ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1846/20 от 03.08.2020 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-1846/2020

79RS0002-01-2020-003284-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2020 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Казаковой О.Н.,

при секретаре Молодкиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО, муниципальному казенному учреждению «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр», индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО, МКУ «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр» о возложении обязанности. В обоснование указал, что учреждения культуры, подведомственные администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО, здания которых являются муниципальной собственностью, а именно: МКУ «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр» по <адрес> а также здание дома культуры в с. Пронькино, расположенное по <адрес> (здание дома культуры с. Понькино согласно Устава входит состав МКУ «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр»), не имеют устройств молниезащиты, а также утвержденного технического проекта молниезащиты. В соответствии с п. 1.6 Устава МКУ «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр», учреждение является некоммерческой организацией - бюджетным учреждением культуры, финансируемым из бюджета МО «Валдгеймское сельское поселение». Обязанность по финансированию МКУ «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр» лежит на администрации Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО за счет средств бюджета муниципального образования. Просит обязать МКУ «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр» оборудовать устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280, в срок до 30.06.2021 следующие объекты: здание дома культуры с. Желтый Яр, расположенное по <адрес> ЕАО; здание дома культуры с. Пронькино, расположенное по ул. Юбилейная, 19 с. Пронькино Биробиджанского района ЕАО; обязать администрацию Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО в срок до 30.06.2021 года произвести финансирование МКУ «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр» за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения указанных мероприятий.

Определением суда от 26.06.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена ИП ФИО2, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ПАО «Ростелеком», ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ», ФГУП «Почта России».

В судебном заседании старший помощник прокурора Биробиджанского района Волохович А.Д. поддержала заявленные требования и уточнила их: просила возложить на МКУ «Поселенческий Дом культуры с. Желтый Яр» и ИП ФИО2 обязанность в солидарном порядке оборудовать устройством молниезащиты здание по <адрес>; на МКУ «Поселенческий Дом культуры с. Желтый Яр» возложить обязанность по оборудованию устройством молниезащиты здания по <адрес> в срок до 30.06.2021; на администрацию Валдгеймского сельского поселения возложить обязанность в срок до 30.06.2021 произвести финансирование указанных мероприятий.

Представитель администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО ФИО3 не признала исковые требования. Пояснила, что здания дома культуры относятся к обычным объектам и не должны быть оборудованы устройствами молниезащиты. В с. Желтый Яр расположено административное здание, массовые мероприятия там не проводятся. В здании в с. Пронькино имеется молниеотвод. В технических паспортах зданий не указаны сведения о наличии заземляющих устройств. Вместе с тем, работы по устройству системы молниезащиты в здании с. Пронькино будут проведены.

Представитель МКУ «Поселенческий Дом культуры с. Желтый Яр» ФИО4 не признала исковые требования. Пояснила, что в здании ДК в с. Желтый Яр работают три специалиста, 2 кабинета расположены на втором этаже (библиотека), есть еще 2 кабинета. Массовые мероприятия проводятся в школе, либо на стадионе. Кроме того, в здании располагается ФАП, почта, один кабинет занят сотрудниками администрации, на первом этаже – магазин ИП ФИО2, оборудование ПАО «Ростелеком». В с. Пронькино здание ДК является одноэтажным, в одном кабинете расположен ФАП, работают 4 сотрудника ДК. С марта 2020 массовые мероприятия не проводятся, до этого они проводились в холе здания, т.к. в актовом зале идет ремонт. Заземление было установлено в 2015 году. В ДК работает 4 детских кружка, которые посещают примерно 12 детей, ранее на базе ДК организовывались детские летние лагеря.

ИП ФИО2, представители ФГУП «Почта России», ПАО «Ростелеком», ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и, изучив материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 41, 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в технических регламентах устанавливаются минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность (п.1 ст.7). Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 5.1).

На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение названного положения закона постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно п. 66 указанного Постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

В соответствии с разделом 1 СП 118.13330.2012, перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении «В», в котором указаны сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения (п.4).

