ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1842/18 от 04.09.2018 Аксайского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-1842/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 сентября 2018 года г. Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи Янченкова С.М., при секретаре Самсонян Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аксайского ра йона к ФГБУ «Управление «Ростовмеливодхлз», Аксайскому филиалу ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз», третьи лица Северо-Кавказское управление Ростехнадзора об устранении нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что истцом проведена проверка проведена проверка обеспечения безопасной эксплуатации плотины пруда № 7, по результатам которой установлено, что эксплуатирующей организацией – Аксайским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» не обеспечена надежная защита гидротехнического сооружения от техногенного воздействия, вызванного проездом по плотине автотранспорта.

На основании изложенного прокурор просил обязать ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» принять меры по недопущению несанкционированного проезда транспорта, через плотину № 7 с кадастровым номером № ...

В судебном заседании помощник прокурора Аксайского района поддержал доводы искового заявления, настаивал на удовлетворении иска, ссылаясь на доводы искового заявления и представленные в деле доказательства.

Представители ответчика, действующий на основании доверенности Каменев А.А. в судебном заседании иск не признал, просил отказать в удовлетворении иска.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцом проведена проверка проведена проверка обеспечения безопасной эксплуатации плотины пруда № 7, по результатам которой установлено, что эксплуатирующей организацией – Аксайским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» не обеспечена надежная защита гидротехнического сооружения от техногенного воздействия, вызванного проездом по плотине автотранспорта.

В связи с выявленными нарушениями в адрес руководителя эксплуатирующей организации - Аксайского филиала ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

По результатам рассмотрения представления в адрес прокурора района поступила информация Аксайского филиала ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» о мерах, принятых в целях устранения выявленных нарушений.

Согласно поступившей информации от 23.07.2018 № 66 для ограничения движения грузового транспорта через плотину № 7 Аксайским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» будет установлено видеонаблюдение для фиксации транспортных средств, нарушающих правила проезда через ГТС. Проект видеонаблюдения за плотиной водохранилища «Ростовское море» ... и плотины № 7 выполнен.

Вместе с тем, указанные меры не могут быть признаны достаточными для предупреждения и уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях по следующим основаниям.

Проектом мониторинга безопасности комплекса гидротехнических сооружений каскада прудов № 1- 7 и водохранилища «Ростовское море» на балке Камышеваха г. Ростова- на –Дону установлено, что комплекс ГТС каскада прудов № 1-7 является федеральной собственностью и находится в управлении ФГБУ Управление «Ростовмелиоводхоз». Непосредственная эксплуатация и ведение мониторинга ГТС осуществляется Аксайским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз».

Указанным проектом, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.013 № 986, класс комплекса ГТС прудов № 1-7 и водохранилища «Ростовское море», водопадающего тракта определен как 2 класс, т.е. как гидротехническое сооружение высокой степени опасности.

Изучением сведений о комплексе гидротехнических сооружений каскада прудов № 1- 7 и водохранилища «Ростовское море» на балке ... представленных Аксайским филиалом ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» (страница 17 п. 2.) установлено, что ГТС – пруд № 7 на балке М. Камышеваха в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений в зависимости от их высоты и типа грунта оснований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.013 № 986, по материалу строительства являются плотиной их грунтовых материалов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117 – ФЗ).

Одним из общих требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в соответствии со ст. 8 Закона № 117 – ФЗ является необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Одновременно с этим, ст. 9 Закона № 117 – ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.

В соответствии с требованиями инструкции о порядке информационного обеспечения деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.12.2007 № 927 приказом Ростехнадзора от 10.07.2017 № 254 (далее – Приказ № 254) утвержден перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

К числу утвержденных п. 3.24 Приказа № 294 нормативных документов отнесены Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденные Минсельхозпродом РФ 26.05.1998 (далее – Правила).

Согласно п. 3.1.4. Правил, главной задачей технической эксплуатации гидротехнических сооружений любого типа и назначения является контроль за их работой, безопасным состоянием и обеспечение их работы в необходимом режиме, своевременное принятие мер по предупреждению и устранению дефектов, выявление причин нарушения нормального функционирования сооружения и его элементов, каковыми могут быть:

- постепенный износ (физическое старение, амортизация) и моральный износ сооружений и оборудования;

- воздействие стихийных и чрезвычайных факторов, которые не могли быть предусмотрены проектом (исключительный паводок, сверхнеобычный ледоход и др.);

- неправильные действия эксплуатационного персонала (несвоевременное открытие затворов, подъем воды сверх предельных уровней, перелив воды через стенки и т.п.).

Согласно пояснениям директора Аксайского филиала ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» Котова Ф.Ф., использование для проезда плотина пруда № 7 не было предусмотрено проектом строительства, неконтролируемый проезд транспорта оказывает влияет на безопасность гидротехнического сооружения. Имеющаяся на плотине грунтовая дорога является технологическим проездом для нужд Аксайского филиала ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз».

Допуск проезда грузового транспорта через плотину оказывает влияние на безопасность ГТС – предельных значений количественных и качественных показателей состояния и условий его эксплуатации, соответствующих допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденных в установленном порядке федеральным органом государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Неисполнение обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положением ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешению дела.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, регламентирующей меры, необходимые для предупреждения причинения вреда, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность

Поскольку в ходе рассмотрения гражданского дела установлен факт нарушения законодательства и угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц, с целью пресечения выявленных нарушений суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Аксайского района удовлетворить.

Обязать ФГБУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» принять меры по недопущению несанкционированного проезда транспорта, через плотину № 7 с кадастровым номером № ...

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца с даты вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2018 г.

Судья: