Дело № 2-1847/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 27 мая 2022 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Гараньковой О.А.,
при секретаре Удаловой М.С.,
с участием представителя истца помощника Хабаровского транспортного прокурора Болтовского В.Р., представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тындинского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Тындинский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к отрытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») с вышеуказанным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных исковых требований, что в апреле 2021 года прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале <адрес> региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и иных нормативных актов в данной сфере. Установлено, что на железнодорожном вокзале <адрес> переход с высокой платформы на низкую не оборудован пандусом, виадук для перехода на 2 и 3 железнодорожные пути не оборудован подъемной платформой или лифтом, доступным для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения. Несоблюдение требований законодательства нарушает права людей с ограниченными возможностями, являющихся пассажирами, на обеспечение беспрепятственного доступа в здание железнодорожного вокзала на станции Тында. Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки Тындинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с участием начальника железнодорожного вокзала <адрес>. Необходимость оборудовать на железнодорожном вокзале <адрес> переход с высокой платформы на низкую пандусом, а также оборудовать виадук для перехода на 2 и 3 железнодорожные пути подъемной платформой или лифтом, доступным для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения, также подтверждается обращением Тындинской городской местной организации Амурской областной региональной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» об обеспечении беспрепятственного доступа на железнодорожный вокзал Тында. По выявленным нарушениям законодательства Тындинским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ начальнику Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов внесено представление №, согласно ответа на которое реализация проекта «Адаптация вокзальных комплексов для использования маломобильными группами населения» перенесена на 2022 год. Таким образом, до настоящего времени, нарушения не устранены. По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника железнодорожного вокзала Тында прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ - уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, которое направлено в Дальневосточное управление железнодорожного надзора для рассмотрение по существу. ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным управлением железнодорожного надзора начальник вокзала <адрес> привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей. Постановление о назначении административного наказания не оспаривалось, возражения по существу выявленных нарушений не поступали, штраф оплачен в полном размере. Просил обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать на железнодорожном вокзале <адрес> переход с высокой платформы на низкую пандусом, в соответствии с требованиями пп. 5.1.7, 5.1.15, 5.1.16 СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудовать виадук для перехода на 2 и 3 железнодорожные пути подъемной платформой или лифтом, доступным для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования, просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать на железнодорожном вокзале <адрес> переход с высокой платформы на низкую пандусом, в соответствии с требованиями пп. 5.1.11, 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16, 5.1.17 СП № 5913330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудовать виадук для перехода на 2 и 3 железнодорожные пути подъемной платформой или лифтом, доступным для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения.
В судебном заседании представитель истца помощник Хабаровского транспортного прокурора Болтовский В.Р. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске. Пояснил, что ссылка ответчика на наличие дополнительного пешеходного перехода через 1 путь на 2 платформу (низкую), в обход высокой платформы, является несостоятельной, так как указанный проход не предназначен для движения пассажиров, является технологическим проходом, предназначенным для нужд работников железнодорожного транспорта, обслуживающих железнодорожные пути, находится на балансе Тындинской дистанции пути - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признал, суду пояснил об обстоятельствах, изложенных в письменных возражениях, указав, что к путям 2 и 3 проход может осуществляться через пешеходный настил, виадук не используется. В 2023 году запланировано проведение реконструкции пешеходного моста, будет выполнена единая платформа без перехода с высокой платформы на низкую.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Обязательное наличие пандусов предусмотрено нормативными правовыми актами.
Обязательное наличие пандуса предусмотрено, в частности, на вокзалах (п. 9.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утв. Приказом Минтранса России от 06.11.2015 N 329).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о защите инвалидов в случаях, если существующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Для соблюдения прав инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) разработан свод правил СП № 5913330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
В пунктах 5.1.11, 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16, 5.1.17 СП № 5913330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» закреплены требования к пандусам и платформам.
В частности, покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается (п.5.1.11).
У внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать:
- пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;
- платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м (допускаются лифты);
- лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.
