91RS0009-01-2021-003993-95
Дело № 2-183/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2022 года гор. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего, судьи - Маркиной Т.И.
При помощнике судьи - Иванской А.И.,
с участием заявителя, представителя заинтересованного лица Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ветрила Михаила Федоровича, заинтересованные лица администрация Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Отдел МВД России по г. Евпатории, МВД по Республике Крым, МО МВД России «Сакский», Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на нее,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на нее, указав заинтересованным лицом администрацию Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым. Заявление мотивировано тем, что 13.01.2021 года он, находясь на дачном участке № <адрес> «<адрес><адрес>, в ходе перебирания дров под навесом обнаружил чехол коричневого цвета, в котором находилось двуствольное ружье немецкого производства калибра <данные изъяты>. На стволе имелась маркировка <данные изъяты> и надпись «<данные изъяты>». Патронов к нему не имелось. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, он ДД.ММ.ГГГГ данное ружье привез в ОМВД по <адрес> с целью сдачи на временное хранение и дальнейшего узаконивания на свое имя, в заявлении он выразил намерение принять указанное ружье в собственность в случае не установления собственника. Впоследствии данное ружье было передано в Межмуниципальный отдел МВД России «Сакский» для назначения баллистической судебной экспертизы. Ссылается на то, что из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что в ходе проведенной дополнительной проверки были получены результаты судебно-баллистической экспертизы <данные изъяты>№ от <данные изъяты>., согласно которой вышеуказанное ружье является длинноствольным, гладкоствольным, казнозарядным, огнестрельным оружием-двуствольным охотничьим ружьем «<данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, заводской №, изготовленное промышленным способом в Германии. Ружье для стрельбы пригодно. Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ ему также стало известно, что в ходе проведения проверки был направлен запрос в <данные изъяты> по <адрес> и <адрес> ГУ Росгвардии по <адрес> и <адрес> с целью предоставления сведений о регистрации вышеуказанного оружия, из поступившего ответа следует, что в базе данных СЦУО Росгвардии, информация о регистрации двуствольного охотничьего ружья «<данные изъяты><данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, заводской № (в постановлении допущена описка вместо правильного <данные изъяты>) на территории Российской Федерации - отсутствует. В постановлении указано, что в ходе проведения проверки осуществлялись мероприятия, направленные на установление возможного собственника вышеуказанного оружия, однако установить такого не представилось возможным. Поскольку он является гражданином Российской Федерации, имеет охотничий билет серии <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, лицензию на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия серия <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, действующие разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему серия РОХа № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, считает, что каких-либо предусмотренных законом препятствий для поступления в его собственность спорного ружья не имеется. Просит признать длинноствольное, гладкоствольное, казнозарядное, огнестрельное оружие «<данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, заводской № бесхозяйным. Признать за ним право собственности на длинноствольное, гладкоствольное, казнозарядное, огнестрельное оружие «<данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, заводской №.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица по делу по заявлению ФИО2, заинтересованное лицо администрация Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на нее привлечен Отдел МВД России по г. Евпатории.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица по делу по заявлению ФИО2, заинтересованные лица администрация Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Отдел МВД России по г. Евпатории, о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на нее привлечено МВД по Республике Крым.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованных лиц по делу по заявлению ФИО2, заинтересованные лица администрация Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Отдел МВД России по г. Евпатории, МВД по Республике Крым о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на нее привлечены МО МВД России «Сакский» и Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю.
В судебных заседаниях заявитель заявление поддержал и просил удовлетворить, на вопросы суда пояснил, что сельский совет выделял свободные земельные участки, в <данные изъяты> году ему был выделен свободный земельный участок, он был принят в члены кооператива «<данные изъяты>», на котором он посадил деревья, построил садовый дом, гараж, возле гаража соорудил навес, под которым хранятся дрова для камина, с трех сторон соседи, дача огорожена сеткой-рабицей. Два года назад он переоформил дачу на своего сына, но фактически на даче живет он, а сын заходит в гости. Закупкой дров он также занимается лично. ДД.ММ.ГГГГ он пошел за дровами под навес и обнаружил сверток, в котором находилось ружье, с найденным ружьем он пошел в ОМВД по г. Евпатории, где сдал ружье и ему разъяснили, что за сдачу ружья он может получить 5 000 руб. либо по решению суда признать вещь бесхозяйной и право собственности на нее как на находку. Так как он три года занимается охотой, то решил данное ружье по решению суда оставить себе, для чего сделал оценку ружья, получил лицензию, которая выдана на полгода. Новую лицензию не получал. При этом, на вопросы суда заявитель не смог пояснить как при наличии собаки во дворе, забора, наличии ворот, закрывающихся на замок, ружье оказалось под его навесом.
Представитель заинтересованного лица МВД по Республике Крым по доверенности ФИО4 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просила в удовлетворении заявления отказать, с учетом того, что Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» регулируется оборот гражданского и служебного оружия. Согласно преамбуле ФЗ № 150-ФЗ его положения направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. В соответствии с абз. 14 ст. 13 Закона об оружии, гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Юридическим лицам и гражданам запрещается хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел. При отсутствии надлежащего подтверждения происхождения оружия, его передачи производителем иному лицу, продажи, хранения оборот оружия нельзя признать легитимным. Пунктом 1 ст. 27 Закона об оружии предусмотрено изъятие оружия и патронов к нему федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указом Президента РФ от 05.01.2016 № 157 преобразованы внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации, включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе, органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере оборота оружия. В соответствии с подп. 9 п. 2 указанного Положения основной задачей Росгвардии является, в частности, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций. Пунктом 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, установлено, что оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами. Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел. Указала, что в силу особого статуса оружия как имущества, ограниченного в обороте, лицо, нашедшее оружие не может вступить во владение им, а также найденное оружие не может быть легализовано путем признания его бесхозяйным лицом, нашедшим оружие, с последующим обращением его в собственность нашедшего.
Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Сакский» и она же как представитель МВД по Республике Крым по доверенностям ФИО5 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просила в удовлетворении заявления отказать, указав, что оружие, обнаруженное заявителем, обладает техническими характеристиками гражданского оружия и подпадает под требования ФЗ № 150 «Об оружии», в силу особого статуса оружия как имущества, ограниченного в обороте, лицо, нашедшее оружие не может вступить во владение им, т.к. в силу положений статей 129, 226, 227, 228, 236, 293 ГК Российской Федерации, Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, оборот оружия нельзя признать легитимным при отсутствии надлежащего подтверждения происхождения оружия, его передачи производителем иному лицу, продажи, хранения. Найденное оружие не может быть легализовано путем признания его бесхозяйным лицом, нашедшим оружие, с последующим обращением, в его собственность.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения заявления, исходя из того, что оборот оружия в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», положения которого, согласно его преамбуле, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Статьей 7 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» устанавливаются обязательные требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему, а также к метаемым снарядам к охотничьему метательному стрелковому оружию, формы оценки соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательному подтверждению соответствия подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, а также конструктивно сходные с оружием изделия. Согласно п. 84 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации ввоз в Российскую Федерацию оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий, в том числе приобретенных, полученных в дар, по наследству или в качестве награды, производится юридическими лицами и гражданами Российской Федерации после проведения сертификации органами по сертификации, аккредитованными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. В соответствии с п. 8 Положения о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему, на основании результатов сертификации, проверки представленных сведений, документов и образцов оружия или патронов орган по сертификации принимает решение об отнесении изделий к оружию или патронам либо к конструктивно сходным с оружием изделиям и выдает заявителю сертификат соответствия по форме, определяемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Сертификат соответствия является основанием для оборота оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий на территории Российской Федерации, за исключением оружия и патронов, поступивших в оборот до 1 января 1994 г. В соответствии с п. 9 вышеуказанного Постановления орган по сертификации формирует дело на модель оружия (тип патрона) и представляет его в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. В соответствии с п. 10 вышеуказанного Постановления - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует перечень моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из Кадастра, присваивает модели оружия (типу патрона) регистрационный номер Кадастра. Из искового заявления Ветрила М.