ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1847/2021 от 21.10.2021 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1847/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кумертау 21 октября 2021 года

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,

с участием истца Барановского С.А., его представителя, адвоката Чепурова Д.В., представившего удостоверение <...> и ордер <...> от <...>,

представителя ответчика АО «КумАПП» - Мансуровой Д.Л., действующей на основании доверенности от <...>,

при секретаре Янбековой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барановского С.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, Акционерному обществу «Кумертауское авиационное производственное предприятие» о признании незаконным в части решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, включении в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, определенных периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности внести корректирующие сведения о периодах трудовой деятельности, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Барановский С.А. обратился в суд с указанным выше иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <...> (далее по тексту ГУ – ОПФ РФ по РБ), Акционерному обществу «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (далее по тексту АО «КумАПП»), мотивируя свои требования тем, что решением ГУ - УПФ РФ в <...> РБ от <...> за <...> ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как работнику лётно-испытательного состава, по его заявлению от <...>

Непрерывный период его трудовой деятельности с <...> по <...> в должности ведущего инженера по лётным испытаниям воздушных судов (далее - ведущий инженер по ЛИ ВС) АО «КумАПП» был исчислен Пенсионным фондом с непонятной разбивкой на отдельные периоды, как стаж работы в должностях, предусмотренных пунктом «б» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...> (далее - Положение <...>). По смыслу названного решения Пенсионный фонд сослался на сведения индивидуального персонифицированного учета.

С указанным решением, а также со сведениями индивидуального персонифицированного учёта, которые представило АО «КумАПП» в Пенсионный фонд относительно его спецстажа, не согласен.

По мнению обоих ответчиков его трудовую деятельность следует оценивать в соответствии с пп. «б» пункта 3 названного Положения. Принципиальный подход специалистов ГУ – УПФ РФ в <...> к применению названного Положения заключается в том, что в пп. «а» п. 3 названного Положения предусмотрены должности «ведущих инженеров-испытателей всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа», в то время как в наименовании его должности слово «испытатель» отсутствует, а, следовательно, по их мнению, его должность относится к должностям, именованным в пп. «б» п. 3 этого Положения.

Относительно спорных периодов трудовой деятельности в его трудовой книжке имеются следующие записи:

<...> от <...> - «Принят ведущим инженером по летным испытаниям ВС в цех 10»;

<...> от <...> - «Ведущему инженеру по летным испытаниям ВС присвоен 2 класс»;

<...> от <...> - «Присвоена квалификация ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов первого класса»;

<...> от <...> - «Переведен в цехе 10 ведущим инженером по летным испытаниям воздушных судов первого класса».

С <...> по <...> он обучался на курсах повышения квалификации в школе лётчиков-испытателей им. Федотова, что подтверждается соответствующим свидетельством.

По окончанию обучения в названной школе он был аттестован соответствующей комиссией Федерального агентства по промышленности (Роспром). После чего приказом Роспрома <...> от <...> ему была присвоена квалификация «Ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов II класса».

В соответствии с названным приказом ему было выдано свидетельство ведущего инженера по ЛИ ВС серии I-В <...> от <...>, действие которого неоднократно продлевалось.

Приказом по ФГУП КумАПП <...> от <...> «О допуске к полётам ведущего инженера по ЛИ Барановского С.А.» было приказано: разработать и утвердить программу полетов по вводу меня в строй и проверке на рабочем месте, начальнику цеха 10 З. обеспечить выполнение полетов по программе моей подготовки на рабочем месте.

Со дня издания данного приказа на него была заведена летная книжка, в соответствии с Положением о которой (выдержка из которого имеется в самой лётной книжке): «Летная книжка заводится на летный состав при принятии его на лётную работу в экспериментальную авиацию на основании приказа о назначении на должность».

В последующем, в соответствии со своей должностью, он ежегодно привлекался к испытательным полетам.

