Дело №2-1846/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2021 года г.Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Габидулиной Э.И.,
при секретаре Савельевой Т.А.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» ФИО2, представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области ФИО3, представителя третьего лица Правительства Новгородской области ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» о признания отказа в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» незаконным, обязании принятия решения о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья», суд
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГОКУ «Центр организации социального обслуживания и социальных выплат» (далее по тексту - Учреждение) о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» от ДД.ММ.ГГГГ и обязании выдать сертификат на региональный капитал «Семья», указав в обоснование иска, что в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ 2018 г. третьего ребенка <данные изъяты>, она обратилась в ГОКУ «Центр организации социального обслуживания и социальных выплат» с заявлением на выдачу сертификата на региональный капитал «Семья». Однако в выдачи сертификата ей было отказано, поскольку не подтвержден факт ее постоянного проживания на территории Новгородской области в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает данный отказ незаконным, т.к. родилась и проживала на территории Новгородской области до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, учитывая, что она проживала более двух лет на территории Новгородской области в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде сертификата на региональный капитал «Семья».
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что на момент принятия оспариваемого решения ФИО1 не подтвержден период проживания на территории Новгородской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. в указанный период она имела постоянную регистрацию на территории города Санкт-Петербург. В виду отсутствия законных оснований ФИО1 отказано в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья».
Определением суда от 15 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области, Правительство Новгородской области.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области ФИО3 полагала иск не подлежащим удовлетворению в виду не подтверждения факта проживания ФИО1 в Новгородской области.
Представитель третьего лица Правительства Новгородской области ФИО4 оставила данный вопрос на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежащих им полномочий закреплены в п. п. "е", "ж" ст. 1 Федерального закона РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1); органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2).
В целях реализации приведенных законоположений в Новгородской области принят Областной закон от 16 мая 2011 года № 997-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области» (далее - Областной закон №997-03).
Из материалов дела, копии паспорта ФИО1, судом установлено, что истица была зарегистрирована: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.
Факт проживания ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, истицей в судебном заседании не оспаривался, кроме этого указанный факт подтвержден копией трудовой книжки истицы, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала главным бухгалтером <данные изъяты> в г. Санкт-Петербург.
ФИО1 является матерью четверых детей: <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.2010 года рождения; <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.2015 года рождения; ФИО5 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.2018 года рождения; <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ2019 года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Учреждение подано заявление о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» с прилагаемыми документами (копия паспорта, справки о регистрации, копии свидетельств о рождении детей, копии свидетельств о регистрации брака, о расторжении брака).
По результатам рассмотрения указанных документов Учреждением издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, которым в выдаче сертификата ФИО1 отказано в соответствии с п.1 абз.2 ст. 4 Областного закона «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области» в связи с отсутствием права на региональный капитал «Семья», поскольку представленными документами не подтвержден факт постоянного проживания заявителя на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения ребенка - <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ.2018 года рождения, в связи с рождением которой связано приобретение права на региональный капитал «Семья».
Данный отказ суд находит законным и обоснованным.
Областной закон № 997-03 предусматривает ряд условий, которым должны отвечать многодетные семьи для получения дополнительных мер социальной поддержки.
Так, в соответствии со ст. 3 данного Областного закона семьям при рождении (усыновлении) в них после 1 января 2011 года третьего и каждого последующего ребенка предоставляется право на дополнительные меры социальной поддержки в виде регионального капитала «Семья» в размере 100 000 (сто тысяч) рублей; семьям при рождении (усыновлении) в них после 1 января 2012 года третьего и каждого последующего ребенка размер регионального капитала «Семья» увеличивается до 200 000 (двухсот тысяч) рублей, при условии направления 100 000 (сто тысяч) рублей на улучшение жилищных условий; право на дополнительные меры социальной поддержки распространяется на семьи при рождении (усыновлении) в них ребенка (детей) по 31 декабря 2018 года включительно (ч.1); право на региональный капитал «Семья» возникает у семей, в которых оба или один из родителей постоянно проживали на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребенка, с которым связано приобретение этого права, и продолжают проживать на территории Новгородской области (ч. 2); при определении очередности рождения (усыновления) детей учитываются дети, проживающие в семье на момент подачи заявления на выдачу сертификата (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Областного закона право на получение средств регионального капитала «Семья» подтверждается сертификатом; сертификат выдается при условии, что на момент подачи заявления о его выдаче семья имеет не менее трех детей, включая совершеннолетних, которые на момент рождения (усыновления) ребенка, с которым возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, были несовершеннолетними.
Одним из оснований для отказа в выдаче сертификата, согласно п.1 ч. 3 ст. 4 того же Областного закона №997-03 является отсутствие права на региональный капитал «Семья» в соответствии с настоящим Областным законом.
Исходя из смысла приведенных положений Областного закона № 997-03 для получения сертификата на региональный капитал «Семья» оба или один из родителей должны постоянно проживать на территории Новгородской области не менее двух лет до рождения ребенка не сами по себе, а в составе семьи, претендующей на региональный капитал. Иное понимание областного закона исказило бы смысл и предназначение указанной меры социальной поддержки как предназначенной для многодетных семей и необоснованно бы расширило круг лиц, имеющих право на ее получение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проживала на территории Новгородской области не в составе семьи, имеющей право (в том числе потенциально в будущем) на региональный капитал «Семья», указанный период не может быть засчитан ей при исчислении необходимого двухлетнего срока проживания на территории Новгородской области в целях получения сертификата на указанный региональный капитал.
Постоянное же проживание истицы на территории Новгородской области с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, дня рождения третьего ребенка <данные изъяты>, не образует необходимый двухлетний срок проживания истицы, как родителя (члена семьи) на территории Новгородской области.
При таких обстоятельствах, у семьи ФИО1 отсутствует право на региональный капитал «Семья», что в соответствии с п.1 ч. 3 ст. 4 Областного закона «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области» является основанием для отказа в выдаче сертификата.
Нарушений порядка принятия Учреждением решения об отказе в выдаче сертификата, судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения искового заявления ФИО1 к ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» о признания отказа в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» незаконным, обязании принятия решения о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» о признания отказа в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» незаконным, обязании принятия решения о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня вынесения.
Председательствующий: Э.И. Габидулина