ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1846/2012 от 24.02.2011 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-1846/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Веселковой Т.А.

при секретаре Распутиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, «24» февраля 2011 года, дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению-Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, Инспекции ФНС России по г. Сыктывкару об обязании начислить и пересчитать недополученные и недоначисленные суммы пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее ФСС), Инспекции ФНС России по г. Сыктывкару (далее ИФНС) об обязании ИФНС начислить и пересчитать недополученные и недоначисленные суммы пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет за период с ** ** ** года по ** ** ** года, включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия выплаты материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 661, приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н, а также об обязании ФСС возместить ИФНС расходы по выплате пособия по уходу за ребенком до достижении возраста полутора лет.

В обоснование исковых требований истец указала, что состоит в трудовых отношениях с ИФНС с ** ** ** года и по настоящее время. На основании приказа ИФНС ФИО1 находилась с ** ** ** года в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. При исчислении пособия в состав заработка не были включены средства материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 года № 611 и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года № 90н, при этом работодателем неверно исчислен средний заработок, в связи с чем она получила пособие в меньшем размере.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть данное дело без ее участия.

Представитель ответчика ИФНС в суд не явился, ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика ФСС ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании высказала позицию ФСС со ссылкой на письменный отзыв, в котором указано, что выплата пособий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя, поэтому застрахованное лицо не участвует во взаимоотношениях страховщика и страхователя по вопросам возмещения Фондом расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ИФНС с ** ** ** года в должности ..., а впоследствии назначена на должность ....

** ** ** года ФИО1 родила сына Д.. В период с ** ** ** года по ** ** ** года находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В силу ч.2 Постановления Правительства РФ от 15.06.07 года № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии с п. 2 Положения в редакции, действовавшей в период нахождения ФИО1 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации;

е) начисленный в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки;

з) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

и) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическими условиями, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы;

к) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Таким образом, в состав среднего заработка при исчислении пособия должны быть включены средства материального стимулирования, поскольку в силу п. п. «л», «к» п. 2 Положения, в состав заработка могут быть включены премии и вознаграждения, другие виды выплат предусмотренные системой оплаты труда.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 года № 79 - ФЗ оплата государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что с 1 января 2007 г. и в 2008 - 2011 годах осуществляется материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ был издан Приказ Минфина России от 17 октября 2007 года № 90н, которым был утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Согласно данному Порядку материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ стимулирующие выплаты доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты – являются частью заработной платы.

Довод ответчика ФСС о том, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников и потому не может быть включено в состав заработной платы, судом во внимание не может быть принят.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (в редакции, действующей в спорный период) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.06.07 года № 375 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Не предусмотрено исключение спорных сумм положениями главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В 2007-2008 годах истице были выплачены денежные средства материального стимулирования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611, единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные положением о порядке премирования и выплаты поощрения; материальная помощь, предусмотренная Положением об оказании материальной помощи; единовременная выплата и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ, указанные суммы были включены в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и соответствующие взносы уплачены, однако в состав заработка для исчисления пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком эти суммы ответчиком не включены.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования ФИО1 к ИФНС России по г. Сыктывкару подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.89 ГПК РФ суд освобождает ответчика от уплаты госпошлины в доход государства.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требования ФИО1 к ФСС об обязании возместить ИФНС расходы по выплате пособия по уходу за ребенком до достижении возраста полутора лет, поскольку застрахованное лицо согласно положений действующего законодательства не участвует во взаимоотношениях страховщика и страхователя по вопросам порядка возмещения Региональным отделением ФСС расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования.

Руководствуясь ст. ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Инспекцию ФНС России по г. Сыктывкару начислить и пересчитать ФИО1 недополученную и недоначисленную сумму ежемесячных пособий по уходу за ребенком до полутора лет за период с ** ** ** года по ** ** ** года, включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия выплаты материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 661, приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н, единовременную премию и единовременные поощрения, материальную помощь, единовременную выплату и материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

ФИО1 в иске к Государственному учреждению-Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании возместить ИФНС России по Сыктывкару Республики Коми расходы по выплате пособия по уходу за ребенком до достижении возраста полутора лет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Веселкова