Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-1848/10
Решение
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А., при секретаре Нефедове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 01 июля 2010 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о взыскании недостающей суммы субсидии для приобретения жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что ему как инвалиду 2-ой группы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 статья 14 пункт 2 (в ред. Закона Р.Ф. от 18 июня 1992г. №3061-1) гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства Р.Ф. от 29 декабря 2004 года № 866 «О порядке обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» и приравненных к ним лиц», ответчиком - Министерством жилищно-коммунального комплекса Омской области ему был выдан Сертификат-свидетельство серия ЧС № от 16 февраля 2006г.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 15 ноября 2006г. указанный сертификат-свидетельство признан недействительным в связи с неправильным определением размера субсидии и возвращён ответчику 20 июля 2007 года после вступления решения суда в законную силу.
8 октября 2007г. Министерством жилищно-коммунального комплекса Омской области ему было выдано Свидетельство (о предоставлении гражданину и членам его семьи субсидии на строительство, реконструкцию или приобретение жилого помещения) за № на сумму 1 298 461 (один миллион двести девяносто восемь тысяч четыреста шестьдесят один) руб. Свидетельство было выдано согласно Указу Губернатора Омской области от 6 сентября 2005г. № 103 «О порядке обеспечения жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, проживающих в Омской области».
Размер субсидии был рассчитан ответчиком с учетом уже имеющейся у его дочери в собственности доли в квартире по адресу г. Омск, в размере19.73 кв.м. и составил 1298560.78 руб.
Считал, что размер жилой площади, определённый ответчиком, рассчитан неправильно.
По договору участия в долевом строительстве № от 17 октября 2007г., зарегистрированному в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области, номер регистрационного округа № от 21.11.2007г., peг. номер №, им приобретена в строящемся 5-ти этажном доме 2-х комнатная квартира общей площадью 50кв.м за 1 238 200 (один миллион двести тридцать восемь тысяч двести) руб. Однако, по его мнению, согласно Указу Губернатора от 6 сентября 2005г. № 103, ему положена квартира общей площадью на трех человек не менее 54 кв.м. (с учетом дополнительной площади 9кв.м. - 63кв.м.). Сумма субсидии должна рассчитываться следующим образом: 63кв.м х 30 040.69руб. х 99.9% = 1890670,8 руб.
Разница в недоплате по Свидетельству № от 8 октября 2007г. составляет: 1890670,8 руб. - 1238200руб. = 652 470,8 руб.
Поскольку свидетельство было выдано только на двоих человек без учета малолетнего ребёнка - ФИО2, имеющей долю в жилом помещении в размере 19.73 кв.м., было нарушено право ребёнка проживать с родителями.
Согласно Указу Губернатора от 6.07.2005г. № 103 пункт 24 при наличии у гражданина и членов его семьи в собственности жилого помещения, размер субсидии рассчитывается, исходя из расчетной стоимости жилого помещения, определяемой как стоимость площади жилого помещения, недостающей до площади жилого помещения, указанной в абзаце первом пункта 23 настоящего Положения.
Исходя из буквального толкования пункта 24 Положения, он подлежит применению только в случае наличия жилого помещения в собственности гражданина-получателя свидетельства и членов его семьи.
Просил суд обязать ответчика - Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области выплатить ему недостающую сумму субсидии в размере 652470,8 руб. для приобретения жилого помещения большей площади, чем по Договору участия в долевом строительстве от 17 октября 2007г. №
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала изложенные в письменном отзыве доводы.
Указала, что расчет размера субсидии истцу производился в соответствии с разделом 3 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан из числа участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, проживающих на территории Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 6 сентября 2005 года № 103 (в редакции, действовавшей на момент выдачи Свидетельства о предоставлении субсидии).
У дочери истца - ФИО2 на момент выдачи Свидетельства о предоставлении субсидии имелась в общей долевой собственности 1/3 доля квартиры, состоящей из четырех комнат, общей площадью 59.20 кв.м., расположенная по адресу:
На момент расчета размера субсидии стоимость 1 кв. м составляла 30 040,69 рублей на основании данных Федеральной службы государственной статистики территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области на II квартал 2007 года, поскольку постановлением Федеральной службы государственной статистики от 28 июня 2006 года № 30 установлено, что юридические лица предоставляют квартальные отчеты о сведениях, об уровне цен на рынке жилья до 1 числа после отчетного периода, то есть в III квартале 2007 года только формируется стоимость 1 кв.м. за II квартал 2007 года.
