ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1840/13 от 05.03.2013 Уссурийского районного суда (Приморский край)

№ 2-1840 \13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2013 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Югай А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 на незаконные действия Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с жалобой о признании незаконными действий Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни, связанных с задержанием товара по протоколу задержания товаров от ДД.ММ.ГГ, мотивируя свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГ заявительница по туристической путевке пересекала таможенную границу из Китая в Россию через Пограничный таможенный пост. При проведении таможенного контроля ДД.ММ.ГГ, а также таможенного досмотра товаров должностными лицами Пограничного таможенного поста были выявлены признаки коммерческого предназначения перемещаемого заявительницей товара, в связи с чем заявительнице было предложено представить документы, подтверждающие предназначение товаров для личных потребностей. Заявительница выезжает по тур.путевке в Китай с целью приобретения товаров для личных потребностей. Товар приобретенный заявительницей, предназначался для заявительницы и членов ее семьи для ношения в осенне-зимний период. Однако весь товар был помещен на склад временного хранения. Документов, подтверждающих предназначение товаров для личных потребностей у заявительнице не было, поскольку ранее при пересечении границы у заявительницы при досмотре никогда не требовали их. Из-за отсутствия вышеуказанных документов товар был помещен на склад временного хранения. В комнате досмотра заявительницу продержали более 5 часов. ДД.ММ.ГГ заявительнице пришлось нанимать такси и с пакетом документов выезжать в п. Пограничный писать заявление о возврате незаконно задержанного товара, где она весь день прождала решение должностного лица о возврате товара. Заявитель, считает, что вышеуказанные действия должностных лиц таможенного поста являются незаконными.

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивала, пояснила, что протокола задержания товара не было. Заявительница около 5 часов находилась на пункте таможенного контроля и доказывала, что это ее товар и предназначен он для личного потребления. Документов, подтверждающих назначение товара для личного потребления и о стоимости товара, у заявительницы не было. Товар заявительнице вернули после предоставления документов: свидетельства о рождении детей, о семейном положении, о составе семьи. Заявительница испытала унижение, стресс, после чего у нее произошел выкидыш плода.

Представители Уссурийской таможни в судебном заседании не согласились с заявленными требованиями, представили отзыв, согласно которому в соответствии с п. 2 ст. 98 ТК ТС таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а так же устанавливать срок их предоставления, который должен быть достаточным для предоставления запрашиваемых документов и сведений в ходе проведения таможенного контроля при совершении таможенных операций с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии, количестве товаров, а так же для установления предназначения товаров, перемещаемых через таможенную границу. Также таможенный орган вправе проводить устный опрос лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, проводить таможенный осмотр товаров и получать объяснения. После таможенного осмотра было выставлено требование о необходимости представления документов, подтверждающих предназначение перемещаемых товаров, а именно: документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость, перемещаемых товаров, чеки, счета-фактуры; иные документы и сведения, которые заявитель считает необходимым представить для подтверждения предназначения товаров. Поскольку документов, подтверждающих предназначение товара, а также документов, подтверждающих стоимость товаров, соблюдение стоимостных ограничений для возможности освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, заявителем представлено не было, таможенное оформление перемещаемых ей товаров не могло быть завершено по причинам, не зависящим от таможенных органов. В связи с этим ДД.ММ.ГГ товары, перемещаемые заявителем, были помещены по решению заявительницы на склад временного хранения. Ссылка заявительницы о непредставлении таможенным органом протокола задержания товаров, на основании которых перемещаемый заявителем товар был задержан и помещен на хранение, не соответствует действительности. В рассматриваемой ситуации, ФИО1 самостоятельно поместила часть товаров на временное хранение на склад временного хранения Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни. Протокол задержания товаров в соответствии с главой 21 ТК ТС не составлялся. Факт принятия Пограничным таможенным постом Уссурийской таможни товара на хранение удостоверен оформленной складской квитанцией XXXX от ДД.ММ.ГГ, в графе «передал товары на хранение» указана фамилия и подпись ФИО1 Доказательств некорректного обращения сотрудников к заявительнице не установлено.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителей Уссурийской таможни, изучив материалы дела, полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 9 части 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что в случае, если отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом, либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился, таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГ заявительница по туристической путевке пересекала таможенную границу из Китая в Россию через Пограничный таможенный пост. При проведении таможенного контроля ДД.ММ.ГГ, а также таможенного досмотра товаров должностными лицами Пограничного таможенного поста были выявлены признаки коммерческого предназначения перемещаемого заявительницей товара, в связи с чем заявительнице было предложено представить документы, подтверждающие предназначение товаров для личных потребностей, а именно: документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость, перемещаемых товаров, чеки, счета-фактуры; иные документы и сведения, которые заявитель считает необходимым представить для подтверждения предназначения товаров.

