ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1844/2022 от 15.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Стр.- 2.027

Дело № 2-1844/2022

УИД 36RS0004-01-2022-000975-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2022 года Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Хрячкова И.В.,

при секретаре Жегулиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения, к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения, к Департаменту строительной политики Воронежской области об осуществлении закупки жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.р., обратилась в суд с иском, указав, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с приказом Департамента социальной защиты Воронежской области № 2841/ОД от 14.09.2020г., она была принята на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения, по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, с 12.01.2018г..

Поскольку до настоящего времени жилье истцу не предоставлено, ФИО1 просила суд обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

Позже истец представила уточненное исковое заявление, указав в качестве соответчика также Департамент строительной политики Воронежской области, и просила суд обязать Департамент строительной политики Воронежской области осуществить закупку жилого помещения в целях обеспечения жилым помещением ФИО1, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебное заседание истец ФИО1 и ее представитель по устному заявлению ФИО2 уточненные исковые требования поддержали и просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - Департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия. В представленных ранее суду письменных возражениях на иск просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители ответчиков - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области и Департамент строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

О рассмотрении в Ленинском районном суде г. Воронежа данного гражданского дела ответчики извещались в установленном законом порядке, в связи с чем, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, поскольку неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается материалами настоящего гражданского дела и материалами учётного дела ФИО1, представленного суду для обозрения Департаментом социальной защиты Воронежской области.

В свидетельстве о рождении ФИО1 от 27.10.2003г. родителями истца указаны: отец –прочерк, мать – ФИО7 (л.д. 11).

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела решением Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 01.09.2010г. ФИО8 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р..(л.д.12-14).

Приказом Департамента социальной защиты Воронежской области № 2841/ОД от 14.09.2020г. ФИО1 принята на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области на основании договора найма специализированного жилого помещения, по категории: дети, оставшиеся без попечения родителей, с 12.01.2018г. (л.д.15).

Данный приказ в установленном законом порядке недействительным не признавался, до настоящего времени не оспорен.

Вместе с тем, решение о предоставлении ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области до настоящего времени департаментом не принималось. При этом, как усматривается из материалов дела, на момент рассмотрения дела истец ФИО1 не имеет в собственности жилого помещения, что подтверждается сведениями с ЕГРН.

Таким образом, как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками, до настоящего времени истец не имеет закреплённой за ним жилой площади.

До настоящего времени истцу жилое помещение по договору социального найма в соответствии со ст.8 п.1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлялось.

Доказательств обратного ответчиками не представлено и не имеется в материалах дела.

Ответчики, не оспаривая право истца на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведений об исключении истца из списка граждан на обеспечение жильем не представили, каких-либо возражений относительно данных обстоятельств и ходатайств, направленных на проверку вышеизложенных обстоятельств, не заявляли, в связи с чем суд в силу ст. 195 ч.2 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее дело по имеющимся доказательствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 названного Закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В приведенных положениях ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, равно как и в других положениях названного закона, отсутствует указание на то, что жилое помещение должно быть предоставлено указанной категории лиц в порядке очередности. Законодательством Воронежской области очередность при предоставлении жилья лицам указанной категории также не предусмотрена.

В соответствии п. 2, 4 ст. 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

Указанным уполномоченным органом в Воронежской области в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 года №1132 является Департамент социальной защиты населения Воронежской области.

Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 № 1476/ОД утвержден «Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет», которым установлено, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).

Департамент на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Воронежской области от 20.11.2007 № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области».

Основанием для включения в Список является приказ Департамента о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, принятые на учет, включаются в Список в хронологической последовательности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.

При принятии на учет в один день нескольких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, очередность в Списке устанавливается в алфавитном порядке по фамилии заявителя (п. 4.1).

Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства, возникновение обязанности уполномоченных органов по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам из категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, связано с достижением ими 18-ти летнего возраста, а не с наступлением очереди по списку. Жилое помещение из специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено незамедлительно, а не в порядке очередности.

Целью формирования Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, является учет уполномоченными органами граждан, имеющих право на предоставление жилья, а также планирование его предоставления в связи с достижением указанными лицами необходимого возрастного порога (18 лет).

Применение очередности при предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, противоречит самому смыслу предоставления указанной категории лиц дополнительных гарантий, поскольку позволяет не предоставлять жилье и по достижении 18-лет и, как следствие, нарушает прямое указание Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п. 1 ст. 8), обязывающего предоставить жилье по достижении лицу возраста 18 лет.

Согласно п.7 ст.8 названного Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с «Порядком принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей…», утв. Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013 № 1476/ОД, решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений оформляется приказом департамента социальной защиты Воронежской области, который направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированных жилых помещений.

Постановлением правительства Воронежской области от 03.02.2022г. № 46, вступившим в законную силу 13.02.2022г., внесены изменения в постановление правительства Воронежской области от 31.12.2014г. № 1241 «Об утверждении Положения о департаменте строительной политики Воронежской области». Согласно вышеуказанному Постановлению, на департамент строительной политики Воронежской области возлагается функция по осуществлению закупок жилых помещений путем заключения договоров (государственных контрактов) купли-продажи и договоров участия в долевом строительстве в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Таким образом, принимая во внимание, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу о наличии достаточных правовых оснований для обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Департамент строительной политики Воронежской области осуществить закупку жилого помещения в целях обеспечения жилым помещением ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставленного на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Хрячков