В районах северной строительно-климатической зоны строительства по СП 131.13330 применение платформ подъемных с вертикальным перемещением в неотапливаемой шахте не допускается. Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1. (п.5.1.14).
На участках пешеходных путей с максимальной расчетной интенсивностью движения пешеходов в двух направлениях до 2400 чел./ч ширину прохожей части пандуса, применяемого совместно с лестницей, назначают по расчету согласно СП 42.13330 и СП 35.13330, но не менее 0,9 м, а при интенсивности движения пешеходов более 2400 чел./ч - не менее 1,8 м. (п.5.1.15).
Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее:
- на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 x 1,8 м;
- при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 x 1,5 м.
На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. (п.5.1.16).
Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11. В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм. При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения - 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути (п.5.1.17).
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанность по оснащению объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями для инвалидов с целью создания условий доступности на объекты транспортной инфраструктуры, а также к предоставляемым ОАО "РЖД" услугам возложена на собственника объекта, т.е. на ОАО "РЖД".
В судебном заседании установлено, что на железнодорожном вокзале <адрес> переход с высокой платформы на низкую не оборудован пандусом, виадук для перехода на 2 и 3 железнодорожные пути не оборудован подъемной платформой или лифтом, доступным для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки Тындинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с участием начальника железнодорожного вокзала <адрес> и фототаблицей к нему, письмом Тындинской городской местной организации Амурской областной региональной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ№ об обеспечении инвалидам беспрепятственного доступа на железнодорожный вокзал Тында.
Тындинским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ начальнику Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов внесено представление №, согласно ответа на которое реализация проекта «Адаптация вокзальных комплексов для использования маломобильными группами населения» перенесена на 2022 год.
До настоящего времени, нарушения не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника железнодорожного вокзала Тында прокурором возбуждалось дело об административном правонарушении по ст. 9.13 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным управлением железнодорожного надзора начальник вокзала <адрес> привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей. Постановление о назначении административного наказания не оспаривалось, вступило в законную силу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанный в иске прокурора объект транспортной инфраструктуры - вокзал станции Тында и прилегающая к вокзалу территория (переход с высокой платформы на низкую, виадук), собственником которых является ОАО "РЖД", не имеет указанных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов, что не отвечает требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить срок для производства работ, применительно к рассматриваемому делу, с учетом конкретных установленных обстоятельств, объема, характера и сложности выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и обеспечения безопасности и пресечения тяжких последствий - 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы ответчика о том, что в соответствии с ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ положения части 1 статьи 15 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, к числу которых вокзал станции Тында не относится, не создают оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Обязанность организаций, осуществляющих производство транспортных средств, а также транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивать оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами, установлена частью 7 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из которой не следует, что она должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов.
Иные приведенные доводы, в том числе запланированная в 2023 году реконструкция пешеходного моста, в результате которой будет выполнена единая платформа без перехода с высокой платформы на низкую, наличие пешеходного настила к путям 2 и 3, интенсивность движения поездов, не освобождают ответчика от обязанности обеспечить оборудование перехода с высокой платформы на низкую пандусом, виадука для перехода на 2 и 3 железнодорожные пути - подъемной платформой или лифтом. При этом суд принимает во внимание, что указанный ответчиком проход с пешеходным настилом не предназначен для движения пассажиров, является технологическим проходом, предназначенным для нужд работников железнодорожного транспорта, обслуживающих железнодорожные пути.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Тындинского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, оборудовать на железнодорожном вокзале <адрес> переход с высокой платформы на низкую пандусом, в соответствии с требованиями пп. 5.1.11, 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16, 5.1.17 СП № 5913330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», оборудовать виадук для перехода на 2 и 3 железнодорожные пути подъемной платформой или лифтом, доступным для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна: О.А.Гаранькова
Мотивированное решение составлено: 03.06.2022.
Решение вступило в законную силу _________________Судья: О.А.Гаранькова |
УИД: 77RS0016-02-2021-032263-89
Подлинник решения находится в материалах дела № 2-1847/2022
Центрального районного суда г.Хабаровска
Секретарь с/з: