ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1847/2015 от 20.01.2016 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2-89/2016 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Представитель департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к Линёву П.В. о взыскании в окружной бюджет субсидии, предоставленной ему как индивидуальному предпринимателю, в сумме 824 862 руб. 28 коп. по тем основаниям, что 22 декабря 2014 года между ними был заключен договор о предоставлении субсидии, по условиям которого истец произвел ответчику перечисление субсидии в указанной сумме на возмещение затрат, понесенных последним при уплате процентов по кредитам, ответчик, в свою очередь, должен был предоставить истцу документы, подтверждающие целевое использование субсидии, однако свои обязательства не исполнил.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен. В ходатайстве от 19 января 2016 года и.о. директора департамента Крылова Н.В. просила рассмотреть дело без их участия, на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.Ответчик Линёв П.В. исковые требования не признал и пояснил, что в связи с прекращением предпринимательской деятельности и созданием им ООО "ЯмалТрансГруз", он передал последнему свои права и обязанности, возникшие по договору о предоставлении субсидии. В свою очередь, юридическое лицо, законным представитель которого он является, обязательства перед департаментом экономики ЯНАО исполнило, документы, подтверждающие целевое использование субсидии, представило.

Суд, выслушав ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 19 Закона ЯНАО от 26 ноября 2013 года № 118-ЗАО "Об окружном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" для исполнения полномочий автономного округа, осуществляемых в виде оказания государственной поддержки юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг в составе расходов окружного бюджета учтены виды субсидии.

Порядок предоставления субсидий, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается постановлениями Правительства автономного округа (ч. 2 ст. 19 названного Закона).

Из п. 10 ст. 10 Закона ЯНАО от 19 ноября 2014 года № 87-ЗАО "Об окружном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, предоставляются в случаях, порядке, установленных постановлениями Правительства автономного округа.

В целях реализации государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1111-П, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением от 14 сентября 2012 года № 751-П утвердило Порядок субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, на строительство для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), далее по тексту Порядок.

Данный Порядок разработан в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).

Субсидии предоставляются СМП на конкурсной основе за счет средств окружного бюджета и (или) федерального бюджета (в случае поступления таких средств), предусмотренных на реализацию соответствующего мероприятия с учетом требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Организатором конкурса и главным распорядителем средств окружного бюджета и (или) федерального бюджета (в случае поступления таких средств), предусмотренных на реализацию мероприятия, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, является департамент экономики автономного округа (далее - государственный заказчик).

Из материалов дела следует, что по результатам конкурса в рамках постановления Правительства ЯНАО от 14 сентября 2012 года № 751-П, между департаментом экономики автономного округа и индивидуальным предпринимателем Линёвым П.В. 22 декабря 2014 года был заключен договор №185ДЭ на предмет предоставления Департаментом ответчику средств окружного бюджета в виде субсидии в размере 824 862 руб. 28 коп. для гашения кредита либо процентов по кредиту по заключенному между ОАО "Сбербанк России" и ИП Линёвым П.В. кредитному договору № 375 от 13 декабря 2013 года.

Подписанный между государственным заказчиком и ИП Линёвым П.В. договор явился основанием для перечисления 23 декабря 2014 года на счет ответчика субсидии в указанном выше размере, что подтверждено платежным поручением, имеющимся в деле.

В соответствии с п. 2.2.1 указанного договора документами, подтверждающими целевое использование субсидии, являются: копия платежного поручения по гашению кредита либо гашения процентов по кредиту по договору № 375 от 13 декабря 2014 года, копия штатного расписания, приказы о приеме на работу в 2015 году сотрудников (водителей), копия акта об объеме выполненных работ в 2015 году, произведенных по договору на транспортировку грунта для строительства объектов "Южно-Тамбейского месторождения".

Как следует из материалов дела, целевое использование субсидии индивидуальным предпринимателем Линёвым П.В. в установленный договором срок до 01 июля 2015 года, а также на день разрешения спора доказательно не подтверждено.

Более того, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 06 февраля 2015 года ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.

В силу п.п. 2.2.2 и 2.2.3 договора о предоставлении субсидии ответчик обязался вернуть субсидию или часть субсидии в случае нецелевого использования или неполного использования субсидии.

Доказательств возврата суммы субсидии или ее части ответчиком не представлено.

Согласно п.1 ст.407 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Прекращение гражданином предпринимательской деятельности не является основанием для прекращения гражданско-правового обязательства.

28 апреля 2015 года истцом ответчику направлено уведомление о предоставлении документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору, 12 октября 2015 года ответчику направлено требование о возврате суммы субсидии, однако до настоящего времени возврат субсидии не произведен.

В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Обсуждая доводы ответчика о передаче всех прав и обязанностей по договору о предоставлении субсидии ООО "ЯмалТрансГруз", которое им учреждено и чьи права и интересы от представляет без доверенности, суд находит их несостоятельными.

В силу п. 1 ст. 391 Гражданского кодекса РФ перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником. В обязательствах, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен по соглашению между кредитором и новым должником, согласно которому новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника.

Согласно п. 2 ст. 391 Гражданского кодекса РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным.

Статьей 392.2 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что долг может перейти с должника на другое лицо по основаниям, предусмотренным законом. Для перехода долга в силу закона не требуется согласие кредитора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.

Таких оснований для перехода долга по соглашению или в силу закона судом не установлено.

Кроме того, постановление Правительства ЯНАО от 14 сентября 2012 года № 751-П не предусматривает возможность перевода долга по договору о предоставлении субсидии.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования департамента экономики автономного округа о взыскании с Линёва П.В. субсидии в размере 824 862 руб. 28 руб. подлежащими полному удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, положениями ст. 333.19 НК РФ, суд взыскивает с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 11 448 руб. 62 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа к Линёву Павлу Валентиновичу удовлетворить.

Взыскать с Линёва П.В. в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа субсидию по договору от 22 декабря 2014 года в размере 824 862 руб. 28 коп.

Взыскать с Линёва П.В. в соответствующий бюджет госпошлину в размере 11 448 руб. 62 коп.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22 января 2016 года.

Судья: