 54, 2 кв.м., 2 комнаты.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГмежведомственной комиссии, назначенной постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования двухэтажного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, 1985 года постройки, установлено, что фундамент просел, нижние венцы сгнили, балки пола поражены гнилью, стропильная система сгнила, процент износа здания составляет 76%. Принято заключение об аварийности и непригодности для проживания указанного многоквартирного дома.

Постановлением главы администрации рп. Талакан от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, главой VII.1 Земельного кодекса РФ, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013-2017», заключением межведомственной комиссии <адрес> о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГЮ в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме, с кадастровым номером 28:11:010203:31, разрешенное использование 2-хэтажный жилой дом, площадью 1 800 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, пгт. Талакан; жилые помещения – <адрес>, 2, 4, 7 в многоквартирном жилом <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, пгт. Талакан.

Указанный многоквартирный жилой дом был включен в адресную региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013 - 2021 годах», утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с планируемой датой окончания расселения 4 квартал 2019 года и планируемой датой сноса жилого дома – третий квартал 2025 года ( в Перечне аварийных многоквартирных домов, являющемся Приложением к региональной адресной программе).

Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена адресная региональная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов», в которую согласно Приложению «Перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ» вошел и жилой <адрес> (под в списке) с планируемой датой окончания переселения до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ МКУ администрация рп. <адрес> передало часть полномочий по решению вопросов местного значения МО городского поселения рп. (пгт) Талакан Бурейского муниципального района в части реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов» администрации <адрес>, в том числе, полномочия по приобретению жилых помещений в рамках реализации программы; предоставлению гражданам проектов договоров социального найма на жилые помещения; передаче приобретенных жилых помещений в муниципальную собственность рп. Талакан; выплате (возмещению) денежных средств гражданам за жилое помещение, изъятое в соответствии со ст. 32 ЖК РФ на основании предоставленных документов.

ФИО1 в МКУ КУМИ <адрес> был предоставлен отчет об определении рыночной стоимости квартиры в многоквартирном жилом доме и доли в праве собственности на земельный участок, расположенных по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 администрацией <адрес> было направлено письмо за исх. , согласно которому в целях исполнения адресной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о невозможности выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение по рыночной стоимости в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса ввиду возникновения права собственности ФИО1 после признания жилого дома аварийным; наличии у ФИО1 права на возмещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения, а именно 160 000 рублей в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В случае согласия ФИО1 предложено заполнить соответствующее заявление и направить его в адрес администрации.

Не согласившись с указанным размером выплаты за изымаемое жилое помещение, ФИО8 направила в адрес администрации письмо от ДД.ММ.ГГГГ о пересмотре размера выплаты согласно отчету об оценке имущества.

Отсутствие согласия между сторонами по поводу стоимости подлежащего выплате возмещения за изымаемое жилое помещение ФИО1 в рамках реализации адресной региональной программы послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском, в обоснование которого истец ссылался на недопустимость применения к спорным правоотношениям положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, ухудшающих ее положение в сравнении с иными собственниками жилых помещений в спорном многоквартирном доме.

Оценивая возражения ответчика МКУ администрация рп. Талакан относительно того, что последнее не является надлежащим ответчиком по делу, суд считает их обоснованными, поскольку МКУ администрация рп. Талакан на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ передало полномочия по реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов» муниципальному образованию Бурейский муниципальный район и не является субъектом спорных правоотношений. В данной связи суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ администрация рп. Талакан надлежит отказать. Надлежащим ответчиком по делу является МКУ КУМИ <адрес>, осуществляющий функции по реализации жилищной политики от имени МО Бурейский муниципальный район, в силу чего заявленные ФИО1 требования рассматриваются судом применительно к данному субъектному составу спора: истец ФИО8, ответчик МКУ КУМИ <адрес>.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы).

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, пунктов 3, 6 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Между тем, в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Таким образом, учитывая положения п. 3 ст. 16 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ лишают собственника жилого помещения права на предоставление ему взамен изымаемого жилого помещения иного жилого помещения или возмещения в размере рыночной стоимости изымаемого жилого помещения в случае приобретения таким собственником права собственности на жилое помещение после признания многоквартирного жилого дома аварийным.

Согласно ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В силу ч. 2 указанной статьи действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В связи с этим необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами, и не носят ли спорные жилищные правоотношения длящийся характер.

Право ФИО1 на обеспечение ее жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит <адрес>, аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, возникло в связи с принятием правительством <адрес> постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013 - 2017 годах», в соответствии с которой администрацией рп. Талакан было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, пгт. Талакан, признанном аварийным и подлежащим сносу».

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования – ДД.ММ.ГГГГ. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.

Таким образом, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным правам ФИО7 в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, вне зависимости от даты признания жилого дома аварийным, поскольку ее право на предоставление другого жилого помещения либо на получение компенсации, в зависимости от достигнутого соглашения, возникло до введения в действие данной нормы.

При этом суд считает необходимым отметить, что право ФИО1 на получение компенсации за изымаемое у нее жилое помещение возникло в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории <адрес> в 2013 - 2017 годах», продленной впоследствии до 2019 года, в ходе которой размер возмещения за изымаемое у нее жилое помещение подлежал определению в соответствии с положениями ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, однако не было реализовано по независящим от нее обстоятельствам, ввиду недофинансирования мероприятий программы, в силу чего жилой дом был включен в следующую региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов», утвержденную Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах применение положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ к правоотношениям сторон недопустимо и размер стоимости возмещения за изымаемое у ФИО1 жилое помещение должен определяться в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ – исходя из рыночной стоимости жилого помещения, рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом ее доли в праве общей собственности на такое имущество. Неисполнение органами власти обязательств в рамках региональной программы, обусловленное недостатком финансирования соответствующих мероприятий не должно влиять на права граждан.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом суд считает возможным, не выходя за пределы заявленных требований изложить их в резолютивной части решения в более конкретной форме применительно к нормам действующего законодательства без изменения их существа, с целью обеспечения принципа исполнимости судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению администрация рп. Талакан, Муниципальному казенному учреждению комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> о признании права на денежную компенсацию за изъятое жилое помещение; возложении обязанности по выплате денежной компенсации – удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на получение денежной компенсации за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Талакан, <адрес>, исходя из его рыночной стоимости.

Возложить на Муниципальное казенное учреждение комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> обязанность по проведению мероприятий по изъятию у собственника ФИО1 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Талакан, <адрес>, в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на период 2019-2025 годов», утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением соответствующего денежного возмещения исходя из рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна

Судья <адрес>

суда <адрес> И.М. Пасюк