Дело №
УИД 75RS0№-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года
Ингодинский районный суд в составе:
председательствующего судьи Коробенковой О.В.,
при секретаре Черкашиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат», Военному комиссариатуо признании незаконным отказа в предоставлении воинских перевозочных документов, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
На основании изложенного, истец просил признать отказ в предоставлении воинских перевозочных документов незаконным, обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по» выплатить ФИО1 расходы на проезд к избранному месту жительства в размере 34 305 руб., а также расходы на провоз личных вещей в размере 235 321, 20 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по».
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФКУ Военный комиссариатФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что воинские перевозочные документы выдаются на основании справки о неиспользовании социальной гарантии на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства, которую военнослужащие получают при увольнении. ФИО1 такую справку не представил, в связи с чем Военным комиссариатом был сделан запрос по последнему месту его службы в АО «103 БТРЗ» о предоставлении выписки из приказа об увольнении заявителя. Ответ на запрос поступил ДД.ММ.ГГГГ, но так как выписка из приказа не была заверена печатью, то ее вновь направили в АО «103 БТРЗ» для заверения печатью. Повторно выписка поступила в Военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, ответчиком предпринимались меры для проверки сведений о заявителе. Отказ в выдаче воинских перевозочных документов был выдан ФИО1, в связи с тем, что он настаивал на этом. Также обратила внимание на необоснованное использование истцом 24 тонного контейнера для перевозки багажа.
Представители ответчиков - Военного комиссариата, Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по», представитель третьего лица – АО «103 Бронетанковый ремонтный завод» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
В силу пункта 9 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 определен порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества.
В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" предписано Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, Министерству внутренних дел Российской Федерации возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 815 определен Порядок, случаи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте (далее Порядок №).
В соответствии с пунктом 68 указанного Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали место жительства и в связи с этим зачисляются на пенсионный (воинский) учет в военном комиссариате по месту увольнения с военной службы, при исключении из списков личного состава воинской части по месту прохождения военной службы выдается справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества, а также по проезду членов семьи военнослужащего-гражданина (указываются степень родства членов семьи военнослужащего-гражданина, фамилии и инициалы супруги (супруга) и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего-гражданина, фамилии, инициалы и даты рождения детей) не предоставлялась. В справке также указываются места жительства военнослужащего и членов семьи военнослужащего-гражданина при увольнении военнослужащего (военнослужащего-гражданина) с военной службы.
Ранее действовавшим Руководством по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержденным Приказом Министра Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 200), в частности пунктом 70 было предусмотрено, что военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, которые при увольнении с военной службы не избрали места жительства, и в связи с этим зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, воинские части выдают требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались. Эта запись заверяется подписью соответствующих должностных лиц, указанных в пункте 23 настоящего Руководства, и гербовой мастичной печатью. Такой же порядок распространяется и на членов семьи в случае смерти указанных военнослужащих. Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, суд приходит к выводу, реализация права на бесплатный провоз личного имущества к избранному месту жительства сохраняется за уволенным военнослужащим и членами его семьи один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы, с условием предоставления в военный комиссариат справки формы 1, подлежащей выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.
Судом установлено, что ФИО1 приказом начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ был уволен в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом начальника ФГУП «103 БТР» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№-К ФИО1 исключен из списков личного состава предприятия и направлен на воинский учет в ВК края.
В приказе отражено, что воинские перевозочные документы на провозку багажа ФИО1 не использованы.
Согласно объяснениям представителя истца, данным в судебном заседании, после увольнения с военной службы истец остался проживать в , то есть по месту прохождения службы, состоял на учете в Военном комиссариате и право на бесплатный проезд и провозку багажа не использовал.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями о регистрации ФИО1, из которых следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу:. Коме того, ФИО1 состоит на учете в Военном комиссариате .
В 2022 году истец решил сменить место жительства, переехать в .
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к Военному комиссару с заявлениями о выдаче воинских перевозочных документов на проезд к избранному месту жительства на него и членов его семьи – супругу ФИО4, сыновей ФИО5 и ФИО6
Решением Военного комиссара от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в выдаче ВПД, в связи с непредоставлением заявителем справки Ф-1, которая выдается по месту увольнения с военной службы.
Данный отказ признается судом незаконным по следующим основаниям.
Действующим в настоящее время Порядком № предусмотрен перечень документов, которыми может быть подтверждено право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, в зависимости от места ее предоставления и цели поездки и (или) перевозки личного имущества, в число которых входят неиспользованные воинские перевозочные документы, а также справка, в которой указывается, что военнослужащему (указываются воинское звание, фамилия и инициалы) при увольнении с военной службы социальная гарантия по проезду и (или) перевозке личного имущества не предоставлялась (абзац 4 пункта 23 Порядка).
