ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1846/2018 от 09.04.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1846/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 апреля 2018 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием представителя истца Разина А.К., представителя ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат» Тыщенко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукушкиной Людмилы Павловны к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (ОГКУ «ЦСВ») о предоставлении меры социальной поддержки в виде денежной компенсации платы за электроотопление в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Кукушкина Л.П. обратилась с указанным иском, требования мотивировала тем, что являлась педагогическим работником с <дата> по <дата> и всю свою трудовую педагогическую деятельность осуществляла в Островской средней школе, которая находится в сельской местности. С <дата> вышла на пенсию по старости и проживает в сельской местности в жилом помещении, принадлежащим ей на праве собственности с долей в праве ... Другими собственниками жилого помещения являются ее дети (ФИО1<дата> и ФИО2<дата>.), которые проживают отдельно от матери в других населенных пунктах (правоустанавливающие документы оформлены только на истца и ее дочь). Кукушкина Л.П. одна пользуется жилым помещением, что подтверждается справкой администрации Островского (центрального) сельского поселения от <дата>. С <дата> отопление в доме осуществляется от электрокотла (ранее было печное, которое ликвидировано), что подтверждается Актом об осуществлении технологического присоединения А-Ц от <дата> и справкой администрации Островского (центрального) сельского поселения от <дата>, которая подтверждает отсутствие другого источника теплоэнергии. Учет электроэнергии, потребляемый котлом, ведется с <дата>, так как до этого момента согласовывались разрешительные документы на счетчик. С этой же даты в расчетных документах электроотопление и освещение прописываются отдельной строкой, что подтверждается квитанцией на оплату за электроэнергию за <дата>. Поэтому актуальным стал вопрос о компенсации затрат на оплату электроэнергии, потребляемой электрокотлом в период отопительного сезона в Островском районе Костромской области. Компенсацию за оплату отопления истец имеет право получить как по категории «Инвалид», так и по категории «Специалист-Педагогический работник», вышедший на пенсию отработавший более 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, и проживающий там. В отопительный период <дата> льготу по оплате услуг отопления истец получала по категории «инвалид». <дата>, учитывая, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, предусмотрена 100% компенсация оплаты жилого помещения и отопления жилого помещения (теплоснабжения), Кукушкина Л.П. написала заявление ответчику о том, что она желает получать меру социальной поддержки в виде 100% компенсации на оплату отопления (электроотопления) и освещения как «Специалист-Педагогический работник», вышедший на пенсию, отработавший более 10-ти лет в соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ». Также в заявлении содержалась просьба прекратить данные выплаты как инвалиду и было отмечено, что в сентябре 2017 года истец отказалась от ЕДВ, как льготы инвалиду, в органах ПФР. На данное заявление получен ответ от <дата>, из которого следует, что услуга электроотопление входит в составляющую услуги «электроснабжение» и при таких обстоятельствах, истцу может быть предоставлена мера социальной поддержки только как компенсация оплаты электроэнергии в пределах нормативов потребления (485 кВт/ч на члена семьи) в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.11. 2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области». Поэтому истцу в течение отопительного периода с <дата> будет компенсироваться только потребление электрокотлом 485 кВт/час. по категории «Специалист-Педагогический работник», вышедший на пенсию, отработавший более 10- лет в сельской местности на территории Костромской области, и проживающий там. В последующем, за декабрь 2017 года Кукушкиной Л.П. оплачено электроотопление в размере 7987 руб. Из них компенсировано ответчиком только 1251 руб. Федеральное законодательство не предусматривает ограничений в предоставлении данных льгот в зависимости от способа отопления жилого помещения и видов используемого на эти цели топлива. Не предусмотрено таких ограничений в предоставлении указанных льгот и законодательством Костромской области. Просила обязать ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки в виде денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения истицы (потребление электроэнергии для электрокотла в жилом помещении) как «Специалисту-Педагогическому работнику», вышедшему на пенсию, отработавшему более 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, и проживающему там, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления по электроснабжению, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» с 01.12.2017.

В судебном заседании истец Кукушкина Л.П., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не участвует. Ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель истца Разин А.К. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОГКУ «ЦСВ» Тыщенко Д.А. исковые требования не признал. Согласно письменному отзыву ответчика, в соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области», при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит установлены нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству: - в течение отопительного периода (январь-апрель и октябрь-декабрь) 485 кВт/час; - в неотопительный период (май-сентябрь) -50 кВт/час. ОГКУ «ЦСВ» считает, что предоставление Кукушкиной Л.П. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за электроотопление в полном объеме не соответствует действующему законодательству. Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в плату за коммунальные услуги включается: плата за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Коммунальная услуга «электроотопление» Жилищным кодексом РФ не определена как отдельная коммунальная услуга и не включена в плату за коммунальные услуги. В пп. «е», «г» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, даны определения коммунальным услугам: «отопление» - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, а также продажа топлива при наличии печного отопления; «электроснабжение» - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным сетям в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Определение «электроотопление» в Правилах отсутствует. Соответственно, услуга «электроотопление» входит в коммунальную услугу «электроснабжение» и компенсация за данную услугу должна предоставляться исходя из нормы, установленной постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области в судебном заседании не участвует.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Кукушкина Л.П. является педагогическим работником, более 10 лет проработавшим и проживающим в сельской местности, в настоящее время вышла на пенсию.

Согласно справке клиентской службы УПФР (на правах отдела) в Островском районе, Кукушкина Л.П. <дата> года рождения являляется получателем пенсии по старости с <дата> бессрочно.

Согласно представленной истцом копии трудовой книжки, педагогическим работником в сельской местности она была с <дата>.

Как следует из материалов дела, ответа ОГКУ «ЦСВ» Кукушкиной Л.П. от <дата>, отзыва ОГКУ «ЦСВ» и сведений о назначении и выплате Кукушкиной Л.П. ЕДК по оплате жилищно-коммунальных услуг, с <дата> Кукушкиной Л.П. предоставляется ЕДК по ЖКУ по категории «Специалист-педагогический работник, отработавший 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию», в том числе на нужды отопления электрическим котлом, исходя из расходов на электроснабжение в пределах норматива потребления 485 кВт в течение отопительного сезона (январь-апрель и октябрь-декабрь) и 50 кВт в неотопительный период (май-сентябрь).

В частности, при потреблении истцом за декабрь 2017 года электроэнергии на сумму 8239,16 руб. по информации ОГКУ «ЦСВ» компенсации подлежат расходы в сумме 1421,05 руб., исходя из норматива потребления 485 кВт.

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1, ч. 2, 4 ст. 3 Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие и работающие в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) педагогические работники государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных учреждений, а также члены семьи, постоянно проживающие с указанными гражданами: супруг (супруга), дети, родители обоих супругов, а также лица, находящиеся на их иждивении. Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сохраняются за лицами, имеющими право на получение мер социальной поддержки, вышедшими на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) не менее десяти лет и проживают там.

Согласно ч. 2 ст. 4 данного Закона, для категорий граждан, указанных в п. 7 ч.1 ст. 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения;

2) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги:

а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;

б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;

в) газоснабжение в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона.

При наличии нескольких видов отопления мера социальной поддержки предоставляется по одному виду отопления.

Процедура выплаты компенсации урегулирована Порядком предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 04.05.2011 № 160-а (далее Порядок).

Согласно п. п. 9, 25, 26, 29 Порядка, предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществляется территориальными органами уполномоченного исполнительного органа государственной власти Костромской области, осуществляющего координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения, через ОГКУ «ЦСВ». Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные ст. 155 ЖК РФ. Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение. Размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается ОГКУ «ЦСВ» с учетом требований настоящего Порядка. Сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг за предыдущий месяц представляются в ОГКУ «ЦСВ» в порядке и по форме, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между ОГКУ «ЦСВ» и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с п. п. 1, 1.3 постановления Администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» в целях реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством администрация Костромской области установила на территории Костромской области, для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству, в частности, при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит): в течение отопительного периода (январь-апрель и октябрь-декабрь) - 485 кВт*час, в неотопительный период (май-сентябрь) - 50 кВт*час.

Анализируя приведенные положения законодательства, суд учитывает, что нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления установлены для оказания мер социальной поддержки без указания конкретных категорий лиц, для которых они подлежат применению. При этом вопрос применения либо неприменения данных нормативов к конкретной категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, следует разрешать, исходя из норм специального законодательства, которым предусмотрено право таких лиц на получение льгот и компенсаций.

На основании положений Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» суд приходит к выводу, что указанные нормативы не подлежат применению при расчете компенсации лицам из категории «Специалист-педагогический работник, отработавший 10 лет в сельской местности на территории Костромской области, проживающий там и вышедший на пенсию» за отопление жилого помещения.

В законе прямо указано, что компенсация предоставляется по одному виду отопления без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления.

При таких обстоятельствах суд не находит состоятельными доводы ответчика, что в приведенных нормах Закона № 31-4-ЗКО понятие «отопление» ограничено теплоснабжением от централизованной сети, а электроотопление подлежит отнесению к коммунальной услуге электроснабжение. В данном случае компенсации подлежат расходы на любой из видов отопления – централизованное теплоснабжение, газовое, электрическое, твердым топливом - исходя из цели потребления коммунального ресурса.

Соответственно, исковые требования Кукушкиной Л.П. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кукушкиной Людмилы Павловны к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» удовлетворить.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» предоставлять Кукушкиной Людмиле Павловне как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, проработавшему в сельской местности более 10 лет и проживающему в сельской местности, меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения (электроотопление) в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области», с 01.12.2017.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина