Дело №2-22/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2017 года. г. Давлеканово РБ.
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Антипова А.С.,
при секретаре Бойко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к Администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, Комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» на 2015-2010 годы, о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях – незаконным, решения комиссии об исключении семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, незаконным,
У с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, Комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» на 2015-2010 годы, о признании действия Администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан выразившееся в отказе его семье в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении в жилых помещений – незаконным;
- признать решение Комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» на 2015-2010 годы, по исключению его семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы – незаконным;
- восстановить его и членов его семьи в списках участников в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» на 2015-2010 годы.
Истец, ссылаясь на положения ст.40 Конституции РФ, ст.ст.2,51 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 26.05.2016) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2016) указал о нарушении ответчиками его жилищных прав и прав членов его семьи, связанных с отказом его семье в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении в жилых помещений и об исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Для правильного разрешения спора определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, были привлечены на стороне ответчика: - Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, а на стороне истца: ФИО2
В судебном заседании ФИО1 иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и представленные доказательства.
Представитель Администрации муниципального района Давлекановский район РБ - Комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» на 2015-2010 годы ФИО3 в своих возражениях указала, что право приятии истца на учет для участия в подпрограмме возникало лишь в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он ухудшил жилищные условия, поэтому решением Комиссии был снят с учета.
Представитель Администрации муниципального района Давлекановский район РБ – ФИО4 указал, что ответчиком – городским поселением право истца, как нуждающегося в улучшении жилищных условий восстановлено Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№
Ответчик: Администрация городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, третьи лица: Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание, не явились, Госкомитет представил соответствующее возражение, где указал, что истцом не были представлены соответствующие документы о материальном положении, а городское поселение оставило поставленный перед судом вопрос на усмотрение суда.
Суд считает, что неявка указанных лиц, не препятствует рассмотрению дела без их участия, поскольку указанное обстоятельство не противоречит требованиям ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту.
В судебном заседании установлено, что семья истца состоит из пяти человек: т.е. ФИО1, ФИО2 и детей - Ломовицкой П..П.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> Кроме того в квартире проживают - отец супруги истца - Г.Ф. и ее мать - Г.А.
Собственниками указанной квартиры являются: -ФИО2, ее отец- Г.Ф. мать - Г.А. и ее сестра -Г.Н. Все указанные зарегистрированы в данной квартире. ДД.ММ.ГГГГ
Общая площадь занимаемой нашей семьей квартиры составляет 67,2 кв.м., в том числе жилая 43,1 кв.м. Всего в занимаемой нашей семьей квартире проживает 7 человек,
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. С указанного времени состояла на данном учете.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского поселения города Давлеканово МР Давлекановский район РБ отказала в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Комиссии по реализации продпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» на 2015-2020 годы исключила семью истца из числа участников программы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, ссылаясь на п.п. «б» п.5.2. Порядка - изменение жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
2) п.п. «е» п.5.2 порядка - выявление несоответствия молодой семьи условию, определенному в п.п. «в» п. 1.6. Порядка - отсутствие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом
источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям -участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения принимается во внимание состав всей семьи собственника либо нанимателя.
Согласно приведенной норме права граждане для признания их нуждающимися в жилых помещениях должны либо не быть членами семьи собственника жилого помещения, либо быть членами семьи собственника помещения, в котором они обеспечены общей площадью на одного человека менее учетной нормы.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Порядок предоставления социальных выплат молодым
семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат определяется Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» от 17.12.2010 N21050 (далее - Правила) и регламентируется Порядком предоставления социальных выплат молодым семьям-участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы в Республике Башкортостан (приложение N210), утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N2686 «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан»» (далее - Порядок).
В пункте 6 Правил предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, и соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктами 4.3 и 5.1 Порядка признание молодых семей участниками Подпрограммы и принятие решений об исключении молодых семей из числа участников Подпрограммы относится к полномочиям администраций муниципальных образований Республики Башкортостан.