В. и приложенных материалов, длинноствольное, гладкоствольное, казнозарядное, огнестрельное оружие «<данные изъяты>» <данные изъяты> калибра, с заводским №, было найдено ФИО2 на дачном участке ДД.ММ.ГГГГ, после чего было сдано в ОМВД России по <адрес>, затем передано в ОМВД России «Сакский», где по данному факту зарегистрирован материал КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки по материалам КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно данных СЦУО Росгвардии, информация о регистрации указанного ружья на территории РФ отсутствует. В ходе проведения проверки установить собственника не представилось возможным. Согласно заключению судебнобаллистической экспертизы <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, найденное и добровольно выданное ФИО2 ружье является длинноствольным, гладкоствольным, казнозарядным, огнестрельным оружием - двуствольным охотничьим ружьем «<данные изъяты>» <данные изъяты> калибра, с заводским №, изготовленным промышленным способом в Германии. Следовательно, вышеуказанное ружье было произведено на территории Германии и было ввезено на территорию Российской Федерации, также оружие до того момента как его обнаружил ФИО2 находилось в незаконном обороте, обязательный сертификат соответствия, который является основанием для оборота оружия на территории Российской Федерации, в соответствии с п.8 Положения о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему не предоставлен Ветрила М.В., следовательно, может отсутствовать. Главное управление Росгвардии по <адрес> и <адрес> не располагает сведениями о выдаче Ветрила М.В. направления для передачи оружия в специализированные организации на сертификационные испытания или для проверки технических характеристик оружия (проверки соответствия криминалистическим требованиям) в соответствии с п. 78.1.3. Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного Приказом Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ№. Кроме того, согласно информации сайта Росстандарт rst.gov.ru на котором размещены сведения Кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему, в разделе «Кадастр оружия», не удалось найти полного совпадения сведений о наличии включенного в кадастр названия «<данные изъяты>». Найдено ружье по кадастровым номером №<данные изъяты> Название: ружье охотничье двуствольное <данные изъяты> калибр <данные изъяты>. Страна и фирма изготовитель: Германия, <данные изъяты>, основные технические показатели: калибр <данные изъяты> длина патронника <данные изъяты> мм; длина ствола <данные изъяты> мм.
Представитель заинтересованного лица администрация Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым в судебное заседание не явился, в суд посредством электронной почты направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрация Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым и рассмотрении дела на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по г. Евпатории в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ОМВД России по г. Евпатории извещен надлежащим образом, что подтверждается журналом разносной корреспонденции, причины неявки суду не сообщены.
Суд, выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц МВД по Республике Крым, МО МВД России «Сакский», Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю, изучив материалы дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению Ветрила М.Ф., считает заявление не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению ФИО2 следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в ОМВД по <адрес> с заявлением, в котором просил принять на временное хранение и проверить по криминалистическим учетам двуствольное ружье немецкого производства № калибр 16/70, которое он обнаружил среди дров под навесом на даче по адресу: кооператив «<данные изъяты>» <данные изъяты> Аллея, участок № <адрес>, с целью дальнейшего узаканивания на его имя.
Указанный материал постановлением оперуполномоченного <данные изъяты> по <адрес> ст. лейтенантом ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ был передан по подследственности в МО МВД России «Сакский».
Постановлением УУП ОУУП и ПДН МВД России «Сакский» ст. лейтенантом полиции ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебно-баллистическая эксертиза.
Согласно заключению эксперта отдела экспертно-криминалистических учетов <данные изъяты><адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ружье, добровольно выданное гр-ном ФИО2, которое он обнаружил на даче по адресу: <адрес>, <адрес>, является длинноствольным, гладкоствольным, казнозарядным огнестрельным оружием – двуствольным охотничьим ружьем «<данные изъяты>», 16 калибра, заводской номер №, изготовленным промышленным способом в Германии. Ружье для стрельбы пригодно.
Согласно ответу на запрос Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ сообщило в МО МВД России «Сакский», что по сведениями отделения лицензионно-разрешительной работы (по <адрес> и <адрес>) ГУ Росгвардии по <адрес> и <адрес> согласно базы данных СЦУО Росгвардии информация о регистрации двуствольного охотничьего ружья «<данные изъяты>», калибр <данные изъяты>, №, на территории Российской Федерации отсутствует.
Постановлением УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Сакский» ст. лейтенанта полиции ФИО9, утвержденным Врио начальника МО МВД России «Сакский» ФИО10ДД.ММ.ГГГГ, в возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица по ч. 1 ст. 222 УК РФ отказано в связи с отсутствием состава преступления, в постановлении указаны выводы судебно-баллистической экспертизы <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, ответ <данные изъяты><адрес> и <адрес><данные изъяты><адрес> и <адрес> о том, что в базе данных СЦУО Росгвардии информация о регистрации двуствольного охотничьего ружья «<данные изъяты>», <данные изъяты> калибра с заводским номером 3280 на территории Российской Федерации отсутствует и указано, что в ходе проведения проверки осуществлялись мероприятия, направленные на установление возможного собственника вышеуказанного ружья, установить такового не представилось возможным.
ФИО2,Ф. имеет охотничий билет серии № с датой выдачи ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 была выдана лицензия <данные изъяты>№ на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, действительной до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Как пояснял заявитель до судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, он приобрел указанную лицензию с целью узаканивания на его имя найденного им ружья.
Между тем, представитель заинтересованного лица Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что данная лицензия заявителем была фактически реализована, так как им была приобретена еще одна единица оружия, что не отрицал заявитель.
Лицензии на приобретение еще одной единицы оружия, не считая реализованной от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю не выдавалось.
На запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что охотничье гладкоствольное оружие №, калибра <данные изъяты> производства Германии на учете в подразделениях лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации согласно сервиса централизованного учета оружия Росгвардии не состоит (л.д. 52).
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 1 статьи 226 ГК Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 226 ГК РФ.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 226 ГК Российской Федерации другие брошенные вещи, помимо указанных в абзаце первом данного пункта, поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии со статьей 236 ГК Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
По правилам части 1 статьи 293 ГПК Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Вместе с тем, в силу положений ч. 2 ст. 129 ГК Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Отношения, возникающие на территории Российской Федерации при обороте оружия, каковым признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), который подразделяет оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам на три самостоятельные категории: гражданское, служебное, а также боевое ручное стрелковое и холодное (абзац второй статьи 1, статья 2), закрепляет обязательность лицензирования приобретения оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации за исключением предусмотренных этим законом случаев (часть 1 статья 9).
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на шесть самостоятельных групп, в том числе на оружие самообороны и охотничье оружие (часть 1, пункты 1 и 3 части 2 статьи 3 поименованного закона).
Федеральный законодатель в каждой из групп гражданского оружия указал конкретные виды оружия.
Так, в отношении оружия самообороны названо 4 вида оружия, в отношении охотничьего оружия - 6 видов.
При этом в обе названные группы гражданского оружия включено огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (абзац второй пункта 1, абзац третий пункта 3 части 2 статьи 3 Закона об оружии).
Статья 13 Закона об оружии, раскрывая содержание права граждан Российской Федерации на приобретение оружия, устанавливает, что огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие приобретается в целях самообороны без права ношения на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом, охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым выданы охотничьи билеты (части 1, 5 и 6).
По смыслу приведенных законоположений, одна единица огнестрельного длинноствольного оружия может использоваться как в целях охоты, если гражданин имеет охотничий билет, так и самообороны, когда исключается право его ношения.
Пунктами 1, 4, 5 ст. 22 Закона об оружии предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия. Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, а также оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Статьей 28 Закона об оружии установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. В рамках контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации не проводится проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности, указанный в пункте 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проверка соблюдения указанных лицензионных требований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Указом Президента РФ от 05.01.2016 № 157 преобразованы внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации в войска национальной гвардии Российской Федерации, включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе, органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере оборота оружия.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 226-ФЗ от 03.07.2016 года «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» полномочия по формированию и ведению банков данных о лицах, владеющих оружием, возложены на войска национальной гвардии РФ.
