ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1841/2022 от 30.06.2022 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2-1841/2022

УИД: 23RS0058-01-2022-002272-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сочи 30 июня 2022 года

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Леошик Г.Д.,

при секретаре Паниной А.В.,

с участием: представителя ответчика ФКУ Упрдор «Черноморье» – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФКУ Упрдор «Черноморье» об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратился в Хостинский районный суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" об устранении препятствий в пользовании принадлежим ему на праве собственности земельным участком с кадастровым номером , площадью 1744 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство и предпринимательство, расположенного по адресу: . Просил суд обязать Федеральное Казенное Учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») согласовать и выдать ФИО2 проект технических требований и условий на строительство съезда-примыкания к земельному участку с кадастровым номером , расположенного по адресу: .

В обоснование своих требований ссылается на то, что земельный участок по адресу: принадлежит ему на праве собственности ( ЕГРН от 19.12.2021), однако, в связи с отсутствием подъезда-съезда, условия примыкания подъезда с целью транспортного доступа к объекту капитального строительства торгового цента "Пятерочка", он лишен возможности реализовать проект по возведению на указанном земельном участке соответствующего объекта капитального строительства, ввиду того, что въезд и выезд транспортных средств, в том числе строительной техники, на территорию и с территории указанного земельного участка невозможен по причине отсутствия подъездных путей.

Профессиональной образовательной организацией «Автомобильно-дорожный колледж» был разработан проект строительства съезда-примыкания к земельному участку с кадастровым номером от автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия на км 92+844, слева, в Лазаревском районе г. Сочи. Согласно указанного проекта допускается обустройство испрашиваемого съезда-примыкания, соответствующего требованиям ГОСТа.

На основании данного проекта ООО "Дорсервис" осуществило работы по съезду-примыканию к земельному участку с кадастровым номером от автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия на км 92+844, слева, в Лазаревском районе г. Сочи.

В связи с необходимостью обустройства подъезда-съезда к принадлежащему ему земельному участку от автомобильной дороги общего пользования, он обратился 21.02.2022 в ФКУ Упрдор «Черноморье» для согласования выполненной работы и проектной документации.

Ответчик письмом от 15.03.2022 исх. принято решение об отказе в устройстве нового съезда примыкания на км 92+570 (слева) по следующим причинам: не соблюдаются требования пункта 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне. На дорогах II технической категории устройство примыканий допускается не чаще, чем через 600 м. Согласно действующей дислокации технических средств организации дорожного движения, ближайшие существующие санкционированные примыкания расположены на км 92+472 (слева) и км 92+647 (слева); не соблюдаются требования пункта 6.11 СП 34.13330.2021 (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»), в части расположения пересечений, примыканий на прямых участках или на кривых с радиусами не менее 2000 м. В данном случае участок испрашиваемого примыкания к федеральной автомобильной дороге размещается на кривой с радиусом 588 м, что не соответствует нормативам по обеспечению минимального расстояния видимости элементов пересечения при движении по дороге II технической категории.

Заявитель считает, что указанное выше решение административного органа является незаконным и подлежит отмене, поскольку нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя с соответствующим заявлением в суд.

Представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФКУ УПРДОР "Черноморье" - ФИО1 возражала против удовлетворения указанного административного иска, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на административный иск.

В ходе рассмотрения дела от ответчика ФКУ УПРДОР "Черноморье" поступило возражение на административное исковое заявление, в котором административный ответчик указал, что земельный участок с кадастровым номером расположен на км 92+570 слева за границей полосы отвода федеральной автомобильной дороги А-147 Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия. На участке км 1+048 – км 162+630 дорога относится в II технической категории. Выполнить обустройство нового съезда примыкания на км 92+570 (слева) федеральной автомобильной дороги II технической категории не представляется возможным по причине:

- несоблюдения требований пункта 3.1.3 ГОСТ Р 2398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне. На дорогах II технической категории устройство примыканий допускается не чаще, чем через 600 м. Согласно действующей дислокации технических средств организации дорожного движения, ближайшие существующие санкционированные примыкания расположены на кв 92+472 (слева) и км 92+647 (слева);

- несоблюдения требований пункта 6.11 СП 34.13330.2021 в части расположения пересечений, примыканий на прямых участках или на кривых с радиусами не менее 200 м. В данном случае участок испрашиваемого примыкания к федеральной автомобильной дороге размещается а кривой с радиусом 588 м, что не соответствует нормативам по обеспечению минимального расстояния видимости элементов пересечений при движении по дороге II технической категории.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившего истца.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, пришел к следующим выводам.

Из представленной истцом выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 19.12.2021, выданной Управлением Росреестра по Краснодарскому краю, следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1744+/-15 кв.м., расположенный по адресу: адресу: , вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство и предпринимательство.

В непосредственной близости от вышеуказанного земельного участка расположена автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия 92+844 км., которая принадлежит на праве собственности Российской Федерации, и предоставленная на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ УПРДОР "Черноморье".

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Судом была назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручен ООО «Эксперт Консалтинг».

Из заключения эксперта следует, что ходе проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером , его местоположения, конфигурации и части автомобильной дороги общего пользования А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия на км 92+844, слева в Лазаревском районе г. Сочи (земельный участок с кадастровым номером , по адресу:), установлено, что организация устройства въезда-выезда для обеспечения доступа к земельному участку с кадастровым номером , по адресу:, без организации непосредственного выезда с земельного участка на автодорогу А-147 невозможна.

Также эксперт установил, что земельный участок с кадастровым номером , учитывая его местоположение, конфигурацию, части автомобильной дороги общего пользования А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия на км 92+844, слева в Лазаревском районе г. Сочи (земельный участок с кадастровым номером , по адресу:), а так же технической документации на автомобильную дорогу, разработанной Профессиональной образовательной организацией частным учреждением «Автомобильно-дорожный колледж» (Ассоциация «Объединение изыскателей «Альянс» СРО-И-036-18122012, Ассоциация проектировщиков «Проектирование дорог и инфраструктуры» СРО-П-168-22112011) установлено, что организация устройства въезда-выезда для обеспечения доступа к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу:, возможна.

При разработке проектной документации технические нормативы приняты в соответствии с понижениями ГОСТ Р 58563-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования», СП34.13330.2012, СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги», СП42.13330.2106 «Градостроительство» с учетом обычных условий расположения трассы. Согласно федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» примыкание относится к сооружениям с нормальным уровнем ответственности.

Положение проектируемого примыкания в плане и профиле целиком определяется сложившейся застройкой в стеснённых условиях, в связи с чем проектом предусмотрено следующее:

-радиус примыкания принят 6 м по внутренней кромке в соответствии ГОСТ Р 58653-2019, п. 62.9.4, СП 396.1325800.2018, СП 42.13330.2016,

-ширина проезжей части съезда-примыкания принята в соответствии с требованиями п. 5.5.12 ГОСТ Р 52766-2007 7,0 м.

В плановом положении начало оси проектируемого примыкания закреплено на кромке проезжей части по основному ходу (ФАД А-147).

Также эксперт указал, что в ходе проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером , его местоположения, конфигурации и части автомобильной дороги общего пользования А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия на км 92+844, слева в Лазаревском районе г. Сочи (земельный участок с кадастровым номером , по адресу:), установлено, что при организации устройства въезда-выезда к земельному участку с кадастровым номером по адресу:, при выезде непосредственно с земельного участка через примыкание на автодорогу, в соответствии с проектной документацией разработанной Профессиональной образовательной организацией частным учреждением «Автомобильно-дорожный колледж» (ШИФР: 25/07/2021; 25/07/2021—ПОС) на безопасность дорожного движения, с учетом скоростного режима в месте планируемого примыкания, а также существующего и предполагаемого в будущем трафике движения автотранспорта на данном участке автодороги, не повлияет.

Таким образом, выводы экспертизы подтверждают, что для обеспечения доступа к земельному участку с кадастровым номером , принадлежащем истцу, без организации непосредственного выезда с земельного участка на автодорогу А-147 невозможна, а организация въезда-выезда к земельному участку с кадастровым номером при выезде непосредственно с земельного участка через примыкание на автодорогу, на безопасность дорожного движения, с учетом скоростного режима в месте планируемого примыкания, а также существующего и предполагаемого в будущем трафике движения автотранспорта на данном участке автодороги, не повлияет.

Суд, дав оценку данному заключению эксперта, приходит к выводу о принятии заключения в качестве допустимого доказательства по делу, так как оно выполнено квалифицированным специалистом, имеющим соответствующее образование, сертификаты на занятие данным видом деятельности и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, кроме того выводы, изложенные в заключении, объективно согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.

Представленное заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения. Материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов.

Выводы судебной экспертизы в ходе рассмотрения дела не оспорены, ходатайств о проведении повторной, либо дополнительной экспертизы сторонами в ходе рассмотрения дела не заявлялось.

Таким образом, заключение судебного эксперта является относимым, допустимым и достоверным доказательством по данному делу.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

С учётом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ФКУ УПРДОР "Черноморье" об отказе в предоставлении согласия, содержащего технические требования и условия, на строительство вышеописанных примыканий к дороге является незаконным, а заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к Федеральному Казенному Учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») об устранении препятствий в пользовании земельным участком - удовлетворить.

Обязать Федеральное Казенное Учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Черноморье») согласовать и выдать ФИО2 проект технических требований и условий на строительство съезда-примыкания к земельному участку с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: .

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2022 года.

Судья Хостинского районного суда г.Сочи Г.Д. Леошик

На момент опубликования не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ: