ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1844/2021 от 24.05.2021 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД 48RS0001-01-2021-000686-69

Дело № 2-1844/2021г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2021 года г. Липецк

Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в составе:

председательствующего Акимовой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником суди Деминым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, ОГУП «Липецкоблводоканал» о возложении обязанности обеспечить финансирование работ по реконструкции биологических очистных сооружений с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области и проведении указанных работ с целью сократить антропогенное воздействие и загрязнение реки Усмань,

У С Т А Н О В И Л:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, ОГУП «Липецкоблводоканал», в котором просил возложить на управление ЖКХ Липецкой области, ОГУП «Липецкоблводоканал» (эксплуатирующая организация) обеспечить финансирование работ по реконструкции биологических очистных сооружений с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области и проведении указанных работ с целью сократить антропогенное воздействие и загрязнение реки Усмань, указывая, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проанализировано техническое состояние и эксплуатация биологических очистных сооружений, расположенных в с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области (объект: П) за 2019-2021 г.г. В ходе проверки было установлено, что в с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области эксплуатируются биологические очистные сооружения, объём сброса сточных вод по фактическому годовому сбросу за 2020 год составил 1127,9 м3/сутки. Собственником данных очистных сооружений является администрация Липецкой области, хозяйственное ведение осуществляет - ОГУП «Липецкоблводоканал», основным видом деятельности которого является забор, очистка и распределение воды, дополнительный вид деятельности – сбор и обработка сточных вод. В нарушение требований водоохранного законодательства в период I квартала 2020 года содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах показало превышение по 16 показателям: взвешенные вещества - 21,1 ПДК, нефтепродукты - 2,1 ПДК, алюминий - 5,2 ПДК, фториды - 6,6 ПДК, медь - 62,0 ПДК, фосфаты - 15,0 ПДК, СПАВ - 2,8 ПДК, аммоний ион - 26,4 ПДК, ВПК полн. - 74,0 ПДК, нитрит-анион - 22,6 ПДК, жиры - 1,5 ПДК, марганец - 12,3 ПДК, цинк - 8,5 ПДК, ХПК - 11,2 ПДК, стронций - 1,1 ПДК, железо - 18,8 ПДК. Природоохранной прокуратурой 23.03.2020 в отношении начальника комплекса «Усманский» ОГУП «Липецкоблводоканал» Кустова А.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13. КоАП РФ, постановлением управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 15.06.2020 г. последнему назначен штраф в размере 25 000 руб. В адрес генерального директора ОГУП «Липецкоблводоканал» Симакова А.В. 31.03.2020 г. внесено обобщенное представление об устранении нарушений водоохранного законодательства, которое рассмотрено, удовлетворено, 17 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности за ненадлежащую эксплуатацию очистных сооружений на территории региона, в том числе, Кустов А.А. На основании изложенного, истец просит обязать управление ЖКХ Липецкой области, ОГУП «Липецкоблтехводоканал» (эксплуатирующая организация) обеспечить финансирование работ по реконструкции биологических очистных сооружений с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области и проведении указанных работ с целью сократить антропогенное воздействие и загрязнение реки Усмань.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "СтройИндустрия".

Представитель истца - помощник Межрайонного природоохранного прокурора Янко Я.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на требования, изложенные в уточненном иске.

Представитель ответчика – ОГУП «Липецкоблводоканал» по доверенности Комаревцева Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, объяснив, что все необходимые мероприятия будут выполнены в срок до 27 июля 2021 года.

Представитель ответчика - управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по доверенности Исакова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылалась на то, что управление является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьих лиц – ООО "СтройИндустрия", Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования письменно просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проанализировано техническое состояние и эксплуатация биологических очистных сооружений, расположенных в с. Ноуглянка сельского поселения Левицкий сельсовет Усманского района Липецкой области (объект: 42-0148- 002166-П) за 2019 - текущий период 2021 года.

