ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1846/19 от 15.08.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

№2-1846/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2019 года г.Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ченцовой О.А.,

при секретаре Драговоз А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Борисовой Р.Н., Фролова А.Ю., Лаврентьева Д.В., Мусиенко Е.М., Мальцевой Т.А., Галимова Р.М., Мусиновой Г.С., Аминовой А.Р. к КГКОУ «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №11» о защите трудовых прав,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились с исковым заявлением к ответчику о защите трудовых прав, мотивируя тем, что работают в Норильском филиале образовательного учреждения, который не является юридическим лицом. В соответствии с Положением об оплате труда, утвержденного приказом от 16.10.2014, одной из составляющих заработной платы работника являются стимулирующие выплаты, которые рассчитываются исходя из стоимости балла и количества присвоенных баллов конкретному работнику в расчетный период. Количество баллов по конкретному работнику устанавливается комиссией, состоящей из числа работников, и деятельность которой регламентирована локальными нормативными актами. До 30.04.2019 года локальными актами ответчика для Норильского филиала была утверждена комиссия из состава 3 человека, которые осуществляли свою трудовую деятельность непосредственно в Норильском филиале, что устраивало работников Норильского филиала. 30.04.2019 был издан приказ о введении в действие нового положения о комиссии по Норильскому филиалу, которое истцы считают незаконным, и нарушающим их права. Новым положением о комиссии предусмотрен состав из 5 членов комиссии, который предусматривает: 2 работника Норильского филиала и 3 работника головного подразделения ответчика, с минимальным числом голосов членов комиссии 2/3 для принятия любых решений касательно утверждения баллов сотрудникам Норильского филиала. Таким образом, очевиден факт, что от мнения работников Норильского филиала решения о выплате стимулирующих выплат с принятием нового Положения, не зависят. Истцы считают данные действия ответчика дискриминацией в сфере труда. Просят признать Приказ (о) от 30.04.2019 года недействительным. Признать Общее собрание работником от 15.04.2019 года не состоявшимся. Признать Положение о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11 (с изменениями от 29.04.2019 г.) недействительными.

Истцы участия в судебном заседании не принимали, о дате и времени судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представлено, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлено.

Представитель истцов Барсуков С.С., действующий на основании доверенности, участия в судебном заседании не принимал, предоставил уточнения исковых требований, просит дополнительно признать незаконным приказ директора Учреждения от 10.06.2019 года об утверждении Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11 с изменениями от 10.06.2019 года, а также само Положение с изменениями от 10.06.2019 года недействительным.

Представитель ответчика к КГКОУ «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №11» Щербатых Л.В., действующая на основании Устава, в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признает. Из представленных пояснений следует, что Норильский филиал не обладает статусом юридического лица и в своей деятельности руководствуется локальными нормативными актами, изданными Учреждением. В головной школе п.Громадск, на основании Устава, создан и действует общественный орган работников – Общее Собрание, которое действует в соответствии с Положением об общем собрании. В компетенцию Общего Собрания не входит утверждение состава комиссии по распределению стимулирующих надбавок. Обращение к Общему Собранию по вопросу согласования Положения о комиссии и ее составе является со стороны директора действием по привлечению коллектива к участию в вопросах деятельности образовательной организации, но не решающим в принятии административного решения. В соответствии с протоколом заседания Общего Собрания Учреждения было принято новое положение о комиссии по распределению стимулирующих надбавок. С учетом нения работников Норильского филиала были внесены дополнения в Положение о комиссии, с которыми были ознакомлены под роспись все сотрудники филиала и действие Положения отсрочено до 01.09.2019 года. Разработка и утверждение локальных актов, в том числе и различных положений, определяющих действия работников по всем направлениям деятельности Учреждения, кроме положений, касающихся оплаты труда, является прерогативой директора. Поводом для пересмотра и внесения изменений в Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат послужили неоднократные нарушения со стороны комиссии в составе: Борисовой Р.Н., Аминовой А.Р., Галимова Р.М.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.53 ТК РФ, основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями; проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; участие в разработке и принятии коллективных договоров; участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями; иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Ст.8 ТК РФ установлено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии со ст.22 ТК РФ, работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами; принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Постановлением Администрации Красноярского края от 03.08.2000 N 580-П "О создании вечерних (сменных) общеобразовательных школ в исправительных колониях NN 16, 17 ГУИН Министерства юстиции России по Красноярскому краю», в целях создания необходимых условий для получения общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, в соответствии с Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и учитывая Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 9 февраля 1999 года N 31/321 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах" постановлено создать по согласованию с Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции России по Красноярскому краю вечерние (сменные) общеобразовательные школы в исправительных колониях NN 16, 17 ГУИН Министерства юстиции России по Красноярскому краю.

В соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании в РФ» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Ст.27 Закона «Об образовании в РФ» установлено, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе филиалы. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ КГКОУ КВСОШ №11 является юридическим лицом, расположенным по адресу: Красноярский край, Уярский район, п.Громадск, ул.Железнодорожная,2а. Образовательное учреждение имеет филиал в г.Норильске, расположенный по ул.Ветеранов,24.

Согласно Уставу КГКОУ КВСОШ №11, утвержденному 30.06.2016 г., образовательное учреждение создано на основании постановления Администрации Красноярского края от 03.08.2000 г. №580-п «О создании вечерних сменных общеобразовательных школ в исправительных колониях №№16,17 ГУИН Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю».

П.3.2. Устава предусмотрено, что единоличным исполнительным органом учреждения является руководитель (директор), который назначается и освобождается от должности Учредителем в соответствии с действующим законодательством. В полномочия директора учреждения входит, в том числе: право утверждать регламентирующие деятельность учреждения внутренние документы, издает приказы и распоряжения, дает поручения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения; право формировать совещательные органы Учреждения, функции и состав которых определяются Положениями об этих органах, утвержденных руководителем Учреждения.

П.3.3. Устава установлено, что управление Учреждением осуществляется на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: Общее собрание работников Учреждения, педагогический совет, методический совет.

Общее собрание работников учреждения является постоянно действующим на бессрочной основе коллегиальным органом управления Учреждением и представляет работников Учреждения. Общее собрание проводится не реже 2 раз в год. К компетенции общего собрания относится: заслушивание отчета директора, обсуждение проекта коллективного договора и принятие решения о его заключении; обсуждение и выработка предложений по основным направлениям и приоритетным видам деятельности учреждения для представления Учредителю; выдвижение коллективных требований работников Учреждения и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Общее собрание правомерно принимать решение, если в его работе участвуют не менее половины состава работников, для которых учреждение является основным местом работы. Общее собрание принимает решение открытым голосованием. Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало суммарно более 50% работников, присутствующих на собрании. Решения общего собрания оформляются протоколами. Протоколы подписываются председателем и секретарем собрания. Решения общего собрания, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с действующим законодательством, обязательны для исполнения администрацией учреждения и всеми членами трудового коллектива.

Директором КГКОУ КВСОШ №11 09.06.2010 года было утверждено Положение о Норильском филиале КГКОУ КВСОШ №11, согласно которому филиал является обособленным подразделением, и не является юридическим лицом, и действует в соответствии с Уставом и приказами Учреждения, а также положением о филиале.

В Положение об Общем собрании работников КГКОУ КВСОШ №11, утвержденным приказом руководителя Учреждения от 31.08.2016 г. №31/2 (о), установлено, что общее собрание представляет собой собрание всех работников Учреждения. Председателем Собрания является директор Учреждения или лицо его замещающее. Председатель общего собрания: организует деятельность общего собрания; информирует работников Учреждения о предстоящем заседании не менее, чем за 15 дней до его проведения. На общем собрании путем открытого голосования избирается секретарь, из числа работников Учреждения. К компетенции общего собрания относится: заслушивание отчета директора, обсуждение проекта коллективного договора и принятие решения о его заключении; обсуждение и выработка предложений по основным направлениям и приоритетным видам деятельности учреждения для представления Учредителю; выдвижение коллективных требований работников Учреждения и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. Общее собрание правомерно принимать решение, если в его работе участвуют не менее половины состава работников, для которых учреждение является основным местом работы. Общее собрание принимает решение открытым голосованием.

