ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1848/15 от 04.03.2015 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

№2-1848/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2015 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре Бедаревой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании приказа органа местного самоуправления, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с заявлением об оспаривании приказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства .... (далее по тексту - Комитет, КЖКХ ....) об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении.

В обоснование требований указал на то, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает вместе с супругой ФИО14 и несовершеннолетними детьми ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно с родственницей заявителя – ФИО6, в принадлежащей ей квартире по адресу: .... на безвозмездной основе без регистрации до ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанное жилое помещение принадлежит ФИО6 на праве собственности, заявитель и его члены семьи прав в отношении данного объекта не имеют. Факт проживания заявителя и его членов семьи установлен решением <данные изъяты> суда .... от ДД.ММ.ГГГГ, что является подтверждением проживания заявителя и членов его семьи по адресу: .... С ДД.ММ.ГГГГ заявитель и его супруга зарегистрированы по месту пребывания. В связи с намерением заявителя и его супруги участвовать в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы он (заявитель) обратился в Комитет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГФИО2 и членам его семьи отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся. Просил признать приказ Комитета об отказе в признании нуждающимися в жилом помещении незаконным, возложить на комитет обязанность по рассмотрению заявления ФИО2 и членов его семьи о признании нуждающимися в жилом помещении для включения в число участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы.

Заявитель ФИО2 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить, поддерживал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель заявителя ФИО10 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что доля истца в праве собственности на жилое помещение менее установленной в Алтайском крае учетной нормы. Заявитель фактически проживает в ...., поэтому Комитет при принятии решения должен принимать во внимание принцип оседлости, свободы передвижения, права выбора места жительства, также указывала на отсутствие предусмотренной законодательством обязанности по регистрации по месту пребывания в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Заинтересованное лицо ФИО11 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть без ее участия.

Представитель заинтересованного лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства .... в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором полагал, что заявление ФИО2 не подлежит удовлетворению, полагали отказ Комитета законным и обоснованным, поскольку при обращении ФИО2 представлены документы, не подтверждающие место жительства на территории .....

При указанных обстоятельствах на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая – либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом разъяснений, содержащихся в п.п.2,25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по правилам, установленным главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К вопросам местного значения относится, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, для включения в число участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, в связи с отсутствием жилого помещения (п.3 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Данные полномочия отнесены к комитету жилищно – коммунального хозяйства г. Барнаула, являющегося в силу Устава муниципального образования муниципального округа – города Барнаула органом местного самоуправления, в связи с чем его действия могу быть оспорены в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом разъяснений, содержащихся в п.п.25,28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

О незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Комитет жилищно-коммунального хозяйства .... с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для включения в число участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы, представив одновременное с заявлением, в том числе свидетельство о регистрации права собственности жилого помещения по месту пребывания заявителя, выписку из домовой книги по месту пребывания, копию решения <данные изъяты> суда .... от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о регистрации по месту пребывания заявителя и членов его семьи, выписки из домовых книг по месту регистрации заявителя и его супруги, а также правоустанавливающие документы на жилые помещения по месту их регистрации, справки о наличии или отсутствии жилых помещений по месту регистрации и по месту пребывания на заявителя и членов его семьи, справки Росреестра об отсутствии жилых помещений.

Приказом комитета жилищно – коммунального хозяйства .... от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как сам заявитель зарегистрирован по адресу: ...., супруга ФИО11 зарегистрирована по адресу: ...., с места жительства детей документы не представлены (регистрация заявителя и членов его семьи по месту пребывания по адресу: ...., не рассматривается как место жительства, решением <данные изъяты> районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания по данному адресу до ДД.ММ.ГГГГ), документы с указанного в заявлении адреса места жительства (....) не представлены.

Суд соглашается с доводами заявителя о незаконности данного приказа.

Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства ...., утв. решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года N 694, относится к полномочиям указанного органа.

В силу указанной нормы принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Закон Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" для признания нуждающимся в жилом помещении гражданин предоставляет, в том числе копии паспортов всех членов семьи, копии документов, подтверждающих состав семьи.