Закрепленный в Законе об оружии порядок обращения оружия на территории Российской Федерации, а также контроля за его движением имеет своей целью обеспечение общественной безопасности. Данная система и установленные Законом ограничения на оборот гражданского и служебного оружия снижают риск бесконтрольного распространения оружия как источника повышенной опасности, позволяют поддерживать обстановку спокойствия, безопасных условий для отдыха граждан в публичных (общественных) местах, при проведении общественно-политических, культурных, спортивных и иных публичных и массовых мероприятий. Закон об оружии устанавливает основы административно-правового режима оборота оружия, содержанием которого являются регулятивные, запретительные и процедурные нормы, формирующие порядок легального (законного) обращения оружия на территории Российской Федерации и систему воспрепятствования незаконному распространению оружия, его противоправному использованию.
Характерным свойством оружия в понимании Закона об оружии является правомерность (легальность) его обращения, наличие санкционированных государством правил по его производству, приобретению, хранению, применению и т.д.
В соответствии с Законом действиями, которые можно совершить с оружием, являются следующие: производство оружия, торговля, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
Понятия, включенные в «оборот оружия», подразумевают хотя и взаимосвязанные, однако достаточно самостоятельные объекты взаимодействия государства, гражданина и оружия как объекта законодательного регулирования. Каждая составляющая оборота оружия имеет свои особенности правового регулирования и охраны.
При отсутствии надлежащего подтверждения происхождения оружия, его передачи от производителя иному лицу, продажи, хранения оборот оружия нельзя признать легитимным.
Статьей 7 Закона об оружии устанавливаются обязательные требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему, а также к метаемым снарядам к охотничьему метательному стрелковому оружию, формы оценки соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательному подтверждению соответствия подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, а также конструктивно сходные с оружием изделия.
Согласно п. 84 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 г. № 814, ввоз в Российскую Федерацию оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий, в том числе приобретенных, полученных в дар, по наследству или в качестве награды, производится юридическими лицами и гражданами Российской Федерации после проведения сертификации органами по сертификации, аккредитованными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 8 Положения «О ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 г. № 814 включение в Кадастр сведений о гражданском и служебном оружии и патронах к нему производится на основании результатов их обязательной сертификации. Обязательной сертификации подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, копий (реплик) оружия. На основании результатов сертификации, проверки представленных сведений, документов и образцов оружия или патронов орган по сертификации принимает решение об отнесении изделий к оружию или патронам либо к конструктивно сходным с оружием изделиям и выдает заявителю сертификат соответствия по форме, определяемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Сертификат соответствия является основанием для оборота оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий на территории Российской Федерации, за исключением оружия и патронов, поступивших в оборот до 1 января 1994 г.
В соответствии с п. 9 вышеуказанного Положения орган по сертификации формирует дело на модель оружия (тип патрона) и представляет его в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Пунктом 10 вышеуказанного Положения установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует перечень моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, сведения о которых вносятся в Кадастр и исключаются из Кадастра (далее именуется - перечень), присваивает модели оружия (типу патрона) регистрационный номер Кадастра.
Судом из материалов дела установлено, что оружие, которое заявитель просит признать бесхозным и признать за ним право собственности было изготовлено на территории Германии, когда и кем оно было ввезено на территорию Российской Федерации не установлено, обязательный сертификат соответствия, который является основанием для оборота оружия на территории Российской Федерации, в соответствии с п.8 Положения о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему заявитель не предоставил и как он пояснил в судебном заседании он не обращался в специализированные организации на сертификационные испытания или для проверки технических характеристик оружия, следовательно, данное оружие не может находиться в обороте.
Также суд учитывает информацию, предоставленную представителем заинтересованного лица Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю о том, что согласно информации сайта Росстандарт rst.gov.ru на котором размещены сведения Кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему, в разделе «Кадастр оружия», не удалось найти полного совпадения сведений о наличии включенного в кадастр названия «<данные изъяты>».
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Ветрила М.В. о признании за ним права собственности на длинноствольное, гладкоствольное, казнозарядное, огнестрельное оружие «<данные изъяты>», <данные изъяты> калибра, заводской №.
Что касается требований о признании вышеуказанного оружия бесхозяйным, то лицом обладающим полномочиями на подачу соответствующего заявления является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности (пункт 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432), соответственно, в данной части заявление также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Ветрила Михаила Федоровича, заинтересованные лица администрация Суворовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Отдел МВД России по г. Евпатории, МВД по Республике Крым, МО МВД России «Сакский», Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на нее отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
<данные изъяты>