ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1841/2021УИ от 22.06.2021 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело 2-1841/2021 УИД: 66RS0044-01-2021-002121-19

Решение

именем Российской Федерации

22 июня 2021 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Карапетян Е.В.

при секретаре Курбановой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Службы занятости населения Свердловской области «Первоуральский центр занятости» о признании решения незаконным и его отмене, возврате пособия по безработице,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Службы занятости населения Свердловской области «Первоуральский центр занятости» (далее по тексту ГКУСЗН СО «Первоуральский центр занятости») о признании незаконным и отмене решения о снятии ее с регистрационного учета в качестве безработной и признании незаконным требования о возврате пособия по безработице в размере 43361 руб. 52 коп. за период с 20.02.2020 по 07.10.2020.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что она состояла на регистрационном учете безработных граждан в целях поиска подходящей работы в Государственном казенном учреждении службы занятости населения в Свердловской области «Первоуральский центр занятости» в период с 03.10.2019 по 07.10.2020.

07.12.2020 года Первоуральский центр занятости сообщил, что так как ею ( истцом) с 20.02.2020 года был открыт статус «самозанятой» она снята с учета и согласно уведомлению, полученному ею от ответчика, ей предложено возвратить пособие по безработице за период с 20.02.2020 по 07.10.2020 в размере 43361 руб. 52 коп. как незаконно полученное. Данное требование считает незаконным и необоснованным, так как самозанятость - это экспериментальный налоговый режим, который позволяет легально получать доход тем, кто зарабатывает самостоятельно, а не получает заработную плату от работодателя. В данный период дохода не было и вычет налогов не проводился, что подтверждает справка о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход за 2020 год. В связи с чем, просит признать незаконным и отменить решение ответчика о снятии с регистрации учета в качестве безработного и требование о возврате пособия по безработице в размере 43 361 руб. 52коп. за период с 20.02.2020 по 07.10.2020.

В ходе судебного заседания ФИО1 в полном объеме поддержала свои требования по доводам, изложенным в заявлении, кроме того пояснила, что 08.12.2020 после получения претензионного письма Центра занятости о возврате неосновательно полученного пособия по безработице, она обратилась налоговую инспекцию за разъяснением как могло получиться, что она зарегистрирована как самозанятая. На её мобильное устройствобыло установлено приложение «Мой налог», при этом каких-операций по постановке на учет в качестве самозанятого она не осуществляла. Считает, что регистрация произведена в результате чьих-то ошибочных действий Обратившись с заявлением о прекращении статуса плательщика налога на профессиональный доход была снята с учета. Считая, что данный статус и послужил основанием для претензии Центра занятости, обратилась с суд с настоящим административным исковым заявлением. Фактически никакой деятельности она не осуществляла, дохода у нее не было, налоги не оплачивала. Это какое-то недоразумение. Снятие ее с учета как

безработной с центра занятости незаконно, также незаконно требование ответчика о возврате пособия по безработице.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования считает необоснованными, просит иск оставить без удовлетворения в полном объеме. С доводами, указанными в исковом заявлении ФИО1, не согласна в полном объеме и считаем их незаконными. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения заявление в ГКУ «Первоуральский ЦЗ» с целью постановки на учет в качестве безработной подала 03.10.2019 лично. Приказом центра занятости от 10.10.2019 ФИО1 признана безработной с 03.10.2019 с назначением пособия по безработице на период с 03.10.2019 по 02.04.2020.ФИО1 посещала центр занятости в назначенные сроки. В соответствии с абзацем шестым пункта 1(1) постановления Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» выплата пособия по безработице ФИО1 была продлена на период с 13.06.2020 по 12.09.2020.

В связи с наступлением периода выезда ФИО3 из мест постоянного проживания ввиду прохождения обучения на основании абзаца третьего пункта 4 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) ФИО3 в период с 10.03.2020 по 03.04.2020 выплата пособия по безработице не проводилась, период выплаты пособия по безработице был продлен на 25 календарных дней с 13.09.2020 по 07.10.2020. В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила), в этой связи с момента официального опубликования Временных правил (09.04.2020) организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения. Соответственно, ФИО1 после вступления в силу Временных правил проходила перерегистрацию в дистанционном режиме.

Согласно пункту 4(2) Временных правил достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве индивидуального предпринимателя, а также о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) определяется центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с соответствующими сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно­ телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании вышеуказанной нормы 01.12.2020 специалист центра занятости проверила по номеру ИНН ФИО1 сведения о наличии статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), в ходе проверки Центром занятости было установлено, что с 20.02.2020 ФИО1 имеет статус плательщика налога на профессиональный доход. Учитывая, что деятельность физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, по существу является предпринимательской, в период наличия статуса плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) ФИО1 относилась к категории занятых граждан, соответственно, у нее отсутствовали правовые основания для получения пособия по безработице.

В соответствии с вышеуказанным приказом центра занятости ФИО1, снята с учета в качестве безработной. Решение о снятии ФИО1 считает правомерным к обоснованным.

В соответствии с пунктом 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебного порядке.

В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населенш оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. Уведомление о возврате средств за период с 20.02.2020 по 07.10.2020 было направлено на электронный адрес ФИО1

Ответчиком представлен отзыв, который приобщен к материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании Имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имею для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.07.2017) "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статьей 3 Закона предусмотрено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из положений пунктов 2, 3 статьи 31 Закона следует, что с момента признания гражданина в установленном порядке безработным у него возникает право на получение пособия по безработице. При этом в силу пункта 6 названной статьи Закона пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

В соответствии со статьей 3 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (далее - Правил), которым утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, требования к подбору подходящей работы.

Пунктом 13 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.

В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

В соответствии с позицией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 1 Закона о занятости занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

В силу статьи 2 Закона о занятости граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, относятся к категории занятых.

В материалы дела ФИО1 представлены скриншоты из личного кабинета налогоплательщика об отсутствии доходов, а затем о снятии с учета в качестве плательщика НДП (л.д. 12,13).

При этом, не оспорено сторонами, что фактически в период 2020 года ФИО1 была зарегистрирована в качестве «самозанятой», данная деятельность предполагает извлечение дохода, истец являлась плательщиком НПД в период с 20.02.2020 по 08.12.2020 (л.д.16).

В этот же период с 20.02.2020 по 07.10.2020 ФИО1 выплачивалась пособие по безработице, было выплачено 43361 руб. 52 коп.

В связи с чем, согласно приказу от 01.12.2020 ФИО1 снята с регистрационного учета, в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ», также вынесен приказ от 01.12.2020 согласно которому ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина с 19.02.2020, в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ».

Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

Как установлено в ходе судебного заседания ФИО1 обращалась в суд с административный иском к Межрайонной инспекции ФНС № 30 по Свердловской области о признании недействительным статуса «самозанятой» (в статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход).

Административное исковое заявление ФИО1 (административное дело 2а-595/2021) оставлено без удовлетворения. Как установлено в ходе рассмотрения дела оснований для аннулирования статуса, установленных в закрытом перечне ч.16 ст. 5 и ч,2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" при рассмотрении дела установлено не было Как указано в решении, что только административный истец ФИО1, используя мобильное приложение, могла обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика использующего специальный налоговый режим, доказательств незаконного осуществления действий в личном кабинете налогоплательщика, мобильном приложении либо на интернет-портале «Госуслуги» иными лицами вопреки интересам ФИО1, административным истцом суду не представлено, равно как судом и не установлено какого-либо незаконного бездействия, действий либо решений МИ ФИС России № 30 по Свердловской области в отношении административного истца, чем были бы нарушены её права и законные интересы.

Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Как установлено судом Приказом центра занятости от 10.10.2019 ФИО1 была признана безработной с 03.10.2019 с назначением пособия по безработице.

С 20.02.2020 ФИО1 имеет статус плательщика налога профессиональный доход. Как установлено в ходе рассмотрения административного искового заявления (истца по данному делу) с мобильного телефона налогоплательщика ФИО1 было оправлено заявление о постановке на учет в качестве налога на профессиональный доход, затем код для подтверждения номера телефона, после введения кода была осуществлена регистрация. Все действия по регистрации в качестве плательщика НПД произведены лично ФИО1, доказательств иного административным истцом в дело представлено не было.

ФИО1 ИНН была поставлена на учет в качестве налогоплательщика на профессиональный доход 20.02.2020,. снята с учета 08.12.2020, указан код учета операции 6684.

Согласно письму ФНС России от 02.02.2017 N ГД-4-14/1786 «О постановке на учет (снятии с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд» Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 7.3, в соответствии с которым постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - самозанятые граждане), в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - Уведомление).

В Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 31.07.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" (ст. 2) самозанятые физические лица прямо не поименованы в перечне граждан, которые не могут быть признаны безработными, тем не менее, пока они зарегистрированы как плательщики НПД, они не могут претендовать на пособие по безработице ( п. 3 ст. 3 вышеназванного закона).

Чтобы получать это пособие, самозанятые должны сначала сняться с учета. Это, в частности, разъяснила Минкомсвязь, когда в конце апреля 2020 г. презентовала новый сервис на госуслугах по дистанционной постановке на учет в центрах занятости населения (ЦЗН)

В информации Минкомсвязи России "Регистрация для получения пособия по безработице доступна через Единый портал госуслуг" указано, что

Минкомсвязь России запустила на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) сервис подачи заявления на получение пособия по безработице и постановки на учет в центре занятости. Воспользоваться сервисом можно, если пользователь портала:

- был уволен,

- прекратил индивидуальную предпринимательскую, адвокатскую или нотариальную деятельность,

- прекратил регистрацию в качестве самозанятого,

- впервые ищет работу,

а также имеет подтвержденную учетную запись на ЕПГУ.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 к государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Первоуральский центр занятости» о признании решения о снятии ее с учета в качестве безработной незаконным и отмене указанного решения, а также признании незаконным требования о возврате пособия по безработице в размере 43 361 рубль 52 копейки за период с 20.02.2020 по 07.10.2020, так как одновременно быть самозанятым (налогоплательщиком на профессиональный доход) и одновременно безработным с получением пособия по безработице, невозможно. Подучать пособие по безработице возможно только после официального прекращения регистрации в качестве самозанятого.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Службы занятости населения Свердловской области «Первоуральский центр занятости» в полном объеме оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 июня 2021 года.

Председательствующий: Е.В. Карапетян