ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1844 от 20.09.2011 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

                                                                                    Димитровградский городской суд Ульяновской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Димитровградский городской суд Ульяновской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-1844/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2011 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Лапиной А.В., с участием помощника прокурора г. Димитровграда Бизиной С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Димитровград-Фарма» о признании бездействия незаконным, понуждении к оборудованию пандусов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с названным иском к ОАО «Димитровград-Фарма», указав в обоснование своих требований на то, что по результатам проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов прокуратурой города Димитровграда выявлены нарушения такого законодательства, заключающиеся в бездействии ответчика по не оборудованию пандусов с поручнями, соответствующими требованиям и нормам СНиП, для инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Исходя из части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Доступность для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур также относится к категории социальной поддержки инвалидов. Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м; уклон пандуса должен составлять не более 8%; должны быть предусмотрены бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов. В нарушение указанным нормам у зданий аптек, расположенных в г.Димитровграде, ул.**, **, ул.**, **, отсутствуют пандусы, хотя техническая возможность их установки имеется. Согласно Уставу ОАО «Димитровград-Фарма» основными видами деятельности общества являются, в том числе, торговля лекарственными средствами, изготовление лекарственных форм при соблюдении необходимых фармацевтических требований. Таким образом, указанные здания, в которых располагаются аптеки, относятся к объектам социальной инфраструктуры и должны быть доступны, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями. Указанные здания принадлежат на праве собственности ответчику, в результате бездействия которого были нарушены положения части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 21, 27 Конституции Российской Федерации, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО «Димитровград-Фарма» по не оборудованию пандусов с поручнями, соответствующими требованиям СНиП для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, у входа в аптеки, расположенные в г.Димитровграде, ул.**, **, ул.**, **; обязать ОАО «Димитровград-Фарма» оборудовать пандусами с поручнями, соответствующими требованиям и нормам СНиП 35-01-2001, для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, входы в указанные аптеки.

В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Бизина С.М. исковые требования поддержала, дав суду пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика ОАО «Димитровград-Фарма» Файзуллин А.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, указал, что поскольку СНиП не прошел соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции РФ, его нормы носят рекомендательный характер и не могут быть положены в основу спора. Положения СНиП 35-01-2001 разработаны в соответствии с частью 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации и обязательны к применению в новом проектировании, строительстве, либо реконструкций зданий. Здания по ул.**,**, ул.**, ** в г. Димитровграде построены задолго до введения в действие СНиП, то есть до сентября 2001 года, поэтому его действие не может быть распространено на постройки, которые были спроектированы и построены задолго до введения в действие СНиП 35-01-2001. Считает, что доступ инвалидов в здания аптек обеспечена ответчиком, поскольку установлены кнопки вызова персонала аптек, указанные кнопки установлены не через какую-либо организацию, а электриком общества. Указал также, что ОАО «Димитровград-Фарма» не бездействовала, а еще в 2009 году направила в Управление архитектуры и градостроительства города запрос по поводу проектирования и строительства пандусов, на который пришел ответ с указанием проектирующих организаций. Во все указанные организации обществом были направлены запросы на изготовление проектов, однако ни одного ответа на свои запросы общество не получило, и с 2009 года не предпринимало попыток к установке пандусов. В удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать.

Заслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) дается понятие инвалида: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с п. 3.29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м.

В соответствии с п. 3.31 СНиП 35-01-2001 следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

Из представленных суду копий свидетельств о государственной регистрации права (л.д.50, 51) следует, что встроенные нежилые помещения, расположенные в г.Димитровграде, ул.К**, **, ул.**, ** принадлежат на праве хозяйственного ведения ОАО «Димитровград-Фарма».

Судом установлено, что входы в аптеки, расположенные в г.Димитровграде, ул.**, **, ул.**, **, не оборудованы пандусами с поручнями, соответствующими требованиям СНиП 35-01-2001, тогда как техническая возможность устройства пандусов имеется. Указанное обстоятельство подтверждается соответствующим письмом МУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Димитровграда» (л.д.5-6).

В соответствии с п.2 Устава ОАО «Димитровград-Фарма», утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда от ** февраля 20** года №** (л.д.11-36), целью деятельности общества является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан, предприятий и организацией в продукции, работах и услугах, производимых обществом.

Основными видами деятельности общества являются, в том числе, розничная торговля лекарственными средствами, предметами личной гигиены, уходы за больными, создание хранение, освежение резерва лекарственных средств; изготовление лекарственных форм при соблюдении необходимых фармацевтических требований; отпуск гомеопатических препаратов; хранение, перевозка, отпуск реализация наркотических и психотропных средств; медицинская деятельность и т.п.

В отношении инвалидов действующим законодательством предусмотрены меры социальной защиты, выражающиеся в системе гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Таким образом, отсутствие специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов к входу в помещения аптек, расположенных по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.**, **, ул.**, **, находящихся в ведении ОАО «Димитровград-Фарма» противоречит требованиям федерального законодательства, а именно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Суд полагает, что исковые требования прокурора г.Димитровграда подлежат удовлетворению, что будет соответствовать правам и интересам неопределенного круга граждан, являющихся инвалидами. Поэтому следует признать бездействие ОАО «Димитровград-Фарма» по не оборудованию входов в здания аптек пандусами и поручнями незаконными; обязать ОАО «Димитровград-Фарма» принять меры к оборудованию пандусами и поручнями, соответствующими требованиям и нормам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, входы в здания аптек, расположенные в расположенных в г. Димитровграде по адресам: ул.**, **, ул.**, ** в срок до 31 декабря 2011 года.

Доводы представителя ответчика о том, что общество фактически не бездействовало, а предпринимало попытки к заключению договоров на проектирование и строительство пандусов, суд не может принять во внимание, поскольку в судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что после того, как обществом в 2009 году были направлены запросы о проектировании указанных сооружений, действий по дальнейшему проектированию и строительству пандусов общество не предпринимало.

Доводы представителя ответчика о том, что вышеуказанные СНиП как незарегистрированные в Минюсте РФ носят лишь рекомендательный характер, не может быть принята судом, поскольку распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р данный СНиП включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Из этого следует, что данные правила носят нормативный характер, направленный на обеспечение безопасности зданий и сооружений.

Доводы представителя ответчика о том, что фактически маломобильные группы населения обеспечены доступом в аптеки, поскольку электриком общества установлены кнопки вызова у входов в аптеки, суд также не может принять во внимание, поскольку доказательств установки указанных кнопок вызова, и соответствие указанных кнопок вызова техническим нормам ответчиком не представлено. Более того, из исследованных материалов дела следует, что имеется техническая возможность установить у входов в аптеки пандусы с поручнями.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Димитровград-Фарма» по не оборудованию пандусов с поручнями, соответствующими требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, у входов в здания аптек, расположенных в г.Димитровграде, ул.**, **, в г.Димитровграде, ул.**, **.

Обязать открытое акционерное общество «Димитровград-Фарма» оборудовать пандусами с поручнями, соответствующими требованиям и нормам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, входы в здания аптек, расположенных в г.Димитровграде, ул.**, **, в г.Димитровграде, ул.**, ** в срок до 31 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновской областной суд путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 23 сентября 2011 года.

Судья О.П. Кочергаева

Решение вступило в законную силу 04.10.2011 года