РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июля 2022 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Громова С.В.,
при секретаре Дикаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1843/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки. В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда и имеет удостоверение ветерана труда, выданное Комитетом социальной защиты населения. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлениями о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки, а именно, назначении ежемесячной денежной выплаты и назначения ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов ЖКУ как ветерану труда в соответствии со ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержки. Полагает, что имеет права на льготы, предоставляемые в порядке, предусмотренном ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Также постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» введен месячный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта. Для конкретных категорий жителей Тульской области не установлено возрастных ограничений для реализации права на его получение. Единый месячный проездной билет не входит в систему мер социальной поддержки ветеранов, а является дополнительной социальной услугой. Просил: обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить истцу ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячную денежную компенсацию на оплату расходов за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 50%, начисляемые с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить меры социальной поддержки на получение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского транспорта.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, изложенным в принятых ответчиком решениях. Указала, что ФИО1 с заявлением на получение единого месячного льготного проездного билета в ГУ ТО УСЗН Тульской области не обращался.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также федеральным законам, в которые внесены соответствующие изменения, меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Судом по объяснениям сторон и материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» ФИО1 было выдано удостоверение ветерана труда серии №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлениями, в которых просил предоставить ему меры социальной поддержки, предусмотренные ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО как ветерану труда в виде, соответственно, ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области.
Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер социальной поддержки истцу отказано по тем основаниям, что ФИО1 не достиг общеустановленного для мужчин предельного возраста, дающего право на трудовую пенсию, то есть 60-ти лет.
В обоснование принятых решений ответчиком указано на то, что для реализации мер социальной поддержки ветеранов труда был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Право на получение ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии со ст. ст. 3, 7 данного Закона имеют ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области. Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 и приказом Минтруда и социальной защиты Тульской области № 222-осн от 06.06.2016 утвержден административный регламент «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области». Положение о порядке предоставления социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области утверждено Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 № 30. К заявителям на получение государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50% на оплату жилых помещений, коммунальных услуг и отопление (теплоснабжение) относятся ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях». Действующим федеральным и региональным законодательством предусмотрено предоставление таких мер социальной поддержки только тем гражданам, которые достигли предельного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, независимо от прекращения ими трудовой деятельности.
Суд не может согласиться с мотивами отказа в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-3TO.
В силу ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
В силу ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.
В Федеральном законе № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01.01.2015 г. вступил в действие ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3 ст. 36).
В ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 28.09.2020 № 598 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Разрешая требования истца о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в виде ежемесячной денежной выплаты, суд принимает во внимание, что законодатель при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Принятое ответчиком решение в указанной части основано на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Требования истца в части возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать истцу ежемесячную денежную выплату по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО являются правомерными и подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым возложить на ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» обязанность назначить истцу, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня обращения истца за предоставлением меры социальной поддержки.
В свою очередь, требования истца в части предоставления мер социальной поддержки по ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не основаны на законе и суд не усматривает правовых оснований для их удовлетворения.
Предусмотренная ст. 3 Законом от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО мера социальной поддержки в виде ЕДК на оплату коммунальных услуг предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста.
Такое право возникнет у истца не ранее достижения им возраста 60-ти лет.
Согласно представленным в дело документам, ФИО1 указанного возраста не достиг (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, или 47 полных лет на дату обращения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки).
Кроме того, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
Так, в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки. Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу. Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Однако, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств, которые подтверждают факт обращения ФИО1 в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с вопросом о выдаче ему справки установленного образца для приобретения единого месячного проездного билета.
Представителем ответчика также обращено внимание на данное обстоятельство.
Суд отмечает, что назначение мер социальной поддержки носит заявительный характер. Поскольку суду не представлено доказательств тому, что истцу органом социальной защиты было отказано в выдаче такой справки, требования ФИО1 о выдаче справки для приобретения льготного проездного билета не подлежат удовлетворению, так как судебной защите подлежит нарушенное право.
Исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу , ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Громов