Как следует из протокола №2 Общего Собрания работников КГКОУ КВСОШ №11 от 15.04.2019 года, на Общем собрании рассматривался ряд организационных вопросов, в том числе под №2 стоял вопрос – О согласовании изменений в Положение о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11. Как следует из резолютивной части протокола, изменения в Положение о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда были приняты единогласно. При этом, из текста протокола №2 следует, что истцы участия в заседании общего Собрания не принимали. В протоколе Общего собрания не указана информация о количестве штатных работников учреждения, какой процент составляют 9 присутствующих человек, и имеется ли кворум для принятия каких-либо решений на Общем собрании. В протоколе также отсутствуют сведения о том, в какой форме сотрудники Норильского филиала и кто именно принимал участия в Общем собрании работников Учреждения. Доводы представителя ответчика о том, что мнение сотрудников Норильского филиала Учреждения были учтены при внесении изменений в Положение о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11, ничем не подтверждены. Нарушения, на которые ссылается директор учреждения, не имеют документального подтверждения, кроме электронной переписки.

В дальнейшем приказом директора КГКОУ КВСОШ №11 (о) от 30.04.2019 утверждено Положение о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11 (с изменениями от 29.04.2019 г.), которое якобы было согласовано на общем собрании работников от 15.04.2019 года.

Согласно Положению, Комиссия по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11 является общественным органом учебного заведения. Состав комиссии избирается на общем собрании работников КГКОУ КВСОШ №11 и Норильского филиала в количестве 5 человек: 3 человека из состава КГКОУ КВСОШ №11 (руководитель комиссии – заместитель директора, секретарь комиссии, член комиссии) и 2 человека из состава Норильского филиала (заведующий филиалом, член комиссии) сроком на 1 год (п.1.2). Состав комиссии, руководитель комиссии и сроки ее деятельности утверждаются приказом директора по школе (п.1.4). Члены комиссии из состава работников Норильского филиала вносят свои предложения по распределению стимулирующей части фонда для внесения в общий протокол и направляют протокол с таблицами по установленной форме руководителю комиссии. (п.1.6). Комиссия определяет размер стимулирующих выплат работникам в соответствии с критериями Положения об оплате труда работников КГКОУ КВСОШ №11 в пределах фонда стимулирующих выплат с учетом предельного размера к окладу. Количество баллов назначается пропорционально размеру ставки от предельного размера установленных положением баллов, но не более, чем на одну полную ставку.

П.3.2 Положения предусмотрено, что руководитель школы издает приказ об утверждении размера выплат с учетом мнения комиссии по распределению стимулирующих выплат. В случае несогласия руководителя школы с решением комиссии он в письменной форме доводит до руководителя комиссии свои доводы для повторного изучения представленных материалов, в соответствии с Положением об оплате труда. В случае согласия с доводами руководителя школы комиссия вносит изменения в протокол в течение рабочего времени в день представления доводов, не согласия – оставляет протокол без изменения с обоснованным пояснением своего решения.

П.3.4., 3.5. Положения предусмотрено, что заседание комиссии является правомочным, если в нем приняли участие не менее 2/3 членов комиссии. Участие членов комиссии Норильского филиала подтверждается отправкой своих предложений по стимулированию работников Норильского филиала и участия в обсуждении через электронную и телефонную связь. Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины участвующих в заседании членов комиссии. Члены комиссии Норильского филиала подтверждают свое согласие с решением комиссии через подписание общего протокола, что подтверждается отправкой подписанной сканированной копии протокола. При равенстве голосов руководитель комиссии имеет право решающего голоса.

П.3.9. По требованию администрации школы, трудового коллектива, не менее большинства членов комиссии по установлению выплат, премий и материальной помощи член комиссии может быть отстранен от работы в комиссии.

Редакция вышеуказанных пунктов Положения не была изменена приказом директора от 10.06.2019 г. При этом, истцы были ознакомлены с редакцией Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11, утвержденной приказом 10.06.2019 года, под роспись.

Редакция Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11 от 31.08.2016 г., суду не была представлена.

Истцы были приняты в УКП КГКОУ КВСОШ №11 г.Норильска: Аминова А.Р. была принята должность ... по основному месту работы на основании приказа от 20.11.2015 г. Фролов А.Ю. был принят на должность ... по внешнему совместительству на основании приказа (к) от 02.09.2015 г. Борисова Р.Н. была принята на должность ... по основному месту работы на основании приказа (к) от 23.09.2015 г. Мусиенко Е.М. принят на должность учителя ... по основному месту работы на основании приказа (к) с 01.10.2015 г. Лаврентьев Д.В. на основании приказа (к) от 14.12.2015 г. был принят на должность ... по внешнему совместительству. Мальцева Т.А. на основании приказа п 1 (к) от 01.09.2012 г. была принята на должность ... по основному месту работы. Мусинова Г.С. была принята на должность ... по основному месту работу на основании приказа (к) от 12.09.2018 г. Галимов Р.М. принят на работу по внешнему совместительству ... на основании приказа «12 (к) от 09.04.2018 г. Со всеми истцами заключены трудовые договора, условиями которых подробно регламентированы условия оплаты труда и порядок выплаты стимулирующих надбавок.

Таким образом, истцы Аминова А.Р., Борисова Р.Н., Мусиенко Е.М., Мальцева Т.А., Мусинова Г.С. имели право участвовать в работе Общего Собрания Учреждения, поскольку работают КГКОУ КВСОШ №11 по основному месту работы.

Истцы в обоснование своих требований указывают, что на Общее собрание по Согласованию нового Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11 не приглашались и участие в его обсуждении не принимали.

Давая оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу, что директору Учреждения в соответствии действующим законодательством и Уставом Учреждения предоставлено право принимать локальные нормативные акты, однако на рассмотрение Общего собрания по инициативе руководителя был вынесен вопрос об обсуждении изменений в Положение о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11, и соответственно порядок проведения работы Общего собрания, установленный локальными нормативными актами должен был быть соблюден.

Доказательств того, что истцы принимали участие в работе Общего Собрания и извещались о его проведении в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования истцов о признании Протокола №2 Общего собрания работников КГКОУ КВСОШ №11 подлежат частичному удовлетворению, а именно в части вопроса №2 –О согласовании изменений Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11, поскольку это затрагивает права истцом на оплату труда. Оснований для признания протокола №2 недействительным по всем рассмотренным вопросам, суд не усматривает, поскольку, исходя из смыла заявленных требований, истцы не оспаривают правомерность решений Общего Собрания по иным рассмотренным на нем вопросам.

Признание протокола №2 Общего Собрания работников КГКОУ КВСОШ №11 от 25.04.2019 года в части согласования изменений Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11 фактически влечет за собой незаконность всех приказов об утверждении изменений Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11, и соответственно приказ (о) от 30.04.2019 г. и приказ от 10.06.2019 г. подлежат признанию незаконными.

Оснований для признания Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11 в полном объеме, правовых оснований не имеется. Недействительными подлежат признанию изменения, внесенные в Положение приказами (о) от 30.04.2019 г. и от 10.06.2019 г.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1200 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисовой Р.Н., Фролова А.Ю., Лаврентьева Д.В., Мусиенко Е.М., Мальцевой Т.А., Галимова Р.М., Мусиновой Г.С., Аминовой А.Р. к КГКОУ «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №11 о защите трудовых прав, удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Общего собрания работников КГКОУ КВСОШ №11 от 15.04.2019 (протокол №2) в части вопроса №2 - О согласовании изменений Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11.

Признать незаконными приказы директора КГКОУ КВСОШ №11 (о) от 30.04.2019 г. и от 10.06.2019 г. о внесении изменений в Положение о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ .

Признать незаконными изменения Положения о комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников КГКОУ КВСОШ №11, внесенные приказами директора КГКОУ КВСОШ №11 (о) от 30.04.2019 г. и от 10.06.2019 г.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с КГКОУ КВСОШ №11 в доход МО г.Норильск государственную пошлину в размере 1200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.А.Ченцова

В окончательной форме решение изготовлено 19 августа 2019 года.