ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-183/2023УИД220054-01-2023-000211-46 от 19.07.2023 Третьяковского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-183/2023 УИД 22RS0054-01-2023-000211-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2023 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Костырченко Т.А.,

при секретаре Карпенко Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, указывая, что 03.10.2022 он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением № о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях». Решением от 06.10.2022 № отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № ФЗ от 28.12.2013 из-за отсутствия требуемого страхового стажа в размере 42 лет. При этом, в страховой стаж, дающий право на назначение досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 3 «О страховых пенсиях» не включены следующие периоды:

- период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку уплата страховых взносов в указанные периоды осуществлялась на территории иного государства.

24.10.2022 он вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении страховой по старости ввиду отсутствия права. При этом представленные для подтверждения страхового стажа архивные справки, выданные официальными органами Республики Казахстан, во внимание ответчиком не приняты.

Полагает, что ответчиком необоснованно не засчитаны указанные периоды в страховой стаж ссылаясь на пункты 10-11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенное ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записи в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу 2 разряда в Донской совхоз (пр. К от ДД.ММ.ГГГГ). Уволен с указанного предприятия ДД.ММ.ГГГГ (запись от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке). Указанный период работы подтверждается архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ № Б/01941, выданной Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив <адрес>» Управления цифровизации архивов Восточно-казахстанской области.

Согласно записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу токарем 4 разряда реммехцеха в Иртышский медеплавильный завод Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. Указанный период работы подтверждается архивными справками № Б-23/192 от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Коммунальным государственным учреждением «Государе- архив <адрес>» Управления цифровизации архивов Восточно-казахстанской.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в АО «Усть-Каменогорский свинокомплекс», что подтверждается записями в трудовой книжке (записи и )

Кроме этого, пунктом 10 Порядка взаимодействия между уполномоченными органами компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийский экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до ДД.ММ.ГГГГ без истребования дополнительного документального подтверждения.

Таким образом, у ответчика отсутствовали основания не включать в страховой стаж истца вышеуказанные периоды работы.

С учетом уточнения исковых требований, просил обязать ответчика включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии по старости на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в совхозе «Донской»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Иртышском медеплавильном заводе Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в АО «Усть-Каменогорский свинокомплекс»; взыскать с ответчика в пользу ФИО1 судебные расходы по гражданскому делу в сумме 3300 руб., в том числе расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исках.

Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в предоставленном суду возражении просил в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в действующее пенсионное законодательство, предусматривают переходный период: постепенное увеличение пенсионного возраста с 60 лет для мужчин на 1 год ежегодно с ДД.ММ.ГГГГ. Так, для мужчин ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на страховую пенсию по старости возникает по достижении возраста 63 лет. При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2024 году составляет 15 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента не может быть менее 28,2 (п.2 и п.3 ст.35 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет. Мужчинам ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться в возрасте 61 год при требуемой в 2022 г. величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 23,4.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируются «Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, подписанным Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.

Также с 01.01.2021 отношения в области пенсионного обеспечения граждан государств-членов Евразийского экономического союза урегулированы Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019.

Пунктом 1 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20.12.2019, предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.

Статья 12 данного Соглашения содержит переходные положения, а именно указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 ратифицировано Республикой Казахстан законом РК № 381-VI от 07.12.2020, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09.11.2020 № 354-ФЗ и вступило в силу для всех участников этого соглашения с 01.01.2021.

Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019, следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

В статье 1 Соглашения от 13.03.1992 указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Исходя из п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР» следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Порядок и правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза регламентируется Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122.

Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.

До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в пункте 3 Порядка от 23.12.2020.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Порядка взаимодействия между уполномоченными компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления формуляра «Запрос»; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.

Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до 13.03.1992 без истребования дополнительного документального подтверждения. Период работы с 13.03.1992 подтверждается документами, выдаваемыми компетентными органами государств-членов на основании направления запроса по утвержденной форме (формуляру).

При поступлении формуляра «Запрос» о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13.03.1992 компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.

Порядок проведения проверок представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе путем направления запросов территориальным пенсионным органом в компетентный орган государства-участника международного соглашения был предусмотрен и ранее законодательством Российской Федерации, в частности разделом VI Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда от 17.11.2014 № 884н (далее - Правила № 884н).

Из положений Правил №884н следует, что проведение такой проверки требуется в случае недостаточности представленных документов или в целях установления обоснованности их выдачи при наличии сомнений в достоверности содержащихся в них сведений.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствии права, указано, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в п. 1.2 ст.8 Закона400-ФЗ, не учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку уплата страховых взносов за указанные периоды работы производилась на территории другого государства.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствии права, указано, что причины, по которым вынесен отказ, указаны в решении от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставленные самостоятельно ФИО1 архивные справки о стаже и о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Усть-Каменогорским филиалом по личному составу коммунального государственного учреждения «Государственный архив» управления цифровизации и архивов <адрес>; архивные справки о стаже и о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № Б/01941, выданные коммунальным государственным учреждением «Государственный архив <адрес>» управления цифровизации и архивов <адрес>; архивные справки о стаже и о заработной плате от 20.10.2022 № Б-23/192, выданные коммунальным государственным учреждением «Государственный архив <адрес>» управления цифровизации и архивов <адрес>, поступившие не из компетентного органа, не учтены, поскольку достоверность сведений указанных в архивных справках не подтверждена.

Предоставленная суду трудовая книжка ЕТ-I на имя ФИО1 содержит следующие сведения о работе:

ДД.ММ.ГГГГ принят на работу токарем 2 разряда в Донской совхоз, пр. к от ДД.ММ.ГГГГ (запись ),

ДД.ММ.ГГГГ с/з Донской реорганизован в КП «Донское», решение от ДД.ММ.ГГГГ (запись )

ДД.ММ.ГГГГ уволен, пр. 48 от ДД.ММ.ГГГГ (запись ),

ДД.ММ.ГГГГ принят токарем 4 разряда реммехцеха в Иртышский медеплавильный завод Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, прик. от ДД.ММ.ГГГГ (запись 18),

ДД.ММ.ГГГГ уволен, прик. от ДД.ММ.ГГГГ (запись 19),

ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в автогараж токарем по 6 разряду в АО «Усть-Каменогорский свинокомплекс», приказ кн от ДД.ММ.ГГГГ (запись 20),

ДД.ММ.ГГГГ уволен, пр. ку от ДД.ММ.ГГГГ (запись ).

Из предоставленных суду ответчиком копии пенсионного дела, данных о расчете стажа по различным условиям для права следует, что пенсионным органом зачтет в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Донском совхозе.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом не учтены.

В подтверждение данных периодов ФИО1 предоставлялись архивные справки о стаже и о заработной плате, выданные государственными учреждениями Республики Казахстан, которые решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ также не учтены, поскольку достоверность сведений указанных в архивных справках не подтверждена.

Как усматривается из материалов пенсионного дела ФИО1, во исполнение международных и национальных норм материального права ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом направлялись соответствующие формуляры «Запрос» в компетентный орган, расположенный на территории Республики Казахстан (л.д. 57-58, 96).

Согласно поступившим ответам АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, направленных в ответ на запросы ОПФР по Алтайскому краю, формуляр «запрос» является приложением к Порядку взаимодействия, разработанного в реализацию Соглашения, вступившего в силу с 01.01.2021, и применяется в отношении трудящихся граждан государств - ЕАЭС. В Республике Казахстан компетентным органом по реализации Соглашения определен ЕНПФ, который взаимодействует с компетентными органами стран ЕАЭС в рамках видов пенсий, определенных ст.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в то числе назначаемых за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что ФИО1 претендует на назначение страховой пенсии по старости в рамках национального законодательства РФ и Соглашения СНГ, а не в рамках Соглашения, формуляр «Запрос» не подлежит рассмотрению ЕНПФ (л.д. 70-71, 97-98).

Таким образом, пенсионным органом требования вышеприведенных норм международного соглашения исполнены. То обстоятельство, что фактически ответы на запросы не даны, не свидетельствует о том, что истец в спорные периоды не осуществлял трудовую деятельность, и не может повлечь для истца неблагоприятные последствия в реализации пенсионных прав граждан.

Как выше сказано, в подтверждение стажа работы истцом представлена надлежащим образом оформленная трудовая книжка установленного образца.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, абз.1 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» основным документом о трудовой деятельности и стаже работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца.

Предоставленная суду трудовая книжка ЕТ-I , выданная на имя ФИО1 содержит сведения о периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Донском совхоз, КП «Донское», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Иртышском медеплавильном заводе Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Усть-Каменогорский свинокомплекс».

Кроме того, в подтверждение спорных периодов работы истцом суду предоставлены архивные справки (подлинники).

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № Б/01297, выданной Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив <адрес>» управления цифровизации и архивов <адрес>, следует, что в документах по личному составу свиносовхоза «Усть-Каменогорский» <адрес>, молочного совхоза «Донской», коллективное предприятие «Донское» <адрес>, АО «Усть-Каменогорский свинокомплекс» <адрес> имеются сведения о работе ФИО1: о приеме на работу в 1983 году на основании приказа 96к, ссылка на приказы о повышении квалификации в 1984, 1987 год, приеме на работу с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, увольнении с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о начисленной заработной плате за период с 1983 по май 1995 года, с июля 1996 по ноябрь 1996 года. Карточки по начислению заработной плате за 1997 года на хранение в Государственный архив <адрес> поступили не полном составе.

Из архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ № Б-23/192, выданных Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив <адрес>» управления цифровизации и архивов <адрес>, следует, что в документах архивного фонда Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината «Иртышский медеплавильный завод» в личных карточках имеются сведения о работе ФИО1: о приеме на работу ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, увольнении ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о начисленной заработной плате за период с сентября 1995 года по апрель 1996 года.

Оснований не доверять представленным истцом доказательствам – трудовой книжке, архивным справкам у суда не имеется, все документы представлены в подлинном варианте с печатями, доказательств недостоверности данных сведений не представлено.

Все записи в трудовой книжке последовательны, содержат печати и штампы предприятий и организаций, в этой связи основания сомневаться в достоверности сведений, внесенных в трудовую книжку, отсутствуют. Кроме того, спорным периодам работы предшествуют и после него следуют периоды работы истца, включенные пенсионным органом в страховой стаж ФИО1

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что работа истца в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «Донской», которое в связи с реорганизацией переименовано в КП «Донское», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Иртышском медеплавильном заводе Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Усть-Каменогорский свинокомплекс», подтверждается записями в трудовой книжке и архивными справками, в связи с чем, указанные спорные периоды подлежат включению в страховой стаж истца, уточненные требования истца удовлетворению.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ).

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ, ст. 3, 45 КАС РФ, ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная ко взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Из разъяснений, данных в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Из смысла приведенных норм закона следует, что правомочной стороной по возмещению расходов на оплату услуг представителя будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда. В каждом конкретном случае суду при взыскании таких расходов надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела. Понятие разумности пределов и учета конкретных обстоятельств следует соотносить с объектом судебной защиты, размер возмещения расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого, либо восстановленного права.

При этом определение разумного размера расходов на оплату услуг представителя является оценочной категорией, четкие критерии ее определения законом не предусмотрены.

На основании договора об оказании юридических услуг, заключенного между ФИО1 и ФИО2, за оказание юридических услуг истцом уплачено 3000 руб. (л.д. 30, 31).

Суд находит сумму, заявленную к взысканию за услуги представителя разумной, соответствующей характеру и сложности дела. При этом оснований для снижения размера указанной суммы, суд не усматривает.

Также, истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д. 7), которая подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненные исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Алтайскому краю включить в страховой стаж ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт ), дающий право на назначение страховой пенсии по старости на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, период работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «Донской», КП «Донское»;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Иртышском медеплавильном заводе Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Усть-Каменогорский свинокомплекс».

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО1 (<данные изъяты>), судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб., государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.А. Костырченко

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2023

Судья Т.А. Костырченко