Так, согласно п.5.2 Порядка основаниями для исключения семьи из числа участников Подпрограммы являются:
а) подача личного заявления об исключении из числа участников Подпрограммы;
б) изменение жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
в) выявление в представляемых гражданами документах не
соответствующих действительности сведений о молодой семье как нуждающейся в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для признания ее нуждающейся в жилых помещениях;
г) выявление неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) превышение возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году;
е) выявление несоответствия молодой семьи условию, определенному в пп. «в» пункта 1.6 Порядка;
ж) выезд молодой семьи на место жительства в другое муниципальное образование Республики Башкортостан;
з) выявление администрацией муниципального образования Республики Башкортостан фактов намеренного ухудшения молодой семьей жилищных условий (отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности членов молодой семьи; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей); обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; выделение доли собственниками жилых помещений);
к) перечисление средств, предоставленных молодой семье в качестве социальной выплаты в рамках Подпрограммы, с банковского счета распорядителя счета на цели, предусмотренные П.l.2 Порядка;
л) ранее реализованное молодой семьей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты (или иной формы государственной поддержки) за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан.
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 «О федеральное целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» (с последующими изменениями и дополнениями) Постановлением Администрации муниципального района Давлекановский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ была создана Комиссия в которую Постановлением Администрации муниципального района Давлекановский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ были внесены соответствующие изменения.
Семья ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была включена в число участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N2 80.
Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N2 131, стала продолжением ранее действующей Программы. Она предусматривала, что молодые семьи, поставленные на учет, но не получившие поддержку в рамках Программы, получают государственную поддержку в порядке очередности в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 20112015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2 1050. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2 889 срок реализации федеральной целевой про граммы «Жилище» был продлен до 2020 года.
В список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в ДД.ММ.ГГГГ по муниципальному району Давлекановский район Республики Башкортостан, семья ФИО1 была включена под N21.
В своих возражениях Администрация муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, третьи лица: Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, а также представитель Комиссии ссылались на то, что при проверке документов семьи ФИО1 с целью предоставления его семье социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения Администрацией муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан принято решение о несоответствии семьи условиям, предъявляемым к участникам Подпрограммы. Основаниями для исключения Администрацией муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан семьи ФИО1 из числа участников Подпрограммы послужили:
- подпункт «б» пункта 5.2 Порядка - изменение жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- подпункт «е» пункта 5.2 Порядка - выявление несоответствия молодой семьи условию, определенному в подпункте «в» пункта 1.6 Порядка: у семьи ФИО1 отсутствуют доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Суд, оценивая представленные сторонами доказательства, их доводы и возражения во взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, считает, что доводы ответчиков, относительно оснований снятия семьи ФИО1 с учета связанного с реализацией программы основаны на неверном толковании и применении жилищного права.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
При этом в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N2 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры) если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, а также выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям.
Таким образом, решение Комиссии администрации МР Давлекановский район от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета является незаконным, поскольку по в постановлении Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О федеральной программе «Жилище» указаны основания признания нуждающимися в получении социальной выплаты с учетом признания нуждаемости со ссылкой на ст. 51 ЖК РФ.
В данном случае с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы городского поселения г. Давлеканово МР Давлекановской район РБ № семья истца была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доводы ответчиком относительно преднамеренного ухудшения истцом жилищных условий в при отчуждении квартиры ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не состоятельными, поскольку брак ФИО1 зарегистрирован лишь ДД.ММ.ГГГГ и он не мог являться субъектом реализуемой Правительством жилищной программы.
То есть органом местного самоуправления при наличии нуждаемости ФИО1 в улучшении жилищных условий при исключении из списков были нарушены в свою очередь его права и членов его семьи на своевременное предоставление социальной выплаты.
При этом, исходя из даты подачи ФИО1 заявления, он подлежал постановке на учет лишь с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому он подлежит восстановлению в списках.
Иные доводы ответчиков относительно предмета спора юридически значимых обстоятельств не имеют, поскольку регулируются нормативно правовыми актами, регулирующими реализацию программы.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия Администрации городского поселения город Давлеканово муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан выразившееся в отказе ФИО1 и его семье в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении в жилых помещений – незаконным.
Признать решение Комиссии по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» на 2015-2010 годы от ДД.ММ.ГГГГ по исключению отказе ФИО1 и его семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы – незаконным.
Восстановить ФИО1 и его семью в списках участников в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках программы «Жилище» на 2015-2010 годы с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Давлекановский районный суд в течение одного месяца.
Судья: А.С. Антипов