Дело №2- 1847/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2020 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ершовой Н.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Диланян К.А.,
с участием Орского межрайонного природоохранного прокурора Турбина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Новотроицкое предприятие промышленного железнодорожного транспорта» об обязании устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды АО «Новотроицкое предприятие промышленного железнодорожного транспорта», в ходе которой были выявлены нарушения в сфере охраны атмосферного воздуха. Проверкой установлено, что основным видом деятельности указанного предприятия АО «НППЖТ» является деятельность железнодорожного транспорта, грузовые перевозки. С целью осуществления указанной деятельности АО «НППЖТ» эксплуатирует объекты негативного воздействия: Депо Новотроицк, код объекта №, являющееся объектом 2 категории негативного воздействия на окружающую среду (федеральный экологический надзор), расположенный <...> и Депо Орск, код объекта №, являющееся объектом 2 категории негативного воздействия на окружающую среду (федеральный экологический надзор), расположенный <...>. График работы АО «НППЖТ» 8 часовой, 250 дней в году.
В 2017 году АО «НППЖТ» разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 21 июня 2018 ответчиком получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданное Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области.
Согласно вышеуказанным документам АО «НППЖТ» на эксплуатируемых объектах негативного воздействия эксплуатируются следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
-Депо Новотроицк: № Труба вытяжная, № Оконный проем, № Оконный проем, № Ворота, № Ворота, № Ворота, № Неорганизованный, № Неорганизованный, № Неорганизованный;
- Депо Орск: № Вытяжная труба, № Оконный проем, № Дверной проем, № Ворота, № Неорганизованный, № Неорганизованный, № Неорганизованный, № Неорганизованный. От вышеуказанных источников в атмосферный воздух выбрасывались множественные загрязняющие вещества.
Таким образом, с 01.01.2019 по настоящее время ответчиком осуществлялась хозяйственная деятельность, связанная с эксплуатацией стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории объекта негативного воздействия: Депо Новотроицк, код объекта № и Депо Орск, код объекта № в отсутствии разработанных и согласованных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий;
- разработанного порядка получения предупреждений и перехода в период неблагоприятных метеорологических условий на заданные режимы работы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам АО «НППЖТ».
24 августа 2020 года в адрес генерального директора АО «НППЖТ» внесено представление, по результатам которого вышеуказанные нарушения не устранены. Выявленные нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор просит суд, признать деятельность АО «НППЖТ» не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользования при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории объекта негативного воздействия: Депо Новотроицк, код объекта №, являющегося объектом 2 категории негативного воздействия на окружающую среду (федеральный экологический надзор), расположенный <...> и Депо Орск, код объекта №, являющегося объектом 2 категории негативного воздействия на окружающую среду (федеральный экологический надзор), расположенный <...> в отсутствии:
-разработанных и согласованных с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий;
- разработанного порядка получения предупреждений и перехода в период неблагоприятных метеорологических условий на заданные режимы работы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам АО «НППЖТ».
Обязать ответчика в срок до 01 октября 2021 года:
- разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории объекта негативного воздействия:
- разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок получения предупреждений и перехода в период неблагоприятных метеорологических условий на заданные режимы работы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам АО «НППЖТ».
Орский межрайонный прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования полном объеме, по основаниям указанным в иске.
Представитель АО «НППЖТ» в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором признает исковые требования прокурора, обязуется устранить указанные нарушения закона в срок до 01.10.2021.
Суд, выслушав пояснения Орского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ч.1ст.39 Закона №7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 263 утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области.
Согласно п.2 Порядка – порядок является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании п.6 Порядка юридические лица и ИП, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с РД 52.04-52-85. Разработка мероприятий проводится как для действующих, так и для проектируемых объектов хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.8 Порядка юридические лица и ИП согласовывают разработанные мероприятия в периоды неблагоприятных метеорологических условий с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Согласно п.11 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, утверждают приказом порядок получения предупреждений и перехода в период НМУ на заданные режимы работы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий при НМУ по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема и передачи предупреждений о НМУ. Текст предупреждения о НМУ фиксируется в специальном журнале и незамедлительно доводится до сведения лиц, ответственных за проведение мероприятий в периоды НМУ.
Информация о принятых мерах по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух в периоды НМУ фиксируется в специальном журнале.
Из материалов дела следует, что с 01.01.2019 по настоящее время ответчиком осуществляется хозяйственная деятельность, связанная с эксплуатацией стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории объектов негативного воздействия: Депо Новотроицк, код объекта № и Депо Орск, код объекта № в отсутствии разработанных и согласованных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий;
- разработанного порядка получения предупреждений и перехода в период неблагоприятных метеорологических условий на заданные режимы работы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам АО «НППЖТ». Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются и признаются.
24 августа 2020 года в адрес генерального директора АО «НППЖТ» внесено представление, по результатам которого вышеуказанные нарушения не устранены. Выявленные нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Требования прокурора являются законными и обоснованными, сроки устранения выявленных нарушений действующего законодательства признаются судом разумными и справедливыми.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать деятельность АО «Новотроицкое предприятие промышленного железнодорожного транспорта» не соответствующей требованиям законодательства об охране окружающей среды и природопользования при эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории объекта негативного воздействия: Депо Новотроицк, код объекта №, являющегося объектом 2 категории негативного воздействия на окружающую среду (федеральный экологический надзор), расположенный <...> и Депо Орск, код объекта №, являющегося объектом 2 категории негативного воздействия на окружающую среду (федеральный экологический надзор), расположенный <...> в отсутствии:
-разработанных и согласованных с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий;
- разработанного порядка получения предупреждений и перехода в период неблагоприятных метеорологических условий на заданные режимы работы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам АО «НППЖТ».
Обязать АО «Новотроицкое предприятие промышленного железнодорожного транспорта» в срок до 01 октября 2021 года:
- разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории объекта негативного воздействия: Депо Новотроицк, код объекта №, расположенный <...> и Депо Орск, код объекта №, расположенный <...>.
- разработать в соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок получения предупреждений и перехода в период неблагоприятных метеорологических условий на заданные режимы работы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам АО «НППЖТ», при эксплуатации источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории объекта негативного воздействия: Депо Новотроицк, код объекта №, расположенный <...> и Депо Орск, код объекта №, расположенный <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Г. Ершова
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2020 года.
Судья: Н.Г. Ершова