Также следует отметить, что в той же школе летчиков-испытателей в 2016 году он ещё раз обучался на курсах повышения квалификации, после чего приказом Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторга России) от <...> за <...> ему была присвоена квалификация «Ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов I класса». Запись об этом имеется в свидетельстве ведущего инженера по ЛИ ВС серии I-B <...> от <...>, а также - в трудовой книжке и в летной книжке. После чего, приказом АО «КумАПП <...> от <...> он был переведен на должность ведущего инженера по ЛИ ВС 1 класса.

После получения оспариваемого решения ГУ – УПФ РФ в <...> он обратился в АО «КумАПП» с запросом на предоставление индивидуальных сведений о трудовой деятельности. В ответ АО «КумАПП» представило откорректированные в 2021 году индивидуальные сведения застрахованного лица, в которых в аналогичной таблице, в графе «Условия для досрочного назначения» «Основание (код)» был указан шифр «ИТСИСП». Ранее – до корректировки, этот код имел значение ЛЕТИСП.

Указанные действия ответчика АО «КумАПП», необоснованно скорректировавшего в 2021 году сведения о его стаже, и предоставившего их в УПФ, безусловно, влекут нарушение его пенсионных прав, поскольку из таких действий АО «КумАПП» следует, что весь спорный период его трудовой деятельности в должности ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов, как занятого летными испытаниями авиационной техники и входящего в состав штатного летного экипажа, непосредственно выполняющего испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов, была отнесена к иной категории работников, которым досрочная пенсия назначается в ином, менее льготном порядке.

В силу перечисленных обстоятельства и норм материального права весь период его трудовой деятельности в указанной должности с <...> по <...> (до дня обращения в ГУ – УПФ РФ в <...> с заявлением о назначении пенсии), поскольку ежегодно в течение всего периода он осуществлял лётные испытания, следует оценивать по пп. «а» п. 3 Положения 384.

В силу п. 4 того же Положения «При исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается: один год работы в должностях, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний».

Календарный срок указанного периода составляет 13 лет. Соответственно – зачёту в стаж подлежат 26 лет, что превышает на 1 год требуемый 25-летний стаж.

Для подготовки и составления данного искового заявления, представительства его интересов на суде он обратился за юридической помощью к адвокату. Затраты на оплату указанной помощи составили 30 000 руб. Также при подаче искового заявления им была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. Данные затраты являются для него процессуальными издержками, подлежащими возмещению ответчиками, в случае удовлетворения искового заявления.

Просит признать незаконными действия ответчиков: ГУ – УПФ РФ в <...> и АО «КумАПП» по отнесению его трудовой деятельности за период с <...> по <...> в должности ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов к трудовой деятельности категории лиц, предусмотренных подпунктом «б» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>; признать, что его трудовая деятельность за указанный период относится к категории лиц, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 названного Положения, а именно, как относящаяся к ведущим инженерам-испытателям всех наименований, занятых летными испытаниями авиационной техники, входящих в состав штатного летного экипажа, непосредственно выполняющих испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов; признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в <...><...> от <...> в части: исчисления стажа его работы за указанный период в должности ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов АО «КумАПП», как в должностях, предусмотренных пп. «б» п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>; обязать ГУ – УПФ РФ в <...> исчислить его трудовой стаж за период с <...> по <...> в соответствии с пп. «а» п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>, для целей его включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ГУ – УПФ РФ в <...> назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента обращения за ней - с <...>; обязать АО «КумАПП» предоставить в ГУ – УПФ РФ в <...> корректирующие сведения о периодах его трудовой деятельности с <...> по <...>, как деятельности лиц, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>, а именно, как относящейся к ведущим инженерам-испытателям всех наименований, занятых летными испытаниями авиационной техники и входящих в состав штатного летного экипажа, непосредственно выполняющим испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов; взыскать в равном долевом соотношении с указанных ответчиков судебные расходы: 300 руб. – государственная пошлина, 30 000 руб. – расходы по оплате услуг адвоката.

