Юргинский городской суд Кемеровской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Юргинский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1845/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе:
Председательствующего судьи Панфиловой В.А.
при секретаре Пола Т.П.
с участием:
представителя истца помощника прокурора Колесниковой Е.Е.
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге 21.10.2010года
гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора к Государственному учреждению Центр занятости населения г. Юрги о взыскании излишне выплаченной субсидии
У с т а н о в и л:
Прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры обратился в суд с иском к Государственному учреждению Центр занятости населения г.Юрги о взыскании в доход федерального бюджета излишне выплаченной субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в сумме 123480 рублей. Мотивированы требования тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой, в связи с поступившими материалами из Территориального управления в Кемеровской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части использования средств федерального бюджета в виде субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости граждан. При проверке выявлены нарушения Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089, Порядка предоставления субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.03.2009 № 83, которое на сегодняшний день не действует, однако, применялось в 2009 г. к указанным правоотношениям. В ходе проверки, проведенной Территориальным управлением в Кемеровской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора установлено, что в нарушение п. 10 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации гражданам: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, по приказам директора ГУ «Центр занятости населения г. Юрги» от 16.04.2009 г. № 104; от 16.04.2009 г. № 105; от 16.04.2009 г. № 102; от 13.05.2009 г. № 139; от 15.06.2009 г. № 178; от 01.06.2009 г. № 159; от 03.06.2009 г. № 165 «а»; от 11.06.2009 г. № 174, и заявкам на кассовый расход №,№ 765, 768, 767, 954, 1526, 1257, 1319, 1545 выплачена субсидия на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости безработным гражданам в размере 76440 рублей каждому гражданину, с учетом районного коэффициента. Однако согласно вышеуказанных положений федерального и регионального законодательства, выплата должна составить 58 800 рублей на гражданина (без учета районного коэффициента в размере 17 640 рублей). Таким образом, ГУ ЦЗН г. Юрги излишне выплатил семи гражданам субсидию на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработным гражданам на общую сумму 123 480 рублей. По результатам проверки, проведенной Территориальным управлением в Кемеровской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора 30.03.2010 г. в адрес директора ГУ ЦЗН г. Юрги» ФИО9 было внесено представление № 23 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. 26.04.2010 г. в адрес Руководителя Территориального управления в Кемеровской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ФИО10 поступила информация об исполнении представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от ГУ ЦЗН г. Юрги. Согласно указанной информации 26.04.2010 г. требования по возврату излишне выплаченной субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в размере 123 480 рублей не были исполнены. Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что ГУ ЦЗН г. Юрги незаконно использовало средства федерального бюджета, чем нарушило охраняемый законом интерес государства - Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Принимая во внимание, что излишне выплаченная гражданам субсидия на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан произведена за счет субсидии, предоставленной ГУ ЦЗН г. Юрги из федерального бюджета на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации.
В суде помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Колесникова Е.Е. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ГУ Центр занятости населения города Юрги представил письменные возражения по делу (л.д. 33-36) поддержанные представителем ответчика ФИО1 согласно которых ответчик не признает исковые требования прокурора, так как согласно п. 10 «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 (далее Правила), размер субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитывался исходя из годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089, утвердившего Правила, Коллегией Администрации Кемеровской области Постановлением № 83 от 6 марта 2009 года был утвержден Порядок предоставления субсидии на содействие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (далее Порядок). Согласно п. 10 Порядка сумма субсидии безработному гражданину, ставшему индивидуальным предпринимателем или главой крестьянского (фермерского) хозяйства, была определена в размере 12-кратного размера пособия по безработице, назначенного данному гражданину при его регистрации в службе занятости в качестве безработного. В соответствии со ст. 30 и ст. 33 Закона «О занятости населения в РФ», при определении размера пособия по безработице применяются районные коэффициенты, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В Кемеровской области при определении размера пособия применяется районный коэффициент - 30%. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.12.2008 № 915 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2009 год» на 2009 год была установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 руб. В марте, апреле, мае 2009 года Центром занятости населения г. Юрга с безработными гражданами ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 ФИО6, ФИО7, ФИО8 были заключены договоры о предоставлении субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в которых субсидия была рассчитана исходя из суммы годового размера причитающегося безработному гражданину пособия по безработице с учетом районного коэффициента. Гражданам ФИО5, ФИО7 и ФИО8 сумма субсидии была определена меньше 76440 руб., т.к. при назначении пособия по безработице в силу п. 1.ст. 30 Закона о занятости они не имели права на получение пособия в максимальном размере, а следовательно, и размер субсидии им был исчислен, исходя из причитающегося им размера пособия по безработице. Однако, в период между заключением договора и изданием приказа о выдаче субсидии гражданам ФИО5, ФИО7 и ФИО8 было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2009 № 436, которое изменило редакцию п. 10 Правил.Согласно измененной редакции постановления Правительства РФ размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан исчислялся из расчета 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, т.е. и в новой редакции п. 10 размер субсидии законодатель связывал с размером пособия по безработице. Учитывая, что изменения устанавливались с 1 января 2009, безработным гражданам ФИО5, ФИО7 и ФИО8 размер субсидии был определен и выплачен в сумме 76440 руб.Как в старой, так и в новой редакции п. 10 Правил законодатель размер субсидии связывает с размером пособия по безработице, а не устанавливает конкретную сумму в размере 58800 руб. как ошибочно полагает истец. А поскольку пособие по безработице (согласно федерального закона о занятости) выплачивается в регионе - Кемеровская область с учетом районного коэффициента, то и размер предоставляемой субсидии должен быть исчислен с учетом районного коэффициента. Кроме того, Постановление правительства РФ от 20.05.2009 г. № 436, хотя и содержит норму о том, что оно применяется с 01 января 2009 года, было издано только в июне 2009 года. Размеры субсидий вышеуказанным гражданам были определены и выплачены до вступления Постановления правительства РФ от 20.05.2009 № 436 в законную силу. Данное Постановление не содержит указания о том, что субсидии, установленные гражданам до вступления постановления в законную силу должны быть пересмотрены и излишне выплаченные суммы с них удержаны.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что иск прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации. Для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089 были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее Правила). Согласно п. 10 данных Правил, распределение субсидий между субъектами Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании решений межведомственной рабочей группы в соответствии с методикой, которая включает в себя расчет размера субсидии по каждому из дополнительных мероприятий0, указанных в п. 2 настоящих Правил, а так же общего размера субсидии. Размер софинансирования мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитывается по следующей формуле: Смпр= Чпр х Сгп, где Смпр- размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, Чпр- чмсленность участников программы, Сгп- сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Из указанного расчета следует, что размер субсидии связан с размером пособия по безработице. Так же постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области № 83 от 6 марта 2009 года сумма субсидии безработному гражданину, ставшему индивидуальным предпринимателем или главой крестьянского (фермерского) хозяйства, была определена в размере 12-кратного размера пособия по безработице, назначенного данному гражданину при его регистрации в службе занятости в качестве безработного. Согласно ч.2 ст.30 Закона РФ от 19.04.1991года № 1032-1 « О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного ( более одного года) перерыва … устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а так же в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице увеличивается на размер районного коэффициента. В соответствии с ч.1ст. 34 Закона РФ от 19.04.1991года №1032 –1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе …, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, … начисляется: в первом шестимесячном периоде выплаты- в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента; во втором шестимесячном периоде выплаты- в размере минимальной величины пособия, увеличенной на размер районного коэффициента. Таким образом, из системного толкования указанных норм усматривается, что пособие по безработице начисляется с учетом районного коэффициента. В соответствии с правилами с ч.2 ст. 33 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.12.08года №915 «О размере минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009год» в 2009году установлена максимальная величина пособия по безработице в размере 4900р. Сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице рассчитанная исходя из размера максимального пособия по безработице составит 4900х 12х 1,3 (районный коэффициент)= 76440р.
Как установлено по данному делу безработным гражданам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 были выплачены субсидии в размере 76440 рублей, то есть в 12-кратном размере максимальной величины пособия по безработице увеличенной на величину районного коэффициента.
Из представленных ответчиком документов (л.д. 19, 53-89) следует, что решение о предоставлении безработным гражданам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 было принято комиссией ГУ ЦЗН г. Юрги в марте – мае 2009 года. О предоставлении субсидии указанным гражданам ГУ ЦЗН г. Юрги были изданы соответствующие приказы, на основании которых с данными гражданами были заключены договоры о предоставлении субсидии.
Суд считает, что размер софинансирования мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан при выплате субсидии вышеназванным лицам в сумме 76640р. рассчитан верно, поскольку пособие по безработице выплачивается в регионе- Кемеровская область с учетом районного коэффициента, следовательно и размер предоставляемой субсидии так же должен быть исчислен с учетом районного коэффициента. При этом судом учитывается, что размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан рассчитывается начиная с 01 января 2009 года с учетом последовавших изменений. Однако закон не содержит требований о перерасчете уже рассчитанных субсидий и удержании с граждан сумм субсидий, выплаченных гражданам до вступления в законную силу Постановления правительства РФ от 20.05.2009 г. № 436.
Кроме того, по смыслу ст.ст. 1064 и 1068 Гражданского кодекса РФ обязанность по возмещению вреда, причиненного работником организации, возникает у работодателя при наличии в действиях работника вины.
В данном деле превышение размера субсидии, выплаченной ГУ ЦЗН г. Юрги гражданам ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО8, произошло вследствие коллизии законодательства, а не по вине работников ГУ ЦЗН г. Юрги, в связи с чем, требование истца о взыскании излишне выплаченной суммы субсидии вышеуказанным гражданам удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Юргинского межрайонного прокурора о взыскании с Государственного учреждения Центр занятости населения г. Юрги в доход федерального бюджета излишне выплаченной субсидии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Судья:
Решение изготовлено в окончательной форме 26.10.10года.
Судья: