Дело № 2-1841/2021
УИД 75RS0001-02-2021-001424-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2021 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Богомазове А.С., с участием посредством ВКС истца Антипиной Н.В., представителя ответчика – Гуменной Н.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Антипиной НВ к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об оспаривании решения, признании права, понуждении к действиям
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с вышеуказанным иском, просит признать незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в присвоении истцу звания «Ветеран труда Забайкальского края», признать за истцом права на получение указанного звания и обязать ответчика пересмотреть ее заявление. В обоснование доводов указывает, что имеет трудовой стаж более ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости, но она продолжает трудовую деятельность. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Шилкинский отдел ГКУ «КЦСЗН» <адрес> о с заявлением о рассмотрении вопроса о присвоении ей звания «Ветеран труда Забайкальского края», однако ответчиком ей было отказано в присвоении такового в связи с отсутствием наградных документов, с чем она категорически не согласна, поскольку на момент возникновения у не права на получение указанного звания наличие наградных документов не требовалось.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещалось надлежащим образом, каких либо ходатайств не заявляло, что не препятствует рассмотрению дела по правилам ст.167 ГПК РФ.
Истец, участвующий в рассмотрении дела посредством ВКС заявленные требования поддержала.
Сторона ответчика в судебном заседании полагала иск не обоснованным.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, приходит к следующим выводам.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Исходя из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" награждения ведомственными знаками отличия в труде должны быть произведены федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти и управления СССР.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10 и 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного в Федеральном законе правомочия, Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края Закон Забайкальского края от 26.12.2008 № 90-ЗЗК "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Забайкальского края".
Предметом регулирования данного закона в соответствии является установление и определение порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" гражданам РФ, проживающим на территории Забайкальского края, из числа лиц, указанных в статье 7 ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 2 указанного закона Звание "Ветеран труда Забайкальского края" присваивается лицам, проживающим на территории Забайкальского края, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, проработавшим на территории Забайкальского края, в том числе на территории ранее существовавших субъектов Российской Федерации - Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, не менее половины указанного периода трудового стажа, по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо после досрочного назначения им страховой пенсии по старости, имеющим награды, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта 1 (награды Забайкальского края: звание "Почетный гражданин Забайкальского края"; медаль "За заслуги перед Забайкальским краем"; медаль "За честь и мужество"; медаль "За укрепление дружбы народов"; медаль "За родительскую доблесть" трех степеней; знак "За милосердие и благотворительность"; почетные профессиональные звания Забайкальского края), подпунктах "а" и "б" пункта 2 (Почетная грамота Губернатора Забайкальского края; знак отличия "За усердие на благо Забайкальского края"), подпунктах "а", "а.1" и "б" пункта 3 статьи 3 (медаль Законодательного Собрания Забайкальского края "Знак Почета"; знак отличия Законодательного Собрания Забайкальского края "За вклад в развитие Забайкальского края"; Почетная грамота Законодательного Собрания Забайкальского края) Закона Забайкальского края от 18 февраля 2009 года N 131-ЗЗК "О наградах в Забайкальском крае", или соответствующие им награды Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа".
Из материалов дела следует, что истец обратился к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Забайкальского края» только ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на отсутствие у нее каких либо наград.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало истцу в присвоении звания, указав на то, что у нее отсутствуют какие либо награды дающие в том числе право на получение указанного звания.
Истец в ходе судебного разбирательства не оспаривала того обстоятельства, что она не имеет указанных в статье 2 Краевого закона наград.
В соответствии со статьей 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку присвоение звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Забайкальского края" в силу ст.3 Закон Забайкальского края Закон Забайкальского края от 26.12.2008 № 90-ЗЗК "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Забайкальского края" носит заявительный характер (ст.3), и с таковым заявлением истец обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, то ее утверждения о том, что на момент возникновения у нее права на получение указанного звания наличие наградных документов не требовалось, являются не состоятельными, поскольку указанный закон обратной силы не имеет и его нормы распространяют свое действие на дату обращения истца с заявлением о присвоении ей звания, а не с того момента, когда у нее такое право возникло, в связи с чем, право лица, претендующего на присвоение данного звания, проверяется уполномоченным органом на момент его обращения.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда <адрес>» и как следствие каких либо оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении иска Антипиной НВ к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об оспаривании решения, признании права, понуждении к действиям – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.
Мотивированный текст изготовлен 12.04.2021
Судья И.Н. Филиппова