Учитывая вышеизложенное, расчет размера субсидии производился следующим образом: S общ. = 59,2 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права); S в собственности дочери 1/3 доли = 59,2 кв.м : 3 = 19,73 кв.м. Норма предоставления 18 кв.м х 3 чел. состав семьи = 54 кв.м 54 кв.м - 19,73 кв.м = 34,27 кв.м.; 34,27 кв.м + 9 кв.м.= 43,27 кв.м. - расчет предоставления с учетом дополнительной площади. Размер субсидии составляет: 43,27 кв.м х 30040,69 руб. х 99,9 % = 1 298 560, 78 руб.
Представители Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, Департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом 2 группы (л.д. 5, 16).
Истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений постановлением Главы администрации КАО г. Омска от 29.07.1997 года.
01.12.2005 года ФИО1 обратился с заявлением в Министерство строительства и ЖКК на получение субсидии для приобретения жилья.
16.02.2006 года ФИО1 выдан государственный жилищный сертификат-свидетельство о выделении субсидии на приобретение жилья на сумму 478116 руб.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 15 ноября 2006 года по делу иску ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании действий незаконными и возмещении морального вреда, уточненным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 07 марта 2007 года, действия Министерства по определению размера субсидии по государственному жилищному сертификату-свидетельству на сумму 478.116 руб., выданному ФИО1, признаны незаконными; суд обязал Министерство выдать ФИО1 жилищный сертификат на получение субсидии, рассчитанный на дату выдачи сертификата согласно постановлению Правительства РФ № 866 от 29 декабря 2004 года (л.д. 60-65).
Указанное решение суда вступило в законную силу 07 марта 2007 года.
21 января 2010 года в Центральный районный суд г. Омска поступило заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о прекращении исполнительного производства по указанному гражданскому делу.
В обоснование заявления указано, что согласно вышеназванному решению суда ответчик был обязан выдать ФИО1 жилищный сертификат на получение субсидии, согласно требованиям постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц", утратившего силу с 01 января 2008 года. Исполнительный лист был выдан судом 14 марта 2007 года. После вступления в силу постановления Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" средства федерального бюджета и бланки сертификатов на реализацию постановления Правительства РФ № 866 от 29 декабря 2004 года не выделялись, в связи с чем исполнить решение суда не представляется возможным.
На основании заявления ФИО1 и протокола заседания комиссии Администрации КАО г. Омска от 02 декабря 2005 года заявитель был включен в список получателей субсидий, выделяемых из областного бюджета, в рамках реализации Указа Губернатора Омской области от 06 сентября 2005 года № 103 «О порядке обеспечения жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, проживающих на территории Омской области».
В рамках реализации указанной программы ФИО1 08 октября 2007 года было выдано свидетельство о предоставлении гражданину и членам его семьи субсидии на строительство, реконструкцию или приобретение жилого помещения № в сумме 1.298.461 руб.
В случае выдачи ФИО1 государственного жилищного сертификата по постановлению Правительства РФ №, размер субсидии составил бы меньшую сумму. В связи с указанным предоставление истцу субсидии по нормам Указа Губернатора Омской области от 06 сентября 2005 года № 103 не ущемляет гражданских прав ФИО1
17 октября 2007 года между ФИО1, министерством и ООО «Российско-Казахстанский Альянс «Содружество» заключен договор участия в долевом строительстве №, зарегистрированный в УФРС по Омской области, согласно которому министерство перечислило денежные средства для строительства квартиры истца.
03 сентября 2008 года ФИО1 снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с отсутствием возможности предоставить субсидию в рамках постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 866, ссылаясь на п.п. 2 п.1 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 439 ГПК РФ, заявитель просил прекратить исполнительное производство, возбужденное по гражданскому делу № 2-610/06.
Определением Центрального районного суда г. Омска от 20 апреля 2010 года исполнительное производство от 18 ноября 2008 года № №, возбужденное на основании решения Центрального районного суда города Омска от 15 ноября 2006 года по делу по иску ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании действий незаконными и возмещении морального вреда прекращено (л.д. 111-112).
Судом при вынесении определения установлено, что согласно подп. «в» п. 3 постановления Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" при реализации в 2006 году мероприятий указанной подпрограммы применяются сформированные в 2005 году: сводные списки граждан - получателей субсидий, составленные в соответствии с Правилами обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866, в части категорий граждан, указанных в подпункте "е" пункта 5 Правил, утвержденных настоящим постановлением.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц" утратило силу с 01 января 2008 года.
