Дело № 2-1843/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2016 года г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Хохряковой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Черногорска. Комитету по управлению имуществом г. Черногорска о возложении обязанностей в области кадастрового учета сетей теплоснабжения и охранных зон сетей теплоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Черногорска обратился в суд с иском к Администрации г. Черногорска о возложении обязанности в срок до 31.12.2016 по сбору необходимых документов и обращению в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия с целью постановки на кадастровый учет сетей теплоснабжения, а также охранных зон данных сетей общей протяженностью 84,5 км.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Черногорска проведена проверка исполнения федерального законодательства о государственном кадастре недвижимости. Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 утверждены Типовые правила охраны коммунальных сетей, которые должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей. Из содержания ст.ст. 4, 7, 10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и п.п. 3, 4 Типовых правил охраны коммунальных сетей следует, что тепловые сети и охранные зоны тепловых сетей подлежат государственному кадастровому учету. В силу ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов. Выполнение данного полномочия без определения местоположения тепловых сетей, их охранных зон затруднительно, поскольку влечет использование территорий, на которых расположены тепловые сети, в отсутствие каких-либо ограничений, что может привести к повреждению тепловых сетей. В ходе проверки установлено, что на территории города имеются тепловые сети общей протяженностью 84,5 км. Из информации Администрации г. Черногорска от 29.03.2016 № 716-Ию следует, что постановка на кадастровый учет вышеназванных тепловых сетей не представляется возможной ввиду отсутствия в бюджете средств на указанные цели. Однако федеральным законодательством организация надежного теплоснабжения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия бюджетных средств на данные цели.
Определением Черногорского городского суда от 22.06.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом г. Черногорска.
В судебном заседании помощник прокурора г. Черногорска Цицилина О.А. поддержала исковые требования с учетом заявления об их уточнени от 22.06.2016, просила возложить на Администрацию г. Черногорска обязанность в срок до 01.10.2016 осуществить финансирование мероприятий по сбору необходимых документов и обращению в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия с целью постановки на кадастровый учет сетей теплоснабжения, а также охранных зон данных сетей общей протяженностью 84,5 км.; возложить на Комитет по управлению имуществом г. Черногорска обязанность в срок до 31.12.2016 осуществить сбор необходимых документов и обратиться в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия с целью осуществления кадастрового учета сетей теплоснабжения, а также охранных зон данных сетей общей протяженностью 84,5 км.
Представитель Администрации г. Черногорска ФИО1, действующий на основании доверенности, иск не признал, ссылаясь на тяжелое финансовое положение Администрации г. Черногорска. Денежные средства на цели, указанные в исковом заявлении прокурора г. Черногорска, в бюджете не заложены. Формирование бюджета на следующий финансовый год состоится в декабре 2016 года. В заявленные прокурором сроки исполнение решения не представляется возможным, в связи с чем представитель ответчика просил установить этот срок до 01.10.2017.
Представитель Комитета по управлению имуществом г. Черногорска ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования также не признал, в своих устных объяснениях и письменном отзыве на иск ссылаясь на то, что в соответствии с п.п. 1.1, 4.4, 4.4 Положения о Комитете по управлению имуществом г. Черногорска, утвержденного Решением Совета депутатов г. Черногорска от 25.09.2008 № 56, финансовое положение Комитета напрямую зависит от наличия либо отсутствия денежных средств в бюджете города, формируемого Финансовым управлением администрации г. Черногорска. Для выделения денежных средств по спорному вопросу требуется принятие соответствующего решения Советом депутатов г. Черногорска. По предварительным расчетам стоимость работ по подготовке документов для кадастрового учета сетей теплоснабжения составляет 4 690 000 руб. Стоимость работ по формированию охранных зон составит не менее 300 000 руб. В связи с тяжелым финансовым положением возможность выделения из бюджета города денежных средств в указанной сумме отсутствует. Кроме того, для определения исполнителя работ необходимо провести аукцион, для чего также требуется значительные временные затраты. Ни один подрядчик не возьмется за проведение этих работ в срок до 31.12.2016.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.По общему правилу, установленному ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение (ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре).
Помимо указанных выше сведений, в силу ч. 1 ст. 10 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе описание местоположения границ таких зон или территорий; содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 утверждены Типовые правила охраны коммунальных сетей (далее - Типовые правила), которые должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей. На основании СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", СНиП 3.05.03-85 "Тепловые сети" и СНиП III-4-80* "Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве" и настоящих Типовых правил в городах и населенных пунктах с учетом конкретных условий разрабатываются местные правила, утверждаемые и вводимые в действие органами исполнительной власти, без снижения требований, установленных указанными СНиП и Типовыми правилами.
Пунктом 3 Типовых правил установлено, что предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В силу п. 4 Типовых правил охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Пунктами 5-6 Типовых правил установлены ограничения на осуществление отдельных действий в пределах территории охранных зон тепловых сетей (запрещено размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы; загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей и т.п.).
Из имеющихся в материалах дела письменных доказательств – представления прокурора г. Черногорска в адрес Администрации г. Черногорска от 23.10.2015 № 3297, ответа Администрации г. Черногорска от 20.11.2016 № 3075-Ию следует, что на территории муниципального образования г. Черногорск расположены сети теплоснабжения общей протяженностью 84,5 км., которые не поставлены на кадастровый учет. Данные сети переданы в пользование ООО "Хакасский ТЭК" и ООО "ТеплоРесурс".
Из содержания приведенных выше положений федерального законодательства следует, что на Администрации г. Черногорска лежит обязанность по обеспечению бесперебойного теплоснабжения населения муниципального образования.
Отсутствие охранных зон тепловых сетей, целью установления которых является ограничение хозяйственной и иной деятельности в границах охранных зон и обеспечение безопасности тепловых сетей, влечет невозможность полного контроля собственника тепловых сетей за их состоянием и, соответственно, повышает риск неисполнения социально значимой функции по обеспечению теплоснабжения населения.
Администрацией г. Черногорска и Комитетом по управлению имуществом г. Черногорска в разумные сроки не исполнены возложенные действующим законодательством обязанности по осуществлению кадастрового учета находящихся в муниципальной собственности тепловых сетей и охранных зон этих сетей.
Таким образом, предъявленный прокурором г. Черногорска иск в данном случае направлен на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы ответчиков об отсутствии в местном бюджете достаточных финансовых средств для исполнения решения суда не могут являться основанием для отказа в иске.
Вместе с тем, в части установления сроков исполнения решения суда заслуживают внимания доводы представителей ответчиков о значительном размере денежных средств для исполнения решения, необходимости внесения соответствующих положений в бюджет города, а также о значительных временных затратах на исполнение решения не только в связи с большим объемом работ, но также и в связи с необходимостью проведения аукциона для определения исполнителя работ. Обстоятельства, на которые ссылаются ответчики в этой части, прокурором г. Черногорска не опровергнуты.
С учетом изложенного выше суд считает возможным установить срок исполнения решения суда для Администрации г. Черногорска - до 28.02.2017, для Комитета по управлению имуществом г. Черногорска - до 30.06.2017.
Руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Возложить на Администрацию г. Черногорска обязанность в срок до 28.02.2017 осуществить финансирование мероприятий по сбору необходимых документов и обращению в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия с целью осуществления кадастрового учета расположенных на территории муниципального образования г. Черногорск сетей теплоснабжения, а также охранных зон данных сетей общей протяженностью 84,5 км.
Возложить на Комитет по управлению имуществом г. Черногорска обязанность в срок до 30.06.2017 осуществить подготовку необходимых документов и обратиться в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия с целью осуществления кадастрового учета расположенных на территории муниципального образования г. Черногорск сетей теплоснабжения, а также охранных зон данных сетей общей протяженностью 84,5 км.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.М. Дмитриенко
Справка: мотивированное решение составлено 25.07.2016.