Опочецкий районный суд Псковской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Опочецкий районный суд Псковской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-184/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Опочка
Псковская область 18 апреля 2011 года
Опочецкий районный суд Псковской области в составе:
судьи Самойловой И.Б.
при секретаре Ивановой И.А.
с участием прокурора-помощника прокурора Опочецкого района Псковской области Григоряна Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Опочецкого района Псковской области к Администрации сельского поселения
« Пригородная волость» об обязании обеспечить размещение в сети Интернет информацию о деятельности органов местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Опочецкого района обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании Администрации сельского поселения « Пригородная волость» в срок до **.**.**** обеспечить размещение в сети Интернет информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренной ст.13 Федерального Закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Иск мотивирован тем, что в результате проведенной прокуратурой Опочецкого района в 2011 года проверки исполнения Администрацией сельского поселения « Пригородная волость» требований законодательства о местном самоуправлении и противодействии коррупции установлено, что в нарушение требований ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ
« Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Администрацией сельского поселения
«Пригородная волость» в сети Интернет размещена лишь общая информация: адрес, административный центр, номера телефонов Администрации, информация о главе поселения, об административном центре, о Собрании депутатов поселения, о перечне депутатов, о составе поселения, об истории поселения, а также нормативно-правовые акты и их проекты.
В соответствии с ч.1 ст.3 указанного Федерального закона, правовое регулирование отношений связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ, Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления- муниципальными правовыми актами.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ « О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции относится принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Так действие Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст.9 названного Закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.10 данного Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Ненадлежащее исполнение требований законодательства о доступе к информации о деятельности органов местного самоуправления влечет нарушение основных принципов противодействия коррупции, закрепленных в статье 3 Федерального закона № 273 от 25.12.2008 « О противодействии коррупции».
В судебном заседании представитель истца-помощник прокурора Опочецкого района Григорян Г.К. изменил требования в части объема и характера информации, подлежащей опубликованию, и просил обязать ответчика разместить в сети Интернет на официальном сайте информацию, предусмотренную в Перечне информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения « Пригородная волость», размещаемой в сети Интернет, утвержденном в соответствии со ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ постановлением Администрации сельского поселения
« Пригородная волость» от **.**.**** №.
Требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Рамазанов З.Т.- глава муниципального образования сельское поселение « Пригородная волость», исковые требования признал полностью, пояснив, что распоряжением Администрации сельского поселения
« Пригородная волость» от **.**.**** № назначен ответственный за обеспечение доступа к информации, постановлением Администрации сельского поселения « Пригородная волость» от **.**.**** № утверждены Порядок организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Пригородная волость» и Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования « Пригородная волость», размещаемой в сети Интернет. В связи с невозможностью иметь свой официальный сайт **.**.**** Администрацией сельского поселения «Пригородная волость» заключено с Администрацией Опочецкого района соглашение о взаимодействии в области информационного обеспечения, которое распространяется на правоотношения, возникшие с **.**.****, и действует в течение двух лет, то есть до **.**.****.
В соответствии с Соглашением предусмотренная Перечнем информация размещается на официальном сайте Администрации Опочецкого района.
Признал, что информация опубликована на сайте не в полном объеме, предусмотренном законодательством.
Представитель Администрации Опочецкого района-третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, Гребень Д.В. подтвердил наличие обязательств Администрации Опочецкого района, вытекающих из Соглашения о взаимодействии в области информационного обеспечения от **.**.****, по размещению на официальном сайте муниципального образования Опочецкий район (opochka.reg 60/ru) предоставленных Пригородной волостью проектов и принятых нормативных актов, а также иных документов, подлежащих размещению в сети Интернет в течение трех дней со дня их поступления.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Осуществление органами местного самоуправления полномочий, прежде всего, связано с исполнением возложенных на них задач и функций, информация о которых является общедоступной.
В соответствии с пунктами 3,6 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации кроме случаев, установленных федеральными законами, а также достоверности информации и своевременности ее предоставления.
Согласно ч.ч. 1, 2,3,4 ст.8 указанного Федерального закона граждане
( физические лица) и организации ( юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин ( физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств ( за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) не может быть ограничен.
Пунктом 1 ст.1 ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления- информация ( в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления-муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно ст.6 ФЗ РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлении» одним из способов доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации сельского поселения «Пригородная волость» от **.**.**** № « Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования сельского поселения « Пригородная волость» утверждены Порядок организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования « Пригородная волость» и Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Пригородная волость», размещаемой в сети Интернет.
Согласно п.4.1 раздела 4 Порядка организации доступа к информации информация о деятельности муниципального образования « Пригородная волость» размещается в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования Опочецкий района :opochka.reg60.ru, что урегулировано Соглашением о взаимодействии Администрации и Собрания депутатов сельского поселения
«Пригородная волость» с Администрацией Опочецкого района в области информационного обеспечения от **.**.**** и соответствует положениям ч.1 ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с Перечнем, утвержденным Администрацией сельского поселения, размещению в сети Интернет подлежит следующая информация:
1)общая информация органов местного самоуправления сельского поселения
« Пригородная волость» ( далее ОМС СП), в том числе :
а) наименование, структура ОМС СП, почтовый адрес, адрес электронной почты
( при наличии), номера телефонов;
б)сведения о полномочиях ОМС СП, задачах и функциях структурных подразделений Администрации СП, а также муниципальные нормативные акты, определяющие полномочия, задачи и функции;
в)сведения о руководителях ОМС СП, структурных подразделений;
2) информация о нормотворческой деятельности ОМС СП, в том числе: указание на размещение в сети Интернет проектов нормативных правовых актов;
а) муниципальные нормативные правовые акты, принятые ОМС СП, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации отдельных муниципальных правовых актов;
б)информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
в)административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;
г)формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых администрацией ОМС СП к рассмотрению в соответствии с законами и муниципальными правовыми актами;
д)порядок обжалования принятых муниципальных правовых актов;
3)информация об участии ОМС СП в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций ОМС;
4)информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению ОМС СП до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами Псковской области;
5)тексты официальных выступлений и заявлений главы СП, заместителя главы администрации СП, председателя Собрания депутатов;
6)статистическая информация о деятельности администрации СП, в том числе:
а)статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности СП, регулирование которых отнесено к полномочиям администрации СП;
б)сведения об использовании ОМС СП, подведомственными организациями бюджетных средств;
7)информация о кадровом обеспечении администрации СП, в том числе:
а)порядок поступления граждан на муниципальную службу;
б)сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в администрации СП;
в)квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
г)условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
д)номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в администрации СП ;
8)информация о работе ОМС СП с обращениями граждан ( физических лиц), в том числе представителей организаций ( юридических лиц), общественных объединений, в том числе:
а)порядок и время приема граждан ( физических лиц), в том числе представителей организаций ( юридических лиц), общественных объединений, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б)фамилия, имя, отчество должностного лица, к полномочиям которого отнесены организация приема лиц, указанных в пункте 9.1 Перечня, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в)обзоры обращений граждан, поступившие в ОМС СП, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Информация, предусмотренная Перечнем, утвержденным Администрацией сельского поселения к размещению в сети Интернет, не относится к информации, доступ к которой ограничен.
В ходе мониторинга прокуратурой Опочецкого района сайта муниципального образования Опочецкий район установлено, и подтверждено в судебном заседании, что информация о деятельности муниципального образования «Пригородная волость» размещена на сайте не в полном объеме, предусмотренном законом.
Данное нарушение явилось следствием того, что сельским поселением не подготовлена и не предоставлена к размещению на сайт информация о своей деятельности в объеме, установленном законодательством об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Опочецкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельское поселение « Пригородная волость» о выполнении мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное образование сельское поселение « Пригородная волость» разместить на официальном сайте муниципального образования Опочецкий район : opochka.reg60.ru в срок до **.**.**** информацию о своей деятельности, предусмотренную в Перечне информации о деятельности органа местного самоуправления «Пригородная волость», утвержденном постановлением Администрации сельского поселения «Пригородная волость» от **.**.**** № в соответствии со ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 21 апреля 2011 года.
Судья: И.Б.Самойлова