ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1844/16 от 22.11.2016 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-1844/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камышин 22 ноября 2016 года

Камышинский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Дыблина В.Ю.,

при секретаре Галан Ю.В.,

с участием представителя третьего лица Марьевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Грезлюк Наталье Алексеевне о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратился в суд с иском к Грезлюк Н.А. о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах.

В обоснование заявленных требований представитель истца указала, что согласно сообщению МО по г. Камышину, Камышинскому и Ольховскому районам Управления Росреестра по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за Грезлюк Н.А., являющейся иностранной гражданкой, зарегистрировано право общей долевой собственности (266 баллогектаров) на земельный участок с кадастровым номером № .... из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ...., в границах земель СПК «Семеновский».

Ссылаясь на ст. 5 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», указывает, что иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

При этом в соответствии с действующем законодательством РФ обязанность по отчуждению земельного участка в течение года ответчиком не исполнена.

На основании изложенного, просит вынести решение о понуждении Грезлюк Н.А. к продаже на торгах доли 266 баллогектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № ...., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ...., в границах земель СПК «Семеновский».

Представитель истца – Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, извещённый в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки не сообщил, в иске и представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Грезлюк Н.А., представители третьих лиц – администрации Волгоградской области и администрации Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, извещённые в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки не сообщили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представили.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Волгоградской области, извещённый в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки не сообщил, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица – администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области Марьева Л.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещённых о времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 62 (часть 3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу ГК РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 пункта 1 статьи 2 ГК РФ), и в соответствии со ст. 36 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ст. 55 (часть 3) Конституции РФ обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закреплённых, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и её охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность её территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.

В частности, согласно ст. 8 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.

Аналогичная норма содержится в ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») и в ст. 5 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года № 855-ОД «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области».

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы.

Пунктом 1 ст. 5 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.

Из правового анализа вышеприведённых норм права следует, что, если физическое лицо является иностранным гражданином, оно не вправе иметь в собственности земельный участок, а может обладать земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

В судебном заседании установлено, что Грезлюк Н.А. имеет гражданство <данные изъяты> и зарегистрирована по адресу: ...., .....

Из информации, представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Грезлюк Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной либо снятой с регистрационного учёта, не значится. В результате проверки по базам данных КД МИД России, БД «АРМ-Территория», ЦБДУИГ ФМС России, АИС «Гражданство» лиц, изменивших гражданство на территории РФ и за её пределами, информация о приобретении российского гражданства Грезлюк Н.А. отсутствует (л.д. 32).

Как усматривается из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, за ответчиком на основании дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ№ .... зарегистрировано право общей долевой собственности (266 баллогектаров) на земельный участок с кадастровым номером № ...., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ...., в границах земель СПК «Семеновский» (л.д. 11-12, 23).

Право общей долевой собственности на земельный участок ответчика на указанный объект недвижимого имущества зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления об истечении одного года со дня регистрации права собственности иностранного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ видно, что иностранный гражданин Грезлюк Н.А. не выполнила возложенную на неё законом обязанность по отчуждению доли в земельном участке (266 баллогектаров) в течение года с момента возникновения права собственности (л.д. 13).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 5 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Грезлюк Н.А., являясь иностранным гражданином, не исполнила возложенную на неё законом обязанность по отчуждению земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности.

В силу изложенного, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения заявления, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу, что требования истца о понуждении ответчика к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истец при подаче иска, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, был освобождён от уплаты государственной пошлины, поэтому с Грезлюк Н.А. необходимо взыскать в доход бюджета городского округа – город Камышин Волгоградской области государственную пошлину в размере 300 рублей, что соответствует требованиям ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Грезлюк Наталье Алексеевне о понуждении к продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на торгах, удовлетворить.

Понудить Грезлюк Наталью Алексеевну к продаже на торгах доли (266 баллогектаров) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 34:10:000000:41, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, в границах земель СПК «Семеновский».

Взыскать с Грезлюк Натальи Алексеевны в доход бюджета городского округа - город Камышин государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.Ю. Дыблин