В военных комиссариатах муниципальных образований воинские перевозочные документы выдаются в указанных в настоящем Порядке случаях членам семей (близким родственникам) военнослужащих, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей и родителям погибших (умерших) военнослужащих, членам семей и родителям погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, на основании их заявлений о выдаче воинских перевозочных документов и документов, подтверждающих их право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, без издания приказа военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) (абзац 5 того же пункта).
В случае если при подаче гражданином заявления о выдаче воинских перевозочных документов в военном комиссариате отсутствуют документы, подтверждающие его право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, они запрашиваются военным комиссариатом в воинской части по месту прохождения военной службы военнослужащим (погибшим (умершим) военнослужащим), в военном комиссариате по месту призыва гражданина на военную службу, пенсионного (воинского) учета гражданина, уволенного с военной службы, или в архиве (абзац 6 того же пункта).
Таким образом, по смыслу приведенных положений у ответчика оснований для отказа истцу в удовлетворении заявления о выдаче воинских перевозочных документов, по причине непредставления последним спорного требования (справки) формы 1, не имелось, поскольку указанный документ, подтверждающий право на получение социальной гарантии по проезду и (или) перевозке личного имущества, должен был быть запрошен военным комиссариатом в соответствующем архиве самостоятельно.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истребуемые Военным комиссариатом сведения из АО «103 БТРЗ» в отношении ФИО1 не поступили, следовательно, решение об отказе в выдаче ВПД принято без достаточных к тому оснований.
Согласно сообщению директора АО «103 Бронетанковый завод» от ДД.ММ.ГГГГ право на получение социальной гарантии на проезд и перевозку личного имущества ФИО1 не использовал. Кроме того, в ответе указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 непрерывно работал на различных должностях в АО «103 Бронетанковый завод».
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела письменными документами подтверждается факт того, что ранее истец право на возмещение расходов на проезд и перевозку личного имущества не реализовал, в связи с чем суд считает возможным взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на проезд и перевоз личного имущества.
Отсутствие у истца справки формы 1 само по себе не свидетельствует о реализации им ранее права на возмещение расходов на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства после увольнения в запас.
В подтверждение факта несения расходов на проезд истцом представлены электронные авиабилеты и посадочные талоны на перелет от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Чита-Москва на себя и членов своей семьи на общую сумму 28 355 руб., а также электронные билеты на автобус по маршруту Москва-Таганрог на общую сумму 5950 руб.
Расходы на провоз багажа подтверждаются договором транспортной экспедиции от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ПАО «ТрансКонтейнер» и ФИО1, заказом № от ДД.ММ.ГГГГ на провоз груза для личных нужд посредством контейнера 20 футов (24 тонны) в пункт назначения - (терминал РЖД), транспортной накладной, кассовым чеком на оплату услуг в размере 235 321 руб.
Таким образом, поскольку понесенные истцом расходы документально подтверждены, суд приходит к выводу о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат» расходов на проезд в размере 34 305 руб. и на провоз личных вещей в размере 235 321, 20 руб.
Доводы представителя ФКУ «Военный комиссариат» о необоснованном использовании истцом контейнера 24 тонны, в то время как законодательством предоставлено право на провоз багажа в 20 тонном контейнере суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Международная система стандартизации ISO определила унифицированными для перевозок по железной дороге 4 вида контейнеров: 3 тонны, 5 тонн, 20 футов, 40 футов.
Как следует из сообщения ОАО «ТрансКонтейнер» все 20 футовые контейнеры независимо от их грузоподъемности (20 или 24 тонны) тарифицируются одинаково. Сумма дополнительных сборов для 20 футовых контейнеров не зависит от грузоподъемности контейнера. Все расчеты с ФИО1 по контейнеру TKRU3184605 произведены как за стандартный 20 футовый контейнер грузоподъемностью 20/24 тонны.
Из вышеизложенного следует, что истец не нарушил положения ФЗ «О статусе военнослужащих», дающих право на возмещение фактических расходов на провоз личного имущества не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
ФКУ «Военный комиссариат», как юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, следовательно, именно с него подлежат взысканию заявленные истцом расходы.
В удовлетворении требований к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по» следует отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска в размере 6 196 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Военного комиссариата в выдаче ФИО1 воинских перевозочных документов на проезд к избранному месту жительства и провоз личных вещей.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат» в пользу ФИО1 расходы на проезд и перевозку имущества к избранному месту жительства в размере 269 626 руб., государственную пошлину в размере 6 196 руб.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по» отказать.
Решение может быть обжаловано ввой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд .
Судья О.В. Коробенкова
Решение в окончательной форме изготовлено 26.09.2022