Дело № 2-1841/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2021 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Лапина С.Д.,
при секретаре – Орел А.А.,
с участием представителя истца – Дворак А.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения - региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Керчи гражданское дело по иску ФИО2 к филиалу №6 Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Крым, Государственному учреждению - региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство, -
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с требованиями к филиалу №6 Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Крым, Государственному учреждению - региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации в размере 474 902 руб. (л.д.1-3).
Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом по повреждению опорно-двигательного аппарата, третья группа инвалидности. бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации истец нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации – протез бедра для купания. 21.01.2021 года истец приобрела в ООО «СПТМ-орто М» в соответствии с договором № В2021.01.12-01 от 12.01.2021 года техническое средство реабилитации: ТСР «Протез бедра для купания ПН-6-75». Стоимость указанного протеза оставила 606 082, 00 руб. и полностью оплачена истцом на расчетный счет ООО «СПТМ-орто М». 27.01.2021 года истец обратилась в филиал №6 ГУ-региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Крым с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенный протез для купания, предоставив договор, акт выполненных работ, товарную накладную, документы, подтверждающие оплату. 25.02.2021 года филиалом №6 ГУ-региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Крым принято решение о предоставлении государственной услуги по выплате компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР и (или) оказанную услугу и выплате компенсации в размере 131 180 руб. В выплате полной компенсации в размере 474 902 руб. истцу отказано. Не согласившись с решением ответчика, истец обратился в суд за защитой нарушенного права.
Представитель истца - Дворак А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Дополнительно пояснил, что на 27.01.2021 года, дату обращения истца к ответчику с заявлением о выплате компенсации, имело место два завершенных исполнением Государственных контакта №314 от 19.10.2020 и №333 от 03.11.2020 года, заключенные с ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие», где стоимость единицы протеза бедра для купания, указана в размере 131 189,00 руб. по Государственному контракту №314 от 19.10.2020 года и 740 466,67 руб. по Государственному контракту №333 от 03.11.2020 года. Подписанные 18.12.2020 года акты выполненных работ по обоим Государственным контрактам свидетельствуют о завершении процедуры закупки технических средств реабилитации. А поскольку закупки завершены в один день, компенсация должна быть выплачена по Государственному контракту №333 от 03.11.2020 года.
Представитель ответчика Государственного учреждения - региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2001 №57н. Согласно п. 4 размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги. Информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации считается последний заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации исполнены сторонами контракта в полном объеме. По состоянию на 27.01.2021 последней по времени осуществления завершенной на дату подачи заявления закупкой протезов бедра для купания, размещенной в Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru, является Государственный контракт № 314 от 19.10.2020, заключенный региональным отделением Фонда (исполнение контракта подтверждается платежным поручением № 438106 от 26.12.2020). Согласно искового заявления ФИО2, истец считает последней по времени осуществления и завершенной на дату подачи заявления закупкой Государственный контракт № 333 от 03.11.2020, который заключен региональным отделением Фонда. Однако он исполнен ранее, чем Государственный контракт № 314 от 19.10.2020, а именно 23.12.2020 (исполнение контракта подтверждается платежным поручением № 357897 от 23.12.2020). Филиал № 6 принял решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра для купания по результатам последней по времени осуществления завершенной на дату подачи заявления закупки согласно Государственного контракта № 314 от 19.10.2020 в размере 131 180 рублей 00 копеек, на основании которого Истцу произведена выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство в размере 131 180 рублей 00 копеек. Дополнительно представитель ответчика пояснил, что технические характеристики приобретенного истцом самостоятельно протеза, тождественны с характеристиками указанными в данных государственных контрактах, и ответчиком в этой части не оспариваются.
Представитель ответчика филиала №6 Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Крым в судебное заседание не явился, орган уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщены.
Изучив исковое заявление, заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела №2-1841/2021, оценив все имеющиеся в деле доказательства и материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Частями 1, 5 статьи 11 ГПК РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Судом установлено, что 12.01.2021 года между ООО «СПТМ-орто М» и ФИО2 заключен договор на протезирование и изготовление Протеза бедра для купания ПН6-57.
Как следует из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральным государственными учреждениями медико-социальной экспертизы ИПРА инвалида №1024.15.91/2020 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №1303.15.91/2020 от 25.08.2020 года ФИО2 было рекомендовано техническое средство реабилитации, в том числе протез бедра для купания с 11.08.2020 года бессрочно (л.д.48-61).
Как следует из акта от 21.01.2021 года в соответствии с договором В2021.01.12-01 от 12.01.2021 года изготовлен Протез бедра для купания на сумму 606 082 руб. (л.д.15).
Истцу выставлен счет на оплату оказанных услуг от 18.01.2021 года в размере 606 082 руб. (л.д.6).
Согласно платежных поручений № 90334 от 20.01.2021 года, №74781 от 18.01.2021 года, №26107 от 19.01.2021 года, ФИО2 исполнены обязательства по договору В2021.01.12-01, денежные средства оплачены в общем размере 606 082 руб. (л.д. 10,11,12).
27.01.2021 года истец обратилась в филиал №6 ГУ-региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Крым с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенный протез для купания, предоставив договор, акт выполненных работ, товарную накладную, документы, подтверждающие оплату.
Государственным учреждением - региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Крым 25.02.2021 принято решение о выплате ФИО2 компенсации за самостоятельно приобретенный протез бедра для купания в размере 131 800 руб. (л.д.13-14).
Не согласившись с размером выплаченной компенсации, истец обратилась в суд.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 г.181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 181 - ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона №181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона № 181-ФЗ региональное отделение Фонда осуществляет обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов (далее - ИПРА).
Согласно п. 15.1 Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2001 №57н.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее-уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347-р (далее - Классификация).
Согласно абзацу 3 пункта 3 Порядка размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации.
Ответчик в суд не оспаривал аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного истцом, техническому средству реабилитации представляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно п. 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги. Информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является определения даты исполнения сторонами контракта по закупке технических средства реабилитации своих обязательств, в данном случае по Государственному контракту №314 от 19.10.2020 года и по Государственному контракту №333 от 03.11.2020 года.
Так, 19.10.2020 года между Государственным учреждением - региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (заказчик) и ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (исполнитель) заключен государственный контракт №314 на выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым, согласно условий которого оплата производится заказчиком по безналичному расчету в течение 12 рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта выполненных работ, оказанных услуг, поставки товаров пользу граждан в целях их социального обеспечения, за иключением обязательства заказчика по оплате выполненных работ, которое считается исполненным с момента списания денежных средств с расчетного счета Заказчика (п.п. 3.4.3 и 3.4.6) (л.д.67-92).
Согласно п. 3.6 Контракта датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета Заказчика.
В силу п. 5.1 Контракта датой выполнения работ по изготовлению Изделий является дата подписания Акта приема-передачи Изделия.
Аналогичные пункты изложены и в государственном контракте №333 на выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым от 03.11.2020 года.
Таким образом, условиями данных контрактов предусмотрено, что подписанием акта выполненных работ лишь фиксируется исполнение обязательств исполнителя, в данном случае ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие». Обязательства заказчика по условиям указанных договоров считаются исполненными в момент списания денежных средств в счет оплаты выполненных работ.
Как следует из платежного поручения №438106 от 26.12.2020 года, заказчиком произведена оплата услуг по Государственному контракту №314 от 19.10.2020 года в размере 1 870 000 руб., дата списание денежных средств со счета заказчика 26.12.2020 года (л.д.62-63).
Как следует из платежного поручения №357897 от 23.12.2020 года, заказчиком произведена оплата услуг по Государственному контракту №333 от 03.11.2020 года в размере 8 047 166,69 руб., дата списания денежных средств со счета заказчика 23.12.2020 года (л.д.64-66).
При таких обстоятельствах, датой исполнения государственных контрактов №314 от 19.10.2020 года и №333 от 03.11.2020, со стороны заказчика являются 26.12.2020 и 23.12.2020 соответственно.
Таким образом, на момент подписания заказчиком и исполнителем актов выполненных работ (по обоим контрактам подписаны 18.12.2020 года) обязательства заказчика еще исполнены не были, как следствие, само по себе подписание данных актов, не может свидетельствовать о состоявшейся последней по времени закупке технических средств реабилитации.
А поскольку обязательства заказчика исполнены позднее по государственному контракту №314 от 19.10.2020 года, а именно 26.12.2020 года, суд приходит к выводу, что ответчиком правильно выплачена истцу компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуюсь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
р е ш и л:
ФИО2 в удовлетворении исковых требований к филиалу №6 Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Крым, Государственному учреждению - региональное отделение Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Д.Лапин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 ноября 2021 года.
Судья С.Д.Лапин