Поскольку документов, подтверждающих предназначение товара, а также документов, подтверждающих стоимость товаров, соблюдение стоимостных ограничений для возможности освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, заявителем представлено не было, до выяснения назначения товара и в соответствии с ТК ТС ДД.ММ.ГГ часть перемещаемого заявителем товара по ее личному заявлению была помещена на склад временного хранения.

После предъявления ДД.ММ.ГГ документов, подтверждающих состав семьи заявительницы, товар был идетифецирован как для личного потребления и впущен в РФ.

Пунктом 36 статьи 4 ТК ТС установлено, что товары для личного пользования - это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо" иным способом.

В соответствии со ст. 352 ТК ТС товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС, а в части, ею не урегулированной, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.

Соглашением государств - членов таможенного союза от ДД.ММ.ГГ (далее -Соглашение) установлен Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее - Соглашение), которым определены критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования, а также стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей (ст. 1).

Согласно п.1 ст. 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

-заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);

-характера и количества товаров;

-частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

К товарам, не отнесенным таможенным органом к товарам для личного пользования, положения Соглашения не применяются (п. 3 ст. 3 Соглашения).

В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГXXXX-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одной из основных функций таможенных органов является проведение таможенного контроля.

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза; таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза (статья 4 ТК ТС).

Таможенным кодексом установлено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы (пункт 1 статьи 94); при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (пункт 2 статьи 94).

В соответствии с положениями главы 18 Таможенного кодекса профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (пункт 5 статьи 127); таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля (пункт 1 статьи 128); к объектам анализа риска относятся деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем (пункт 5 статьи 129); порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 3, 4 статьи 130).

В целях обеспечения принципа выборочности таможенного контроля приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГ N 11 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене (далее - Инструкция от ДД.ММ.ГГ N 11).

В соответствии с пунктом 2 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Проведение таможенного контроля таможенными органами ограничено согласно статье 99 Таможенного кодекса Таможенного союза 3 (тремя) годами со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем; формами и порядком, которые установлены главами 16 и (или) 19 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенный контроль в форме проверки документов и сведений в соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса Таможенного союза заключается в сопоставлении сведений, указанных в документах, с имеющейся информацией, полученной из других источников, анализе сведений таможенной статистики, обработке сведений с использованием информационных технологий, а также осуществляется другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза. При проведении таможенного контроля форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах (пункт 3 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Таким образом, поскольку ДД.ММ.ГГ при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых заявительницей, должностными лицами Пограничного таможенного поста были выявлены признаки коммерческого предназначения, должностные лица таможенного органа обоснованно предложили заявительнице представить документы, подтверждающие предназначение перемещаемых товаров.

Ссылка заявительницы о непредставлении таможенным органом протокола задержания товаров, на основании которых перемещаемый заявителем товар был задержан и помещен на хранение не принимается судом во внимание, поскольку заявительница поместила часть товаров на временное хранение на склад временного хранения Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни по личному заявлению. В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на склад временного хранения таможенного органа, квитанции по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Протокол задержания товаров в соответствии с главой 21 ТК ТС не составлялся.

Оценивая все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что права и свободы заявительницы не нарушены, поскольку вышеизложенные действия Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни регламентированы таможенным законодательством Таможенного союза и обусловлены необходимостью выполнения возложенных на него функций.

Некорректное обращение сотрудников таможни к заявительницей не нашло своего подтверждения в суде.

При таких обстоятельствах, требование заявительницы о признании незаконными действий Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни – не подлежит удовлетворению.

По изложенному, руководствуясь статьями 194 - 214 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы ФИО1 о признании незаконными действий Пограничного таможенного поста Уссурийской таможни - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Рогалев Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2013 года.