К делу №
РЕШЕНИЕ
25 июня 2014 г. Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи: Прокуда О.А.
при секретаре: Головановой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Карасунского округа г. Краснодара к администрации муниципального образования г. Краснодар, Департаменту строительства администрации муниципального образования г. Краснодар и Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карасунского округа г. Краснодара обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар, выразившегося в непринятии мер по включению в Реестр муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар ливневой канализации в границах улиц Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 и территории бывшего ХБК, Сельмаш, ул. Уральской, ул. Стасова, ул. Л.Чайкиной, ул. Волжской, ул. Новороссийской г. Краснодара; технического водоема (пруда-накопителя), расположенного между улицами Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 по бывшему руслу реки Кубань, признании незаконным бездействия МКУ «Служба Заказчика», выразившегося в непринятии мер по информированию администрации муниципального образования город Краснодар о нехватке выделяемых бюджетных средств на выполнение работ по содержанию насосных станций и сетей ливневой канализации, находящихся на территории города Краснодара, в том числе ливневой канализации в границах улиц Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 и территории бывшего ХБК, Сельмаш, ул. Уральской, ул. Стасова, ул. Л. Чайкиной, ул. Волжской, ул. Новороссийской г. Краснодара; технического водоема (пруда-накопителя), расположенного между улицами Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 по бывшему руслу реки Кубань, обязании администрации муниципального образования г. Краснодар совершить следующие действия: включить в реестр муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар ливневую канализацию в границах улиц Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 и территории бывшего ХБК, Сельмаш, ул. Уральской, ул. Стасова, ул. Л. Чайкиной, ул. Волжской, ул. Новороссийской г. Краснодара; технический водоем (пруд-накопитель), расположенный между улицами Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 по бывшему руслу реки Кубань; зарегистрировать право собственности муниципального образования город Краснодар в установленном законом порядке на вышеуказанное недвижимое имущество, осуществить подготовку проектных работ по установке очистных сооружений закрытого типа на выпусках коллекторов в технический водоем, расположенный между улицами Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 по бывшему руслу реки Кубань и дальнейшую его очистку согласно проектной документации; осуществить работы по выявлению и пресечению (тампонажу) незаконных фекальных и иных врезок в ливневую канализацию в границах улиц Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 и территории бывшего ХБК, Сельмаш, ул. Уральской, ул. Стасова, ул. Л. Чайкиной, ул. Волжской, ул. Новороссийской г. Краснодара.
В обоснование требований ссылается на то, что 15.01.2014 прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проведена проверка запроса депутата Законодательного Собрания Краснодарского края ФИО2 по жалобе генерального директора ООО НПО «Стройиндустрия» о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в результате незаконной эксплуатации пруда-накопителя и отстойника по адресу: ул. Старокубанская, 106/1, г. Краснодар. Установлено, что указанный водный объект является обособленным гидросооружением, частью единого гидротехнического комплекса, предназначенного для аккумулирования дождевых и промышленных вод с последующей перекачкой в городские сети ливневой канализации. В состав комплекса входит ливневая насосная станция по ул.Старокубанской, 106/1, технический водоём объёмом порядка 170 тыс. м3, разделенный дамбой на две неравные части и сопутствующие гидротехнические сооружения. Комплекс построен в 1963 году. В 1972 году построена дамба для разделения водоёма на пруд-накопитель и пруд-отстойник. До 1998 года балансодержателем всего комплекса являлось предприятие ЗАО «Югтекс» (бывший ХБК). В связи с распадом предприятия в 1999 году указанный комплекс на основании постановления главы городского самоуправления мэра города Краснодара № № от №. включен в реестр муниципальной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Между тем, по информации администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что указанный пруд-накопитель в Реестре муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар не значится. По решению Советского районного суда г. Краснодара от 29.01.2008г. признано право собственности муниципального образования город Краснодар на нежилое здание - насосная станция лит. А, расположенная по адресу: <...>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. На основании приказа Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО город Краснодар № от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание - вышеуказанная насосная станция включено в Реестр муниципальной собственности и передана в оперативное управление МКУ «Служба Заказчика».
В ходе рассмотрения гражданского дела истец требования уточнил, просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар, выразившегося в непринятии мер по признанию бесхозяйным имуществом: ливневой канализации в границах улиц Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 и территории бывшего ХБК, Сельмаш, ул. Уральской, ул. Стасова, ул. Л.Чайкиной, ул. Волжской, ул. Новороссийской г. Краснодара; технического водоема (пруда-накопителя), расположенного между улицами Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 по бывшему руслу реки Кубань, обязании администрации муниципального образования г. Краснодар в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу обратиться в суд с требованием о постановке органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на учет ливневой канализации в границах улиц Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 и территории бывшего ХБК, Сельмаш, ул. Уральской, ул. Стасова, ул. Л.Чайкиной, ул. Волжской, ул. Новороссийской г. Краснодара и технического водоема (пруда-накопителя), расположенного между улицами Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 по бывшему руслу реки Кубань.
В судебном заседании старший помощник прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодара ФИО3 просила изменить процессуальное положение привлеченных в качестве третьих лиц: Департамента строительства администрации муниципального образования г. Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар на соответчиков и удовлетворить уточненные требования в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования г. Краснодар, являющийся также представителем соответчиков: Департамента строительства администрации муниципального образования г. Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, по доверенности ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, ссылаясь на то, что заявленные требования являются неисполнимыми. Указала, что в соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, однако, указанная норма регламентирует порядок принятия на учет недвижимого имущества и не содержит указаний на обязанность обращения органа муниципального самоуправления с такими требованиями. В отношении уточненного требования истца поставить объекты на учет в судебном порядке, пояснила, что в соответствии со статьей 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления, и суд прекращает производство по делу.
Представитель третьего лица – МКУ «Единая служба заказчика» по доверенности ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Как установлено в судебном заседании, 15.01.2014г. прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара проведена проверка доводов запроса депутата Законодательного Собрания Краснодарского края ФИО2 по жалобе генерального директора ООО НПО «Стройиндустрия» (№) о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в результате незаконной эксплуатации пруда-накопителя и отстойника по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что указанный водный объект является обособленным гидросооружением, частью единого гидротехнического комплекса, предназначенного для аккумулирования дождевых и промышленных вод с последующей перекачкой в городские сети ливневой канализации. В состав комплекса входит ливневая насосная станция по <адрес>, технический водоём объёмом порядка 170 тыс. м3, разделенный дамбой на две неравные части и сопутствующие гидротехнические сооружения. Комплекс построен в 1963 году. В 1972 году построена дамба для разделения водоёма на пруд-накопитель и пруд-отстойник. До 1998 года балансодержателем всего комплекса являлось предприятие ЗАО «Югтекс» (ХБК). В связи с распадом предприятия в 1999 году указанный комплекс на основании постановления главы городского самоуправления мэра <адрес> № № от 23.04.1997г. в реестр муниципальной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения были включены котельная и насосная станция (т.1 л.д№). Решением Советского районного суда г. Краснодара от 29.01.2008г. признано право собственности муниципального образования город Краснодар на нежилое здание - насосная станция лит. А, расположенная по адресу: <адрес> (т.1 л.д.№-132). Право собственности на насосную станцию зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.№).
На основании приказа Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> № от 05.06.2008г. нежилое здание - вышеуказанная насосная станция включено в Реестр муниципальной собственности и передана в оперативное управление МКУ «Служба Заказчика» (т.1 л.д№).
При рассмотрении дела судом установлено, что каких-либо водных объектов в Реестре муниципальной собственности муниципального образования <адрес> не значится, что подтверждается информацией администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (т.1 л.д.№). При этом установлено, что в водоемы, расположенные между улицами Старокубанской и Ставропольской в гор. Краснодаре, существует шесть водовыпусков : с улицы Старокубанской 2 ж/б трубопровода диметром 2000 мм и 2 ж/б трубопровода диаметром 1500 мм, с улицы ФИО1 - 2 ж/б трубопровода диаметром 1500 мм.
Рассматривая спор по существу, суд считает установленным то обстоятельство, что водоем, расположенный между улицами Старокубанской и Ставропольской в гор. Краснодаре, фактически является бесхозным. Между тем, требования прокурора о постановке на учет технического водоема (пруда-накопителя), являющегося частью единого гидротехнического комплекса, предназначенного для аккумулирования дождевых и промышленных вод с последующей перекачкой в городские сети ливневой канализации, расположенного между улицами Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 по бывшему руслу реки Кубань, заявлены преждевременно, поскольку суду не представлено доказательств, касающихся статуса данного водного объекта. То обстоятельство, что в водоеме имеются водовыпуски, свидетельствует о его связи с сетями ливневой канализации, однако, по мнению суда, вначале необходимо установить собственника указанных сетей. Как следует из письма Департамента муниципальной собственности и городских земель № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) право муниципальной собственности на сети ливневой канализации в границах улиц Ставропольская – Старокубанская – ФИО1, являющиеся фактически бесхозяйными, возможно осуществить в порядке ст. 225 ГК РФ. Уточненные требования прокурора основаны именно на этой норме закона, ввиду чего требования в части постановки органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, на учет ливневой канализации в границах улиц Старокубанской, Ставропольской, ФИО1 и территории бывшего ХБК, Сельмаш, ул. Уральской, ул. Стасова, ул. Л.Чайкиной, ул. Волжской, ул. Новороссийской г. Краснодара, подлежат удовлетворению в границах расположения спорных объектов. Ввиду того, что прокурором не представлена карта расположения сетей ливневой канализации с обозначением границ муниципальной собственности, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора обозначив предмет спора как «сети ливневой канализации в границах улиц Ставропольская – ФИО1 – Старокубанская в гор. Краснодаре». Суд считает, что при проведении обследования подводящих сетей к пруду отстойнику и установлении их границ, порядок исполнения судебного решения, может быть разъяснен. Частично удовлетворяя требования прокурора, суд учитывает обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства относительно предмета спора. Так, из объяснения главного специалиста отдела технического надзора МКУ «Служба заказчика» ФИО6 следует, что до 1978 года технические условия на подключение в рамках действующего на тот момент законодательства выдавала организация, приемником которой в настоящее время является ОАО «Краснодар водоканал». С 1978 года данный документ выдавался организацией АО «ДРУ». Далее, с 1994 года технические условия на подключение в ливневую канализацию выдавались ОАО «КДБ». В 2012 году в соответствии с представлением прокуратуры города Краснодара указанные технические условия выдавались Департаментом строительства МО г. Краснодар. В настоящее время архив технических условий на подключение к ливневой канализации с 1978 года находится в МКУ «Служба Заказчика». Акты балансовых разграничений с абонентами отсутствуют. Также требуется проведение инвентаризации сети ливневой канализации. При производстве работ по содержанию, ремонту и т.д. ливневых канализаций на территории города Краснодара в своей работе специалисты руководствуются топографическими планами города, осуществляют выход на место для определения объемов и проблемных моментов. На сегодняшний день утвержденного плана-схемы ливневых канализаций, находящихся в собственности МО г. Краснодар - нет. Фактически имеются сведения о наличии ливневой канализации в собственности по улицам города, без конкретных данных, границ и утвержденных схем о прохождении тех или иных труб и их диаметре, то есть фактически отсутствует паспорт сети.
Рассматривая спор по существу, суд руководствуется пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, предусматривающим, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004) "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Администрация муниципального образования г. Краснодар в своих возражениях ссылается на то, что пункт 3 ст. 225 ГК РФ, а также п. 5 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не обязывает орган местного самоуправления предъявлять требования о признании вещи бесхозяйной. Между тем, суд рассматривает бездействие ответчиков, как противоречащее требованиям, установленным в п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным федеральным законом к вопросам местного значения городского поселения, отнесено, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Из объяснения заместителя начальника отдела технического надзора МКУ «Служба заказчика» ФИО7 следует, что с 2010 года между казенным учреждением и различными подрядными организациями заключались муниципальные контракты на содержание указанной ливневой канализации и насосных станций города Краснодара. Согласно муниципальным контрактам в обязанности подрядной организации входила прочистка коллекторов различного диаметра, откачка ливневых вод с территорий подтопления, ремонт колодцев и т.д. Ежегодно при прочистке коллекторов ливневой канализации на территории города Краснодара выявлялись незаконные врезки в ливневую сеть. Мер по тампонажу указанных врезок не принималось, ввиду отсутствия выделенных бюджетных средств на данные виды работ. В период с 2012 - 2013 г.г. специалистами подрядных организаций, обслуживающих насосную станцию, выявлялась высокая степень заиленности пруда-отстойника, меры также не принимались. Кроме того, установлено, что в 2013 году работы по очистке указанного ливневого коллектора не проводились, в связи с отсутствием финансирования на данные виды работ, что подтверждается объяснением заместителя начальника отдела технического надзора МКУ «Служба заказчика» ФИО7 Кроме того, муниципальным казенным учреждением МО город Краснодар «Центр мониторинга окружающей среды и транспорта» в мае 2013 года с помощью газоаналитического оборудования, установленного на испытательной (передвижной) лаборатории специалистами неоднократно проводились замеры загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. По результатам измерений зафиксированы превышения ПДК по сероводороду, что свидетельствует о процессе разложения органики (информация администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ № №).
При рассмотрении дела судом установлено, что ливневая канализация расположена в административных границах муниципального образования г. Краснодар, следовательно, бездействие администрации в части обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о принятии ливневой канализации на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что принятие решения о необходимости приобретения права собственности муниципального образования город Краснодар на бесхозяйное недвижимое имущество, а так же подготовка документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации для его постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, осуществляется отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Краснодар, на который возложена координация и регулирование деятельности в отрасли (сфере управления), в которой подлежит использованию имущество, а именно Департаментом строительства администрации муниципального образования г. Краснодар, а постановка бесхозяйных недвижимых вещей на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, осуществляется Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (Положение о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар). Учитывая, что указанные департаменты привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, суд находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению с возложением обязанности на ответчиков к исполнению решения суда в пределах установленных полномочий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар в лице департамента строительства администрации муниципального образования г. Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар по постановке на учет бесхозяйного имущества – сетей ливневой канализации в границах улиц Ставропольская – ФИО1 – Старокубанская.
Возложить на администрацию муниципального образования г. Краснодар в лице департамента строительства администрации муниципального образования г. Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества - сетей ливневой канализации в границах улиц Ставропольская – ФИО1 – Старокубанская.
В остальной части исковых требований прокурору Карасунского административного округа г. Краснодара – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд гор. Краснодара в течение 1 месяца.
Судья: