ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1843/20 от 17.08.2020 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело {Номер}

{Номер}

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

{Дата} г.Киров

Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Микишева А.Ю.,

при секретаре Кривошеине Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Почта России» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском к АО «Почта России». В обоснование иска указал, что заказал в интернет-магазине дистанционным способом компьютер Apple Max mini 2014 в комплекте с клавиатурой и мышкой по акции со скидкой с доставкой наложенным платежом АО «Почта России» (ответчиком). {Дата} при поступлении посылки в ОПС-2 г. Кирова заказ оплачен истцом наличными 8470 руб. При получении посылки с объявленной ценностью была обнаружена ее дефектность. Отправителем являлось неустановленное лицо, вес посылки не соответствовал заявленному при отправке. Кроме того, в посылке отсутствовал заказанный товар. Был составлен акт вскрытия. Истец отказался от получения посылки и потребовал возврата денег, на что получил отказ оператора связи. Претензия от {Дата}, поданная истцом на главпочтамт, не удовлетворена. Заявление-требование о предоставлении информации о продавце и возврате денег от {Дата} оставлено без внимания.

Истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 400000 руб., штраф в размере 200000 руб. Обязать ответчика предоставить истцу информацию о продавце, согласно существующих договорных отношений с интернет-магазином.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования иска не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Просила в иске отказать.

Судом установлено, что оператором связи принята к отправке посылка с объявленной ценностью и наложенным платежом {Номер} в адрес истца.

При вручении посылки адресату выявлена разница в весе – 500 г, о чем составлен акт {Номер} от {Дата}.

Потребителю в устной форме сообщено о данном дефекте оператором связи.

С истца получен наложенный платеж 8470 руб., который был отправлен {Дата} электронным перево{Адрес} адрес Федерального клиента 125955, Москва, ООО «Реворкер». Сведения об отправителе сообщены истцу в ответе на его заявление от {Дата}.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от {Дата} №176-ФЗ "О почтовой связи" (далее – ФЗ от {Дата} №176-ФЗ), за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014г. {Номер} утверждены "Правила оказания услуг почтовой связи".

Согласно ст.20 ФЗ от {Дата} №176-ФЗ, пп."б" п.46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.

Установлено, что истец, являясь потребителем услуг, обратился в отделение почтовой связи с целью получения почтовых услуг, заключил соответствующий договор (л.д.7) и оплатил услуги.

В соответствии с п.10.2.1 «Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», утвержденного Приказом ФГУП "Почта России" от {Дата}{Номер}-п, (далее – Порядка приема и вручения внутренних РПО) предусмотрены особенности вручения дефектного регистрируемого почтового отправления (далее – РПО).

РПО в дефектном состоянии должны вручаться в объекте почтовой связи в соответствии с Порядком оформления и вручения дефектных почтовых отправлений (п.10.2.1.1.).

В случае выявления дефектности почтового отправления в момент вручения (в том числе несоответствия фактического веса РПО весу, указанному на РПО), работник объекта почтовой связи места вручения обязан предложить получателю вскрыть дефектное почтовое отправление (10.2.1.5.).

Если получатель согласен на вскрытие, работник объекта почтовой связи вскрывает дефектное почтовое отправление. Вскрытие осуществляется с таким расчетом, чтобы оболочка почтового отправления, пломбы, перевязь, швы были сохранены как вещественные доказательства, а дефектные части почтового отправления при этом не были затронуты.

Если вложение почтового отправления окажется в надлежащем виде, акт ф.51-в не составляется. Почтовое отправление вручается в соответствии с п.10.1.1, разделом 10.2 настоящего Порядка, при этом получатель на извещении ф.22 (ф.22-о, ф.22/119, лицевой стороне бланка ф.Е 1-в "Подтверждение получения") проставляет отметку: "Претензий не имею" с указанием даты и подписи. В остальных случаях действия почтовых работников должны соответствовать требованиям п.10.2.1.4.2 настоящего Порядка.

РПО с объявленной ценностью и наложенным платежом, поступившие в дефектном состоянии, перед выдачей должны быть вскрыты (с согласия адресата). Сумма наложенного платежа до вскрытия почтового отправления не взыскивается. Порядок вскрытия РПО с объявленной ценностью и наложенным платежом в дефектном состоянии должен соответствовать п.10.2.1 настоящего Порядка (10.2.3.4.)

Факт сообщения оператором связи истцу о несоответствии веса РПО истцом не оспаривается. Вместе с тем доказательств того, что оператором связи было предложено вскрытие дефектного РПО до его оплаты, стороной ответчика не представлено.

Таким образом, в процессе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт ненадлежащего оказания почтовых услуг потребителю (истцу). Действия оператора связи фактически лишили потребителя возможности отказаться от получения дефектного РПО без его оплаты.

В ответе на обращение ФИО1 от {Дата}{Дата}.3.11-10/356 заместителем начальника почтамта принесены извинения за ненадлежащее оказание услуг почтовой связи.

Принимая во внимание, что доставка почтовых отправлений является обязанностью ответчика, суд приходит к выводу о наличии вины в действиях сотрудников почтовой службы, повлекших нарушение прав истца как потребителя услуг.

Поскольку ответчиком допущено виновное нарушение прав истца, как потребителя, который просил в добровольном порядке восстановить его нарушенные права, возвратив денежные средства за посылку с дефектом (несоответствие веса), но положительного результата это не достигло, суд руководствуясь ст.151, 1099 ГК РФ, ст.15 Закона РФ "О защите прав потребителей", п.45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012г. {Номер}, установил, что истцу ответчиком причинен моральный вред - нравственные страдания, денежная компенсация которых с учетом конкретных обстоятельств дела, степени страданий истца, а также требований разумности и справедливости, определена судом в размере 5000 руб.

Требование о возложении на ответчика обязанности по предоставлению информации о продавце (отправителе) суд оставляет без удовлетворения, поскольку в ответе от {Дата} данные сведения ответчиком предоставлены.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ от {Дата}{Номер} суд также взыскивает с ответчика штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Учитывая, что после направления истцом заявлений (претензии) его требования о возмещении убытков не были удовлетворены ответчиком в полном объеме при отсутствии законных к тому оснований, неисполнение ответчиком своих обязанностей послужило поводом для обращения с настоящим иском, суд приходит к выводу о взыскании с УФПС Кировской области - филиала ФГУП «Почта России» в пользу потребителя штрафа в сумме 2500 руб. из расчета 5000 руб. х 50%.

На основании ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в бюджет муниципального образования «город Киров» государственную пошлину в размере 300 руб. за рассмотрение дела в суде.

Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с АО «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда 5000 руб., штраф 2500 руб.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с АО «Почта России» в доход бюджета МО «Город Киров» государственную пошлину 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Микишев А.Ю.

Решение суда в окончательной форме вынесено {Дата}.