Согласно п. 4.21 СП 118.13330.2012, молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003. Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждена Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий и помещений для культурно-досуговой деятельности населения с учетом требований СО153-34.21.122-2003.

Судом установлено, что здания дома культуры в с. Желтый Яр по <адрес> и дома культуры в <адрес> являются муниципальной собственностью, состоят в казне муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.

В Уставе МКУ «Поселенческий Дом культуры с. Желтый Яр» указано, что учреждение расположено в <...>, один из филиалов расположен по <адрес>. Имущество находится в собственности муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется закрепленным имуществом в соответствии с его назначением и целями деятельности, обеспечивает сохранность и эффективное использование закрепленного муниципального имущества.

27.12.2019 между администрацией Валдгеймского сельского поселения и ИП ФИО2 заключен договор купли-продажи, по условиям которого ИП ФИО2 приобрела в собственность нежилые помещения № 6 и № 7 общей площадью 90,5 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> Яр, <адрес>. Переход права собственности зарегистрирован 12.02.2020.

01.01.2014 между администрацией Валдгеймского сельского поселения и ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ» заключен договор безвозмездного пользования помещениями: в одноэтажном деревянном здании по <адрес>, общей площадью 17,5 кв.м, в двухэтажном кирпичном здании по <адрес> Яр, общей площадью 33,8 кв.м. На дату рассмотрения спора договор является действующим.

Из постановления главы администрации Валдгеймского сельского поселения от 05.12.2014 № 130 следует, что помещения, расположенные в здании по <адрес> Яр, закреплены за МКУ «Поселенческий дом культуры <адрес> Яр», ПАО «Ростелеком», ИП ФИО2, администрацией Валдгеймского сельского поселения, УФПС ЕАО – филиалом ФГУП «Почта России», ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ».

Из представленной технической документации на вышеуказанные здания следует, что они не оборудованы устройствами молниезащиты.

В судебном заседании ответчиками не представлено доказательств обратного.

Свидетель ФИО1 показал, что работает государственным инспектором Ростехнадзора. В здании в <адрес> элементов молниезащиты не имеется. Металлическое заземление установлено в целях электрической безопасности, а не как защита от молнии. Металлическая труба также не относится к элементам молниезащиты. В здании с. Желтый Яр конструктивные элементы крыши не соединены между собой, имеются только элементы электробезопасности.

Отсутствие систем молниезащиты в указанных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение чрезвычайных ситуаций в зданиях указанных учреждений.

Вместе с тем, достоверно установлено, что культурно-досуговая деятельность в здании по <адрес> не осуществляется, массовые мероприятия не проводятся. Следовательно, оснований для возложения на ответчиков обязанности по оборудованию данного объекта недвижимости устройствами молниезащиты не имеется.

Суд приходит к выводу, что на МКУ «Поселенческий Дом культуры села Желтый Яр» необходимо возложить обязанность по оборудованию здания в с. Пронькино Биробиджанского района устройствами молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280.

Из устава учреждения следует, что оно является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение которого осуществляется из бюджета муниципального образования «Валдгеймскее сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО. Учредителем и собственником учреждения является администрация муниципального образования.

В силу требований ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Следовательно, администрация муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО должна произвести финансирование учреждения за счет средств бюджета для оборудования устройствами молниезащиты.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, указанный прокурором, суд считает обоснованным и разумным для исполнения вышеуказанных обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО, муниципальному казенному учреждению «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр», индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное казенное учреждение «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр» муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области обязанность в срок до 30 июня 2021 года оборудовать здание, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>, устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280.

Возложить на администрацию муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области обязанность по финансированию указанных работ в учреждении культуры в срок до 30.06.2021.

Исковые требования прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО, муниципальному казенному учреждению «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр», индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности по оборудованию устройством молниезащиты здания по <адрес> ЕАО – оставить без удовлетворения.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Поселенческий дом культуры с. Желтый Яр» муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.Н. Казакова