В ходе проверки установлено, что в с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области эксплуатируются биологические очистные сооружения, объём сброса сточных вод по фактическому годовому сбросу за 2020 год составил, Л 127,9 м3/сутки. Собственником данных очистных сооружений является администрация Липецкой области, хозяйственное ведение осуществляет - ОГУП «Липецкоблводоканал», основным видом деятельности которого является забор, очистка и распределение воды, дополнительный вид деятельности – сбор и обработка сточных вод.

Цель водопользования - сброс нормативно-очищенных сточных вод в реку Усмань. Место сброса на расстоянии 0,2 м от береговой линии. В меженный водовыпуск расположен на 0,4 м выше уровня воды. Ширина водоохранной зоны составляет 200 м, ширина прибрежной защитной полосы - 40 м. Сброс очищенных сточных вод в объеме 914,92 тыс.м3/год (2537,18 м3/сутки) после реконструируемых биологических очистных сооружений осуществляется в реку Усмань на 118,8 км от устья реки.

В состав рабочей линии входит следующий состав очистных сооружений: усреднитель, приемная камера, решетки, песколовки, блок биологической очистки 2 ступени, илоуплотнитель, установка ультрафиолетового обеззараживания, иловые и песковые площадки.

Сточные воды от населения и промпредприятий г. Усмань направляются по напорным коллекторам Д = 300 мм и Д=100 мм на очистные сооружения. На очистных сооружениях сточные воды поступают в производственное здание в приемную камеру, проходят очистку от грубых примесей на решетках, а затем распределяются на тангенциальные песколовки. После песколовок воды, освободившиеся от песка, самотеком направляются в блок биологической очистки 1 ступени. Блок представляет собой круглую емкость диаметром 15м.

Сточные воды проходят многоступенчатую очистку в анаэробной, аэробной и отстойных зонах блоков, где органические загрязнения подвергаются биологической деструкции и удаляется основная их масса. Параллельно в блоке протекают процессы нитри-денитрификации. Далее биологически очищенные сточные воды из блока 1 ступени самотеком направляются в блоки биологической очистки 2 ступени. Диаметр блока 15 м.

Очищенные сточные воды из отстойных зон блока 2 ступени через КНС поступают в производственное здание на установку ультрафиолетового обеззараживания. И далее по сбросному коллектору направляются на выпуск в реку Усмань.

Осадок, образующийся в анаэробных реакторах блоков биологической очистки, под гидростатическим давлением периодически выгружается через насосную станцию уплотненного ила на иловые площадки.

Избыточный ил эрлифтами удаляется в илоуплотнитель и затем насосами перекачивается на иловые площадки для естественного обеззараживания и высушивания.

С целью предотвращения перегрузки сооружений в часы максимального притока сточных вод установлен усреднитель. В часы максимального притока сточных вод, из приемной камеры автоматически переливается усреднитель и возвращается в нее через насосную станцию перекачки.

В связи с большим количеством локальных неорганизованных, в том числе ливневых сбросов, на берегу реки Усмань, невозможностью проведения репрезинтативных отборов проб природной воды, доступностью мест отбора фоновый створ установлен на расстоянии 500 м от места точки водовыпуска.

Сбор очищенных сточных вод в объёме 914,92 тыс. м3/год (2537,18 м3/сутки) после биологических очистных сооружений осуществляется в реку Усмань на 118,8 км от устья реки. Координаты водовыпуска в системе координат WGS 84: 52°01"36" северной широты, 39°44"14" восточной долготы.

Объём сброса сточных вод не должен превышать 105,72 м3/час (0,03 м3/сек, 2537,18 м3/сутки, 914,92 тыс. м3/год).

Проектная мощность реконструируемых биологических очистных сооружений 1825,00 тыс.м3/год (5000,0 м3/сутки).

Степень очистки сточных вод до нормативного уровня по взвешенным веществам – 97 %.

Выпуск очищенных сточных вод производится по самотечному сбросному трубопроводу длиной 900,0 м, диаметр 600 мм.

Учет объема сброса сточных вод ведется прибором марки ВЗЛЕТ ЭМ с занесением данных в журнал учета водопотребления, водоотведения.