Истец Барановский С.А. и его представитель Чепуров Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, привели доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ - ОПФ РФ по РБ, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать в удовлетворении исковых требований Барановского С.А. В ранее представленном возражении на исковое заявление представитель ответчика ГУ - ОПФ РФ по РБ также просил отказать в удовлетворении исковых требований Барановского С.А. по тем основаниям, что Барановскому С.А. было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При выполнении работником видов работ, дающих застрахованному лицу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, страхователем указывается специальный код. Данный код страхователем не указывается, если условия труда не подтверждены документально, либо когда занятость работника в этих условиях не соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов. Такие сведения представляются страхователем по утвержденным формам на основании первичных документов. Специальный трудовой стаж для определения права на досрочное пенсионное обеспечение исчислен на основании представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающих налет часов за отдельные периоды, течение которых истец был занят на летно-испытательных работах в качестве ведущего инженера по летным испытаниям в ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (2008-2020 гг.). В соответствии с порядком, предусмотренным в Положении <...>, при исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава Барановскому С.А. расчет произведен как работникам инженерно-технического состава, совершающим полеты по испытаниям летательных аппаратов и оборудования (в том числе 2010 и 2011 года учтены в полуторном размере, в 2008-2009 и 2012-2020 годы учтены как отдельные периоды в календарном порядке согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета). Общая продолжительность специального трудового стажа составляет 11 лет 11 месяцев 27 дней, что менее требуемого стажа для установления пенсии по выслуге лет (не менее 25 лет). При изложенных обстоятельствах, оснований для исчисления сроков выслуги лет (один год за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний, что предусмотрено для летного состава) не имеется.

Представитель ответчика АО «КумАПП» Мансурова Д.Л. в судебном заседании признала исковые требования Барановского С.А., пояснила, что в период с <...> по <...> ответчиком АО «КумАПП» в ПФР предоставлялись формы СЭВ-СТАЖ на Барановского С.А. с указанием сведений, в том числе, по коду ЛЕТИСП – летно-испытательный состав. При обращении истца в Пенсионный фонд о назначении пенсии была проведена сверка по налету часов, выявлены расхождения по налету счетов, в связи с чем, была произведена корректировка формы по налету часов, применен код ЛЕТИСП. В дальнейшем в соответствии с письмом Пенсионного фонда АО «КумАПП» провело корректировки форм за период с 2008 по 2020 годы с указанием кода ИТСИСП.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с <...> Федеральным законом от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Право на страховую пенсию по старости, как установлено ст. 8 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно ст. 31 ч.ч. 1,2 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 7.2 Федерального закона от <...> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости либо к страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Постановлением Совмина РСФСР от <...><...> утвержден Порядок назначения и выплаты пенсий работникам летно-испытательного состава (далее - Порядок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <...><...> «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава» установлено, что при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом, а также трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от <...> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от <...><...>, которое утратило силу с <...>, за исключением п. п. 3 - 5.

Исчисление периодов работы (деятельности) производится в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 указанного Положения.

Пунктом 3 Положения <...> установлен перечень работников летно-испытательного состава. Перечень включает три категории летно-испытательного состава, имеющих право на выслугу лет по рассматриваемому основанию, при этом работники всех этих категорий участвуют в испытательных полетах, выполняя при этом различные функции в ходе полета, а именно: а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, к которому отнесены летчики (пилоты)-испытатели, бортинженеры-испытатели, ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики-испытатели, бортэлектрики-испытатели, бортрадисты-испытатели, бортоператоры-испытатели, парашютисты-испытатели; б) инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их система, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники: инженеры, техники, механики, операторы и экспериментаторы всех наименований; в) работники, проводящие инспектирования летного состава в испытательных полетах, а также лица, осуществляющие руководство летно-испытательными службами и участвующие в испытательных полетах в качестве члена экипажа летательного аппарата (при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).

Таким образом, перечень работников летно-испытательного состава, непосредственно выполняющих испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, определен законодательно в подпункте «а» пункта 3 названного Положения.

К ним отнесен летный состав, непосредственно выполняющий летные полеты, по исчерпывающему перечню должностей, приведенному в подпункте «а» пункта 3.

Анализ вышеприведенных законоположений позволяет сделать вывод, что под непосредственным выполнением испытательного полета понимается осуществление полета в должностях летного состава (подпункт «а» пункта 3).