Установлено, что 18 ноября 2008 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП по Омской области ФИО4 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по вышеуказанному решению суда №
16 августа 2007 года ФИО1 обратился с заявлением в министерство строительства и ЖКХ, в котором просил включить его в сводный список получателей субсидий в рамках Указа Губернатора Омской области № 103 от 06 сентября 2005 года, в 2007 году.
08 октября 2007 года ФИО1 на состав семьи из трех человек выдано свидетельство о предоставлении гражданину и членам его семьи субсидии на строительство, реконструкцию или приобретение жилого помещения № в порядке вышеназванного Указа Губернатора в размере 1.298.461 руб. (л.д. 66).
Указанное свидетельство истцом получено, что не оспаривается в судебном заседании.
17 октября 2007 года между ФИО1, Министерством и ООО «Российско-Казахстанский Альянс «Содружество» заключен договор участия в долевом строительстве №, зарегистрированный в УФРС по Омской области, согласно которому министерство перечислило денежные средства в сумме 1.240.200 руб. для строительства квартиры истца застройщику.
В судебном заседании установлено, что на момент возбуждения исполнительного производства нормативный акт, указанный в решении суда, утратил силу; свидетельство о предоставлении субсидии выдано взыскателю на основании иной нормы права, на что от взыскателя возражений не поступило.
Сумма субсидии, указанная в свидетельстве от 08 октября 2007 года, оспорена ФИО1 в рамках настоящего дела.
Из материалов дела видно, что размер субсидий определялся ответчиком в соответствии с пунктами 22 - 25 Указа, в редакции, действующей на момент расчета, исходя из числа членов семьи ФИО1 (жена - ФИО5 и несовершеннолетняя дочь - ФИО2). При определении субсидии учитывалась площадь, предоставляемая на каждого члена семьи - 18 кв.м.
Поскольку ФИО2 имеет в собственности 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 59,2 кв.м, расположенную по адресу: , т.е. в ее собственности находится 19,73 кв.м., то общая площадь предоставления ФИО1 из расчета семьи из 3 человек - 54 кв.м, с учетом площади жилья, принадлежащей ФИО2, - 34,27 кв.м. + 9 кв.м. дополнительная площадь = 43,27 кв.м. Из указанной площади истцу рассчитана субсидия.
Согласно пункту 23 Положения «О порядке обеспечения жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, проживающих на территории Омской области» расчетная стоимость жилого помещения определяется как произведение площади жилого помещения (минимальной площади жилого помещения с учетом численного состава семьи и дополнительной жилой площади) и стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в домах типовых серий улучшенной планировки (на первичном рынке жилья) в населенном пункте по месту жительства гражданина за последний отчетный квартал по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
При наличии у гражданина и членов его семьи в собственности жилого помещения размер субсидии рассчитывается, исходя из расчетной стоимости жилого помещения, определяемой как стоимость площади жилого помещения, недостающей до площади жилого помещения, указанной в абзаце первом пункта 23 настоящего Положения (п. 24 Положения).
Мотивируя решение, суд приходит к выводу о том, что сумма субсидии в размере 1298560,78 руб. истцу рассчитана верно.
При расчете суммы субсидии 1/3 доля в праве общей долевой собственности на четырехкомнатную квартиру общей площадью 59,2 кв.м, расположенную по адресу: принадлежащая несовершеннолетней дочери истца ФИО2 (л.д. 98), правильно учтена ответчиком в соответствии с п.п. 23,24 Положения «О порядке обеспечения жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, проживающих на территории Омской области».
Соглашаясь с расчетом, суд исходит также из того, что права несовершеннолетнего ребенка на совместное проживание с родителями, во всяком случае, не нарушены, поскольку сертификат-свидетельство выдан ФИО1 на состав семьи из 3-х человек, в том числе, на его несовершеннолетнюю дочь, с последующим оформлением в собственность квартиры на всех членов семьи.
Довод ФИО1 о том, что гражданин-получатель субсидии или член его семьи должен иметь в собственности целое жилое помещение, а не долю в нем, основан на ошибочном толковании закона.
Доля ребенка в праве собственности на квартиру по адресу: также может быть собственником реализована с вложением средств от ее продажи в приобретаемое жилье.
В данной связи у суда оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1 о взыскании с Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области недостающей суммы субсидии для приобретения жилого помещения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о взыскании недостающей суммы субсидии для приобретения жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательном виде.
Судья Сибул Ж.А.