Пользование поверхностным водным объектом (рекой Усмань) с целью сброса сточных вод ОГУП «Липецкоблводоканал» осуществляет на основании решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 25.03.2015 г. (далее - решение) и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № от 15.09.2016 г. (далее - разрешение).

Часть 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований настоящего кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

Пункты 2, 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации предусматривают, что водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Исходя из п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Частью 2 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.

Из ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации следует, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует отношения в сфере водоотведения. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 2 названного выше Федерального закона закрепляет понятия: водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием дентрализованной системы водоотведения; локальное очистное сооружение - сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечения доступности водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение и иные.

В результате проведенного природоохранной прокуратурой анализа установлено, что ОГУП «Липецкводоканал» (г. Усмань) осуществляло сброс сточных вод в реку Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 25.03.2015 г., выданного управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области. Решением от 15.09.2016 г. на сброс сточных вод установлены нормативы допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В нарушение вышеуказанных требований водоохранного законодательства в период I квартала 2020 года содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах показало превышение по 16 показателям: взвешенные вещества - 21,1 ПДК, нефтепродукты - 2,1 ПДК, алюминий - 5,2 ПДК, фториды - 6,6 ПДК, медь - 62,0 ПДК, фосфаты - 15,0 ПДК, СПАВ - 2,8 ПДК, аммоний ион - 26,4 ПДК, ВПК полн. - 74,0 ПДК, нитрит-анион - 22,6 ПДК, жиры - 1,5 ПДК, марганец - 12,3 ПДК, цинк - 8,5 ПДК, ХПК - 11,2 ПДК, стронций - 1,1 ПДК, железо - 18,8 ПДК.

Природоохранной прокуратурой 23.03.2020 г. в отношении начальника комплекса «Усманский» ОГУП «Липецкоблводоканал» Кустова А.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13. КоАП РФ, постановлением управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 15.06.2020 последнему назначен штраф в размере 25 000 руб. В адрес генерального директора ОГУП «Липецкоблводоканал» Симакова А.В. 31.03.2020 г. внесено обобщенной представление об устранении нарушений водоохранного законодательства, которое рассмотрено, удовлетворено, 17 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности за ненадлежащую эксплуатацию очистных сооружений на территории региона, в том числе Кустов А. А.

Аналогичная проверка проведена в декабре 2020 года по информации, представленной отделом водных ресурсов по Липецкой области Донского бассейнового водного управления, в ходе которой в III квартале 2020 года у ОГУП «Липецкоблводоканал» (г. Усмань) выявлены превышения установленных норм содержаний загрязняющих веществ по 17 показателям: взвешенные вещества - 26,5 ПДК, нефтепродукты - 3,4 ПДК, алюминий - 15,3 ПДК, фенолы -6,0 ПДК, фториды - 9,0 ПДК, медь - 33,0 ПДК, фосфаты - 9,0 ПДК, СПАВ - 5,5 ПДК, аммоний-ион - 53,4 ПДК, ВПК полн. - 99,0 ПДК, нитрит-анион - 4,4 ПДК, жиры - 5,3 ПДК, марганец - 12,7 ПДК, цинк - 18,4 ПДК, ХПК - 16,4 ПДК, стронций - 1,1 ПДК, железо - 41,0 ПДК.

Природоохранной прокуратурой 01.12.2020 в отношении начальника комплекса «Усманский» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотова К.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14. КоАП РФ, постановлением ЦЧМУ Росприроднадзора от 16.12.2020 г. последнему назначен штраф в размере 10 000 руб. В адрес генерального директора ОГУП «Липецкоблводоканал» Симакова А.В. 07.12.2020 г. внесено обобщенное представление об устранении нарушений водоохранного законодательства, которое рассмотрено, удовлетворено, 24 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности за ненадлежащую эксплуатацию очистных сооружений на территории региона, в том числе Федотов К.В.

Суд приходит к выводу, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ОГУП «Липецкоблводоканал» (г. Усмань) правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект, а именно в виде сброса сточных вод с превышением нормативов допустимого сброса веществ в водный объект.

Кроме этого, в соответствии с распоряжением и.о. руководителя управления Росприроднадзора по Липецкой области Прасолова Д.А. от 27.08.2019 г. , в период с 02.09.2019 г. по 27.09.2019 г. проведена плановая выездная проверка в отношении: ОГУП «Липецкий областной водоканал». В последующем на основании распоряжения от 12.11.2019 г. заместителя руководителя Прасолова Д.А. в период с 13.11.2019 г. по 10.12.2019 г. проведена внеплановая выездная проверка выполнения ранее выданного предписания.

В результате проведения вышеуказанных проверок установлено следующее. ОГУП «Липецкоблводоканал», осуществляющее эксплуатацию очистных сооружений (объект: П), допустило сброс сточных вод в период с 16.09.2019 г. - 26.11.2019 г. с очистных сооружений в реку Усмань с превышением нормативов предельно - допустимых концентраций загрязняющих веществ: аммония - ион, аннионные СПАВ, ВПК полн., взвешенные вещества, медь, нитрит-ион, фосфат-ион, цинк, алюминий, нефтепродукты, установленных Разрешением № от 15.09.2016г. на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Фактический расход сточных вод с превышением содержания загрязняющих веществ составил 144357 м3, среднесуточный объем сброса сточных вод - 2004 м3(83,5 м3/час).

В нарушение установленных законом норм, ОГУП «Липецкоблводоканал» осуществляло водопользование в целях сброса сточных вод в период с 16.09.2019 г. - 26.11.2019 г. с превышением нормативов предельно - допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Тем самым, ОГУП «Липецкоблводоканал» допускало нарушения водного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в нарушении правил водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водный объект реку Усмань).

По результатам проведения плановой и внеплановой выездных проверок ОГУП «Липецкоблводоканал» юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ (постановление о назначении административного наказания от 12.11.2019 ), по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (постановление судьи судебного участка Советского судебного района г. Липецка от 09.01.2020 (дело )).

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (ч. 2 ст. 21 приведенного Федерального закона № 7- ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии со ст.ст. 1, 4 приведенного Федерального закона №7- ФЗ поверхностные водные объекты, являясь компонентами природной среды, подлежат охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Исходя из приведенного понятия, деградация, то есть постепенное ухудшение качества природного объекта в результате его загрязнения, является причинением вреда.

Нормативы допустимых сбросов химических веществ - это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных источников в установленном режиме, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Согласно п. 1. ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты).

Поступление загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных нормативов допустимых сбросов приводит к несоблюдению нормативов качества окружающей среды (ПДК), т.е. к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Следовательно, факт сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций вредных веществ свидетельствует о причинении вреда водному объекту (реке Усмань).

Действующим экологическим законодательством (ст. 3 ФЗ №7-ФЗ) предусмотрена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Следовательно, любой объект такой деятельности априори признается экологически опасным.

Обязанность водопользователей не допускать причинение вреда окружающей среде закреплена п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации.

Центрально-черноземным межрегиональным управлением Роспотребнадзора был произведен расчет исчисления размера вреда, причиненного областным учреждением водному объекту (реке Усмань). Расчет выполнен по Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 г. № 87. Размер платы за вред, причиненный водному объекту реке Усмань как объекту окружающей природы в результате загрязнения поверхностного водного объекта при сбросе сточных вод в период с 16.09.2019 г. по 26.11.2019 г. с очистных сооружений в реку Усмань, с превышением нормативов пределно-допустимых концентраций (НДС) загрязняющих веществ: аммония – ион, аннионные СПАВ, БПК полн., взвешенные вещества, медь, нитрит-ион, фосфат-ион, цинк, алюминий, нефтепродукты составил 43 698 280 рублей.

Реконструкция данного объекта необходима в связи с износом существующих очистных сооружений, оборудования, что выражается в постоянном превышении нормативов допустимых сбросов в реку Усмань.

В соответствии с законом Липецкой области от 26.12.2014 г. № 357-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области органами государственной власти Липецкой области» полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городского округа г. Елец по организации водоотведения на соответствующих территориях отнесены к компетенции органов государственной власти области на неограниченный срок.

Из Положения об управлении ЖКХ Липецкой области, утв. распоряжением администрации Липецкой области от 26.07.2010 г. № 272-р, следует, что управление ЖКХ осуществляет следующие функции: осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета в сфере ЖКХ (п. 2.6), выполняет функции администратора доходов по субсидиям, полученным из федерального бюджета на государственную поддержку в сфере ЖКХ (п. 2.10), координирует деятельность подведомственных областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений (п. 2.11), осуществляет подготовку заявок на предоставление средств из федерального бюджета на цели модернизации ЖКХ области, обеспечивает представление отчетности и мониторинг реализации мероприятий, финансируемых за счет данных средств по федеральным целевым программам; осуществляет мониторинг показателей технико-экономического состояния систем водоотведения, в том числе показателей физического износа и эффективности объектов водоотведения (п. 2.43), утверждает схемы водоотведения поселений (п. 2.44), утверждает плановые показатели надежности, качества, энергетической эффективности систем водоотведения (п. 2.46), согласовывает вывод объектов водоотведения в ремонт и из эксплуатации (п. 2.51), утверждает технические задания на разработку инвестиционных программ организаций, осуществляющих водоотведение (п. 2.52), согласовывает инвестиционные программы организаций, осуществляющих водоотведение (п. 2.53), согласовывает планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты и на водосборные площади в части их соответствия схеме водоотведения, а также программе комплексного развития коммунальной инфраструктуры (п. 2.54) и др.

Исходя из Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утв. распоряжением администрации Липецкой области от 07.10.2010 г. -р, к функциям управления относятся: осуществление от имени Липецкой области в установленном порядке управления и распоряжения государственным (областным) имуществом (п. 2.2), выступает по поручению администрации области учредителем областных государственных унитарных предприятий и учреждений (п. 2.6), закрепляет имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными органами, органами государственной власти области, исполнительными органами государственной власти области, областными государственными унитарными предприятиями, учреждениями, осуществляет контроль за использованием, распоряжением и сохранностью государственного имущества (п. 2.8) и др.

Согласно письма начальника управления ЖКХ Липецкой области Завертяева А.В. от 03.02.2021 г. на территории Липецкой области действует государственная программа «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ», утв. постановлением администрации Липецкой области от 13.12.2013 г. , в рамках которой бюджетные средства на реконструкцию очистных сооружений выделяются поэтапно в соответствии с установленными лимитами (п. 6). Проблема очистных сооружений Липецкой области стоит на контроле управления ЖКХ.

Судом установлено, что на данный момент ведутся строительно-монтажные работы объекта «Очистные сооружения г. Усмани со строительством 2-ой очереди». Монтаж железобетонных резервуаров выполнен в полном объёме, выполняется монтаж отстойников первой и второй ступени и дополнительного отстойника, в готовых резервуарах ведется монтаж технологического оборудования, выполняется обратная засыпка местным грунтом для дальнейшего проведения благоустройства, параллельно ведется монтаж внутриплощадочных сетей канализации и водоснабжения. Выполнен монтаж металлоконструкций здания решеток и песколовок и здания воздуходувок обезвоживания осадка, электрощитовой, фильтров и химреагентов. Смонтирован дезельгенератор и пожарный резервуар. Срок завершения строительства - июнь 2020 года (п. 5 письма).

Однако до настоящего времени работы по реконструкции очистных сооружений не завершены.

Из письма генерального директора ОГУП «Липецкоблводоканал» Симакова А.В. от 03.02.2021 г. следует, что сведения о превышениях НДС отражены в ежегодных отчётах по лабораторному контролю сточных вод за 2019 – 2020 г.г., отчёты ежегодного предоставляются управлению ЖКХ Липецкой области, Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Росприроднадзора, управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, Отделу водных ресурсов ДБВУ по Липецкой области.

Очистные сооружения г. Усмань относятся ко II категории (п. 2 письма).

В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029) к объектам II категории относятся объекты по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки).

В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направило разъяснения по вопросу о целесообразности использования при проектировании, строительстве и реконструкции очистных сооружений организаций, осуществляющих водоотведение поселений, городских округов, требований к нормированию состава и свойств сточных вод, исходя из технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (в том числе при разработке и реализации инвестиционных программ, планов снижения сбросов указанных организаций) (письмо от 05.02.2018 № 3708-АЧ/04).

При проектировании, строительстве и реконструкции очистных сооружений организаций, осуществляющих водоотведение поселений, городских округов (в том числе при разработке и реализации мероприятий инвестиционных программ, планов снижения сбросов, завершение которых планируется после 01 января 2019 года), являющихся объектами II категории (в случае, если организация, эксплуатирующая такие объекты, планирует получение в отношении них комплексного экологического разрешения), рекомендуется руководствоваться технологическими решениями и показателями Справочника по НДТ, ГОСТ Р 56828.12-2016, а также подзаконными нормативными правовыми актами, разрабатываемыми в целях реализации Федерального закона № 225-ФЗ.

Приказом Минстроя России от 25.12.2018 г. № 860/пр утвержден Свод правил 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения», которые устанавливает правила проектирования вновь строящихся и реконструируемых систем водоотведения, наружных сетей и сооружений постоянного назначения для бытовых и поверхностных (дождевых и талых) стоков, а также близких к ним по составу производственных сточных вод.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521. Разделы 1, 4 (пункты 4.8, 4.9, 4.11, 4.12), 5 (пункт 5.1.1 - 5.1.10), 6 (пункты 6.7.1, 6.7.2, 6.8.2), 7 (пункты 7.1.1, 7.6.1 - 7.7.7), 8 (пункты 8.1.1, 8.2.1, 8.2.19, 8.2.20), 9 (9.1.1, 9.1.2, 9.1.4, 9.1.9, 9.2.14.1), 10 (пункты 10.1.3, 10.2.9), 11 (пункты 11.1.1, 11.1.2, 11.1.4, 11.2.1, 11.2.2), 12 СП 32.13330.2012, включенные в Перечень N 1521, в настоящее время являются обязательными для применения при проектировании и строительстве. Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.03.2015 г. № 365.

Таким образом, суд приходит к выводу, что очистные сооружения с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области находятся в неудовлетворительном состоянии, что влечен непосредственное загрязнение водного объекта (реки Усмань). Основным направлением действий, обеспечивающим снижение антропогенной нагрузки на водный объект (реку Усмань), является сокращение поступления в него загрязняющих веществ в составе сточных вод, которое может быть достигнуто только путем завершения реконструкции очистных сооружений.

Суд, проанализировав изложенное, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку ответчик - ОГУП «Липецкоблводоканал», как лицо, осуществляющий пользование поверхностным водным объектом (рекой Усмань), обязан произвести реконструкцию биологических очистных сооружений г. Усмань Липецкой области с целью сократить антропогенное воздействие и загрязнение реки Усмань.

Исковые требования истца к управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области также подлежат удовлетворению, поскольку для проведения реконструкции биологических очистных сооружений г. Усмань Липецкой области с целью сократить антропогенное воздействие и загрязнение реки Усмань необходимо соответствующее финансирование.

Учитывая баланс интересов сторон, суд считает возможным отсрочить исполнение указанного решения до 01 сентября 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области обеспечить финансирование работ по реконструкции биологических очистных сооружений с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области с целью сократить антропогенное воздействие и загрязнение реки Усмань.

Обязать ОГУП «Липецкоблводоканал» (398059, <адрес>, пом. 1, ОГРН: , ИНН: ) произвести реконструкцию биологических очистных сооружений с. Ноуглянка сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского района Липецкой области с целью сократить антропогенное воздействие и загрязнение реки Усмань.

Исполнение настоящего решения отсрочить до 01 сентября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Акимова

Решение суда в окончательной форме составлено 31 мая 2021 года.