В числе других в этот перечень включены ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа.

Инженерно-технический состав, указанный в подпункте «б» пункта 3 Положения <...>, к которому отнесены инженеры всех наименований, совершает полеты по испытаниям (исследованиям).

В силу пункта 4 Положения <...> при исчислении сроков выслуги лет для назначения пенсии работникам летно-испытательного состава считается: один год работы в должностях, указанных в пп. «а» п. 3 настоящего Положения, - за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний.

В соответствии с пунктом 9 Раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от <...><...>н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются для работников летного состава - трудовой книжкой и на основании летной (парашютной) книжки. В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке; для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

В соответствии с пунктом 1.4.2 Приказа Министра авиационной промышленности СССР от <...><...> к летному составу летно-испытательных подразделений предприятий Министерства относятся: летчик-испытатель, штурман-испытатель, бортрадист-испытатель, бортинженер-испытатель, бортмеханик-испытатель, бортэлектрик-испытатель, бортоператор-испытатель. дельтапланерист-испытатель, другие специалисты-испытатели (ведущий инженер по летным испытаниям ВС и др.), выполняющие обязанности в полете в соответствии с действующим на период испытаний РЛЭ на специально оборудованных рабочих местах. Указанные лица летного состава составляют штатный испытательный экипаж воздушного судна. Конкретный состав экипажа определяется конструкцией ВС.

Судом установлено, что <...> истец Барановский С.А. обратился в ГУ – УПФ РФ в <...> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – УПФ РФ в <...><...> от <...> истцу Барановскому С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы не менее 25 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

При этом периоды работы истца Барановского С.А. в должности ведущего инженера по летным испытаниям в АО «КумАПП» с <...> по <...>, с 08 по <...>, с 04 марта по <...>, с 28 июля по <...>, с 01 октября по <...>, с 01 января по <...>, с 01 по <...>, с 09 июля по <...>, с 17 по <...>, с 20 августа по <...>, с 29 сентября по <...>, с 01 января по <...>, с 10 марта по <...>, с 15 апреля по <...>, с 13 июля по <...>, с 01 января по <...>, с 24 марта по <...>, с 29 апреля по <...>, с 10 по <...>, с 29 июня по <...>, с 04 июля по <...>, с 04 по <...>, с 11 августа по <...>, с 01 января по <...>, с 22 февраля по <...>, с 24 по <...>, с 31 августа по <...>, с 04 по <...>, с 11 сентября по <...> исчислены ГУ - УПФ РФ в <...> в соответствии с п.п. «б» п. 3 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>.

С учетом изложенного, пенсионным органом определено наличие у истца Барановского С.А. страхового стажа 17 лет 5 месяцев 22 дня, стажа на соответствующих видах работ – 11 лет 11 месяцев 27 дней.

С указанным выше решением ГУ – УПФ РФ в <...> суд согласиться не может в силу следующего.

В силу ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Из трудовой книжки истца Барановского С.А. следует, что <...> Барановский С.А. принят на должность ведущего инженера по летным испытания воздушных судов в цех <...> АО «КумАПП», <...> присвоена квалификация ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов 2 класса, <...> квалификация ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов 1 класса, <...> переведен в цехе <...> на должность ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов 1 класса.

Факт присвоения Барановскому С.А. указанных выше квалификаций подтверждается приказом Федерального агентства по промышленности (Роспром) <...> от <...>, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации <...> от <...>, приказом АО «КумАПП» <...> от <...>.

Сторонами не оспаривалось, что цех <...> АО «КумАПП», в котором истец Барановский С.А. осуществляет трудовую деятельность, является летно-испытательной станцией.

В соответствии с Положением <...> «О летно-испытательной станции (цех <...>)» АО «КумАПП», утвержденном <...>, летно-испытательная станция (ЛИС) является самостоятельным структурным подразделением общества.

В функции летно-экспериментальной службы входят, в том числе:

- участие специалистов (определяется приказом управляющего директора при создании испытательной бригады на каждый вертолет) в организации наземных и летных испытаний серийных (модифицированных, ремонтных) вертолетов в соответствии с программами действующих в АО «КумАПП» техническими условиями, методическими указаниями разработчика вертолета и введенными в действие на АО «КумАПП» профилями;

- участие начальника летно-экспериментальной службы (ЛЭС), имеющего действующее свидетельство ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов, допущенного к полетам по результатам ежегодного медицинского освидетельствования, и ведущих инженеров по летным испытаниям всех наименований, допущенных к полетам по результатам ежегодного медицинского освидетельствования, в проведении наземных и летных испытаний по программам предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых, сертификационных и других видов испытаний в составе летного экипажа на штатных рабочих местах воздушного судна.

Согласно должностной инструкции ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов 1 класса (цех <...>) ОАО «КумАПП», утвержденной <...>, в должностные обязанности ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов 1 класса входит:

- участие в организации летных испытаний серийных ВС в соответствии с программами действующих технических условий, методическими указаниями разработчика и утвержденными профилями предъявительских испытательных полетов;

- участие в работе методического совета авиационной организации по рассмотрению программ испытаний и методического обеспечения их выполнения;

- разработка (при необходимости) плана-графика испытаний в соответствии с утвержденной программой и участие в разработке сметы и другой необходимой документации;

- разработка профилей приемо-сдаточных, периодических испытаний серийных ВС и полетных заданий;

- участие в предварительной и предполетной подготовках экипажа ВС, проработка с ним заданий на испытательные полеты и организация проведения разборов полетов;

- ведение дневника ведущего инженера и другой установленной учетно-отчетной документации по выполненным испытаниям и осуществление мероприятий по обеспечению режима секретности;

- анализ результатов испытательных полетов по отчетам экипажа ВС и данным системы объективного контроля, системы бортовых измерений (при ее наличии на ВС);

- участие в оформлении отчётно-технической документации по результатам выполнения испытательных полетов серийных ВС.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> приказано разработать и утвердить программу полетов по вводу в строй и проверке на рабочем месте ведущего инженера по летным испытаниям Барановского С.А., с обеспечением выполнения полетов по программе подготовки ведущего инженера по летным испытаниям Барановского С.А. на рабочем месте, с назначением Барановского С.А. в составе основного экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> Барановский С.А. допущен к испытательным полетам с рабочего места оператора на вертолетах типа <...> и их модификациях в составе экипажа в качестве ведущего инженера по ЛИ ВС 2 класса.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> Барановский С.А. допущен к испытательным полетам с рабочего места на вертолетах типа <...> и их модификациях.

Из сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица Барановского С.А. за 2008 год следует, что специальный трудовой стаж Барановского С.А., как ведущего инженера по летным испытаниям, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, исчисляется работодателем АО «КумАПП» с <...>.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> Барановский С.А. допущен к испытательным полетам и перелетам на вертолете <...> на специально оборудованном месте ведущего инженера по ЛИ.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> Барановский С.А. допущен к испытательным полетам и перелетам на вертолетах <...> в составе экипажа днем по минимуму погоды КВС.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> Барановский С.А. допущен к испытательным, тренировочным полетам и перелетам в составе экипажа на рабочем месте штурмана-оператора на вертолетах Ка-27М днем и ночью по минимуму погоды КВС.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для проведения наземных и летных испытаний вертолета <...><...> создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для проведения наземных и летных испытаний вертолета <...><...> создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – заместитель руководителя бригады, члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для проведения наземных и летных испытаний вертолета <...> создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – члена экипажа - дублер.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по системам.Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном <...> и испытания по программе <...> ОАО «Камов» создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. – помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном <...> в период с 22 по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном <...> и дополнением к <...> в период с 12 по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения на вертолете <...><...> наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном <...> в период с 05 по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных испытаний на вертолете Ка-3211ВС <...> в период с 04 по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном техническими условиями 323.0000.0000.000ТУ в период с 14 по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном техническими условиями Ка-32С в период с 26 января по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном техническими условиями <...> и 3<...>.0000.000ДТУ в период с 29 января по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном техническими условиями <...> и 3<...>.0000.000ДТУ в период с 23 августа по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по системам.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета <...><...> в объеме, установленном техническими условиями <...> и <...> в период с 96 ноября по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний в объеме, установленном техническими условиями Ка-32С в период с 05 по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - руководителя испытательной бригады - члена экипажа - дублера.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских испытаний вертолета <...><...> после капитального ремонта в объеме, установленном техническими условиями ТУ-501 в период с 29 августа по <...>, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - члена экипажа - дублера.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета <...><...> в объеме, установленном техническими условиями Ка32А11ВС, с <...> создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - руководителя испытательной бригады - члена экипажа - дублера.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета <...><...> в объеме, установленном техническими условиями ТУ Ка-31, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-226.80 <...> в объеме, установленном техническими условиями <...>, с <...> создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ систем - члена экипажа - дублера.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-27ПС <...> в объеме, установленном техническими условиями ТУ Ка-27ПС, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ систем - члена экипажа.

Приказом ОАО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-27ПС <...> в объеме, установленном техническими условиями ТУ Ка-27ПС, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа - дублера.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-29 в объеме, установленном техническими условиями, с <...> создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний модернизированного вертолета Ка-27М <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний модернизированного вертолета Ка-27М <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ систем – члена экипажа - дублера.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-226Т <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-27М <...> (1609) в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС – помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-27М <...> (1408) в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - члена экипажа - дублера.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-226Т <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - члена экипажа - дублера.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-27М <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-32А11ВС <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-226Т <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа - дублера.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-32А11ВС <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-27М <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-31 <...> в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Приказом АО «КумАПП» <...> от <...> для выполнения наземных и летных предъявительских и приемосдаточных испытаний вертолета Ка-27М <...> (16-11) в объеме, установленном техническими условиями, создана испытательная бригада в составе, в том числе, Барановского С.А. ведущего инженера по ЛИ ВС - помощника руководителя испытательной бригады - члена экипажа.

Факт участия Барановского С.А. в испытательных налетах на воздушных суднах также подтверждается корешками полетных листов, летной книжкой Барановского С.А.

<...> истцу Барановскому С.А. было выдано свидетельство ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов <...>, которое давало ему право на участие в летных испытаниях воздушных судов. Срок действия свидетельства ежегодно продлевался с 2005 года до <...>.

В соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что истец Барановский С.А. в периоды с <...> по <...>, занимая должность ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов, был непосредственно занят в летных испытаниях авиационной техники и входил в состав штатного летного экипажа, в течение года проводил летные испытания, что дает ему право на назначение страховой пенсии как работнику летного состава, непосредственно выполняющему испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов, и исчислении его стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с п.п. «а» п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от <...><...>, как один год работы за два года.

Совокупность представленных в материалы дела доказательств подтверждает факт непосредственного участия истца Барановского С.А. в спорные периоды в испытательных полетах на штатном рабочем месте члена летного состава воздушного судна в должности ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний и выполнении установленной нормы налета часов.

Доводы ответчика ГУ – ОПФ РФ по РБ о том, что занимаемая истцом Барановским С.А. должность относится к инженерно-техническому составу, поименованному в п.п. «б» п. 3 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР <...> от <...>, судом отклоняются.

Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от <...><...> утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР.

Пунктом 3.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР предусмотрено, что специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, подтверждается: для работников летного и летно-испытательного состава - летной (парашютной) книжкой; для работников инженерно-технического состава авиации - трудовой книжкой, а также уточняющими справками предприятий (объединений) и организаций о непосредственной занятости на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Согласно летной книжке Барановского С.А., в течение спорных периодов работы Барановским С.А. ежегодно проводились летные испытания, которые подтверждены записями в летной книжке, в том числе сведениями об учете полетов за период с 2008 года по 2020 год.

Из свидетельства ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов <...> следует, что Барановский С.А. имеет допуск к летным испытаниям с 2005 года по настоящее время.