При отсутствии специальных норм о лицах относящихся к членам семьи заявителя, следует руководствоваться положениями ст.ст.31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что членами семьи является, в том числе проживающий совместно с собственником либо нанимателем супруг, а также его дети.

Судом установлено, что между ФИО2 и ФИО4ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак, после регистрации брака супруге присвоена фамилия ФИО12, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 и ФИО11 имеют несовершеннолетних детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> сельсовета ....), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС администрации ....).

Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания ФИО2, ФИО11 и их детей ФИО7, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ....

С ДД.ММ.ГГГГФИО2, ФИО11 зарегистрированы по указанному адресу по месту пребывания.

Их несовершеннолетние дети зарегистрированы по тому же адресу по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение по .... принадлежит на праве собственности ФИО6, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО6. показала, что ФИО12 являются ее знакомыми, проживают у нее с ДД.ММ.ГГГГ постоянно в ...., ФИО2 работает в ...., с ними проживают их несовершеннолетние дети ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Бюджет у нее с ФИО12 раздельный.

Из представленной трудовой книжки ФИО2 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает в Филиале ОАО «<данные изъяты>», находящемся в .....

Из представленной справки, выданной МБОУ «<данные изъяты>» .... от ДД.ММ.ГГГГследует, что несовершеннолетний ФИО7 обучается в указанном образовательном учреждении, период обучения включает с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Супруга ФИО11 в настоящее время осуществляет уход за малолетней дочерью ФИО5, проживает совместно с супругом, не трудоустроена.

Совокупностью вышеизложенных доказательств подтверждается факт постоянного проживания ФИО2 и членов его семьи: ФИО11, ФИО7, ФИО5 в ...., в связи с чем обращение ФИО12 в орган местного самоуправления по месту своего жительства для постановки на учет в качестве нуждающихся является правомерным.

С учетом разъяснений пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Наличие у ФИО2 регистрации по адресу: ....; супруги ФИО11 регистрации по адресу: ...., само по себе не означает место жительства ФИО2, ФИО11, а также их несовершеннолетних детей по указанным адресам (что не позволяло бы им быть принятым на учет в качестве нуждающихся в ....).

Согласно сведениям Росреестра за 5 лет, представленным при обращении ФИО2 с заявлением, жилые помещения в собственности ФИО11, ФИО7, ФИО5 отсутствуют.

ФИО2 является собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение по ...., в ...., общей площадью <данные изъяты> кв.м.

С учетом членов семьи ФИО2 (4 человека) и общей площади жилого помещения исходя из размера доли (<данные изъяты> кв.м), ФИО2 и члены его семьи обеспечены общей площадью менее учетной нормы <данные изъяты> кв.м, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года N 294.

.... помещения по .... (где фактически проживают супруги ФИО12 и их несовершеннолетние дети) не может учитываться при расчете обеспеченности общей площадью, так как указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО6, членами семьи которой ФИО12 не являются.

Жилое помещение по месту регистрации ФИО11 также не может учитываться, так как ФИО11 в нем не проживает и членом семьи собственника данного помещения также не является.

Несмотря на отсутствие в оспариваемом приказе Комитета выводов относительно обеспеченности семьи ФИО2 общей площадью, данное обстоятельство проверено судом в целях установления того обстоятельства, нарушены ли права ФИО12 отказом в постановке на учет.

В соответствии с ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного суд, признавая приказ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возлагает на комитет жилищно – коммунального хозяйства .... обязанность повторно рассмотреть в установленном порядке заявление ФИО2 о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении.

Установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок оспаривания приказа от ДД.ММ.ГГГГ заявителем, сдавшим заявление в почтовое отделение для отправки в суд ДД.ММ.ГГГГ, не пропущен.

На основании ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" с Комитета в пользу ФИО2 подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление ФИО2 удовлетворить.

Приказ комитета жилищно – коммунального хозяйства .... от ДД.ММ.ГГГГоб отказе ФИО2 в признании нуждающимся в жилом помещении признать незаконным.

Возложить на комитет жилищно – коммунального хозяйства .... обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление ФИО2 о признании нуждающимся в жилом помещении.

Взыскать с комитета жилищно – коммунального хозяйства .... в пользу ФИО2 судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>