Согласно части 3 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации на период проведения испытаний экспериментального воздушного судна состав его экипажа определяется разработчиком данного воздушного судна.

Анализ Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от <...><...>, позволяет сделать вывод, что под непосредственным выполнением испытательного полета понимается осуществление полета в должностях летного состава (подпункт «а» пункта 3 Положения).

К летному составу экипажа относятся лица, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушных судов и их оборудования. В числе других в этот перечень включены ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа.

Инженерно-технический состав, указанный в подпункте «б» пункта 3 Положения <...>, к которому отнесены инженеры всех наименований, совершает полеты по испытаниям (исследованиям), сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники.

Участие инженерно-технического состава при проведении испытательных полетов допускается в качестве специалиста, но не члена экипажа, непосредственно выполняющего управление воздушным судном.

Из Положения <...> «О летно-испытательной станции (цех <...>)» АО «КумАПП», утвержденного <...>, следует, что в функции летно-экспериментальной службы входит участие начальника летно-экспериментальной службы (ЛЭС), имеющего действующее свидетельство ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов, допущенного к полетам по результатам ежегодного медицинского освидетельствования, и ведущих инженеров по летным испытаниям всех наименований, допущенных к полетам по результатам ежегодного медицинского освидетельствования, в проведении наземных и летных испытаний по программам предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых, сертификационных и других видов испытаний в составе летного экипажа на штатных рабочих местах воздушного судна.

Таким образом, должность ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов входит в группу летного состава, непосредственно выполняющие испытательные полеты на штатных рабочих местах воздушного судна.

Следовательно, истец Барановский С.А., являясь работником летно-испытательного состава, занимал должность, которая включена в п.п. «а» пункта 3 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсии работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от <...><...>.

Кроме того, документальное подтверждение непосредственной занятости работника в летных испытаниях (исследованиях) в числе летного состава (в составе штатного летного экипажа летательного аппарата) по пп. «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от <...><...>, относится к компетенции работодателя. Как было приведено выше, материалами дела подтверждается, что в оспариваемый период истец Барановский С.А. ежегодно проходил медицинское обследование и комиссией ВЛЭК был признан годным к летной работе в качестве члена летного экипажа, и в указанный период времени участвовал в полетах именно в качестве члена летного экипажа согласно распоряжениям работодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу о неправомерности отнесения пенсионным органом должности истца Барановского С.А. к техническому составу, поименованному в подп. «б» п. 3 Положения <...>.

При таком положении, должность истца Барановского С.А. как ведущего инженера по летным испытаниям дает ему право на назначение пенсии как работнику летно-испытательного состава, поскольку в период работы истец Барановский С.А. занимался летно-испытательной работой, имел соответствующее свидетельство, был занят летными испытаниями авиационной техники и входил в состав штатного летного экипажа.

С учетом изложенного, подтверждается наличие у истца Барановского С.А. на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии <...> стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет (за исключением следующих дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: <...>, <...>, <...>, 22-<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, 03-<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, 09-<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, 02.-<...>, 02-<...>, <...>), в связи с чем, у истца Барановского С.А. возникло право на назначение страховой пенсии по ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судом также установлено и следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, что работодателем АО «КумАПП» в ГУ – ОПФ РФ по РБ были представлены сведения о периодах трудовой деятельности истца Барановского С.А. с 2008 года по 2020 год по коду ИТСИСП - Инженерно-технический состав, совершающий полеты по испытаниям.

Истцом Барановским С.А. заявлено исковое требование о предоставлении в пенсионный орган корректирующих сведений о периодах его трудовой деятельности с <...> по <...>, как о деятельности лиц, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>, а именно, как относящейся к ведущим инженерам-испытателям всех наименований, занятых летными испытаниями авиационной техники и входящих в состав штатного летного экипажа, непосредственно выполняющим испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании представитель ответчика АО «КумАПП» Мансурова Д.Л. признала исковые требования Барановского С.А. в указанной части.

Признание ответчиком АО «КумАПП» исковых требований Барановского С.А. принято судом, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, признание иска заявлено ответчиком добровольно, последствия признания иска разъяснены и понятны.

При этом суд учитывает, что в настоящее время ГУ – УПФ РФ в <...> по РБ реорганизовано путем присоединения к ГУ – ОПФ РФ по РБ, в связи с чем, корректирующие сведения о периодах трудовой деятельности Барановского С.А. с <...> по <...> подлежат предоставлению АО «КумАПП» в ГУ – ОПФ РФ по РБ.

Согласно ст. 22 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом стажа работы истца Барановского С.А., право на назначение пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникло у Барановского С.А. с момента обращения за указанной пенсией, т.е. с <...>, следовательно, с указанной даты истцу Барановскому С.А. должна быть назначена пенсия за выслугу лет.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которых истцу отказано.

При подаче иска истцом Барановским С.А. понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В связи с удовлетворением заявленных исковых требований, данные расходы подлежат возмещению ответчиками в долевом соотношении, по 150 рублей каждым ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности рассмотрения дела, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в гражданском процессе.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Квитанцией об оплате юридических услуг <...> от <...> подтверждается факт оплаты Барановским С.А. услуг представителя в размере 30 000 рублей.

Учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно размера указанной суммы, исходя из принципа разумности и объема проведенной представителем истца по настоящему делу работы, количества проведенных по делу судебных заседаний, характера и сложности спора, принципа соразмерности и разумности, суд приходит к выводу о взыскании с каждого из ответчиков в пользу истца в возмещение расходов по оплате услуг представителя в полном размере, в сумме 15 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Барановского С.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <...>, Акционерному обществу «Кумертауское авиационное производственное предприятие» о признании незаконным в части решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, включении в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, определенных периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности внести корректирующие сведения о периодах трудовой деятельности, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> Республики Башкортостан и Акционерного общества «Кумертауское авиационное производственное предприятие» по отнесению трудовой деятельности Барановского С.А. за период с <...> по <...> в должности ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов к трудовой деятельности категории лиц, предусмотренных подпунктом «б» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>.

Признать, что трудовая деятельность Барановского С.А. за указанный период относится к категории лиц, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 названного Положения, а именно, как относящаяся к ведущим инженерам-испытателям всех наименований, занятых летными испытаниями авиационной техники, входящих в состав штатного летного экипажа, непосредственно выполняющих испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <...> Республики Башкортостан <...> от <...> в части исчисления стажа работы Барановского С.А. за указанный период в должности ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов Акционерного общества «Кумертауское авиационное производственное предприятие», как в должностях, предусмотренных пп. «б» п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <...> исчислить трудовой стаж Барановского С.А. за период с <...> по <...> (за исключением следующих дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: <...>, <...>, <...>, 22-<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, 03-<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, 09-<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, 02-<...>, 02-<...>, <...>), в соответствии с пп. «а» п. 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...> для целей его включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по ч. 1 ст. 31 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Отказать в удовлетворении требования о включении в трудовой стаж Барановского С.А. работы в должности ведущего инженера по летным испытаниям воздушных судов следующих дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы: <...>, <...>, <...>, 22-<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, 03-<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, 02-<...>, 02-<...>, <...>.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <...> назначить Барановскому С.А. досрочную страховую пенсию по старости с <...>.

Обязать Акционерное общество «Кумертауское авиационное производственное предприятие» предоставить в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <...> корректирующие сведения о периодах трудовой деятельности Барановского С.А. с <...> по <...>, как о деятельности лиц, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от <...><...>, а именно как относящейся к ведущим инженерам-испытателям всех наименований, занятых летными испытаниями авиационной техники и входящих в состав штатного летного экипажа, непосредственно выполняющим испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов

Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <...> в пользу Барановского С.А. в возмещение понесенных судебных расходов сумму в размере 15 150 рублей.

Взыскать с Акционерного общества «Кумертауское авиационное производственное предприятие» в пользу Барановского С.А. в возмещение понесенных судебных расходов сумму в размере 15 150 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его составления судом в окончательной форме.

Председательствующая подпись

<...>

<...>

<...>