ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1849/19 от 25.06.2020 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-216/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области 25 июня 2020 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Скоробогатовой Е.И.,

при секретаре Мозжевой С.Л.,

с участием представителя истца комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГП.Т.Г.,

ответчика Д.А.А. и его представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГВД.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Д.А.А. об изъятии земельного участка путем продажи с публичных торгов, в связи с его неиспользованием по целевому назначению,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратился в суд к Д.А.А. с иском об изъятии из собственности путем продажи с публичных торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> путем продажи с публичных торгов в связи с его неиспользованием по целевому назначению.

В обоснование требований указано, что Д.А.А. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, территория администрации Краснопахаревского сельского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по Ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областями и республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора) было проведено обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , в ходе которого установлено, что указанный участок зарос травяной растительностью. Зарастание участка многолетними сорняками, кустарником и деревьями свидетельствовало о длительном не возделывании земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции. По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Управления Россельхознадзора, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Д.А.А. по части 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора ФИО1 А.Е. Д.А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Управлением Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республики Калмыкия неоднократно проводились проверки на предмет использования принадлежащих земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которых установлено неиспользование собственником земельного участка с кадастровым номером , по целевому назначению в нарушение части 2 статьи 7, статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2.61 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области (утв. Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года № 222) комитет обращается в суд с требованием о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в связи с его неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ.

Материалами проверок подтверждается факт неиспользования ответчиком земельного участка по целевому назначению.

Поскольку собственником спорный земельный участок не используется по целевому назначению, просят суд, изъять у Д.А.А. земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> путем продажи с публичных торгов.

В судебном заседании представитель истца по доверенности П.О.А. требования поддержала в полном объеме, доводы привела аналогичные изложенным в иске.

Ответчик Д.А.А. и его представитель по доверенности ВД.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объёме, поскольку считают, что истцом не доказан факт принадлежности спорного земельного участка к какому-либо виду угодий, не доказан факт неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет, а потому исковые требования не могут быть удовлетворены. Спорный земельный участок относится к естественным пастбищам, на которых проводится выпас сельскохозяйственных животных с регламентированной нагрузкой с учетом почвенно-климатических условий. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик ведет сельскохозяйственную деятельность в форме крестьянского (фермерского) хозяйства «Пахарь», согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ КФХ «Пахарь» наряду с основным видом деятельности по выращиванию зерновых культур, занимается и животноводством код вида деятельности 01.4. Согласно выписке из похозяйственней книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Краснопахаревского сельского поселения, в личном подсобном хозяйстве Д.А.А. имеется крупнорогатый скот. Указанное свидетельствует на наличие сельскохозяйственных животных, выпас которых производится, в том числе и на спорном земельном участке. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республики Калмыкия Д.А.А. был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.8 по части 2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Россельхознадзором было установлен, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , зарос травяной растительностью, среди травостоя преобладает полынь, ковыль. Зарастание вышеуказанного земельного участка многолетними сорняками указывает на длительное невозделывание. Сорные растения быстро развиваются, значительно опережая развитие культурных растений. В постановлении не отражено, в отношении какого вида сельскохозяйственного угодья проводился осмотр, не указан признак неиспользования земли. В последующем, в рамках плановых рейдовых осмотров, без взаимодействия с правообладателем земельного участка, Россельхознадзором были составлены акты плановых (рейдовых) осмотров, в которых не отражено, в отношении какого вида сельскохозяйственного угодья проводился осмотр, не указан видовой состав сорной растительности, не указан признак неиспользования земли. Согласно заключению ФГБОУВО «Волгоградский государственный аграрный университет» от ДД.ММ.ГГГГ указанная в актах осмотра травяная растительность не относится к сорным растениям, указанные растения являются кормовыми и хорошо поедаются овцами и крупнорогатым скотом, имеющийся травостой на естественных пастбищах указывает на их рациональный режим использования, животным и окружающей среде угроз не представляет. Ввиду изложенного, учитывая конкретные обстоятельства спора, с учетом того, что истцом не доказан факт неиспользования земельного участка по назначению, не установлен вид использования земли, не доказан факт неиспользования в течение трех и более лет, а также нарушен порядок изъятия, просят суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и республике Калмыкия, в судебное заседание не явился, представили заявление об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью явки в судебное заседание.

Третье лицо Г..А.И.о. в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства дела, либо возражений относительно заявленных требований не представил.

Определив в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, выслушав участников процесса, выслушав свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания прекращения права собственности на земельный участок установлены статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации: право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством.

Порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника определен в статьях 279 - 282, 284 - 286 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В частности, согласно статье 284 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент предъявления иска, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этом случае земельный участок в соответствии со статьей 286 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит продаже с публичных торгов; если собственник земельного участка не согласен с решением соответствующего органа об изъятии (продаже с торгов) земельного участка орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Из приведенных положений закона следует, что ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривают возможность принудительного прекращения прав на землю без судебного решения.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 7 ЗК РФ земли, в том числе и земли сельскохозяйственного назначения, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Статья 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует правоотношения, связанные с принудительным изъятием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при не использовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации, а также особенности приобретения прав на такие земельные участки.

В силу пункта 2 указанной статьи Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв сельскохозяйственного назначения установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года № 612 существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли: снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более; снижение кислотности в кислых почвах на 10% или более; повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более; снижение содержания подвижного фосфора на 25 % или более; снижение содержания обменного калия на 25% или более.

По смыслу пункту 5 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основанию, указанному в пункте 2 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, может осуществляться при условии не устранения правонарушения после назначения административного наказания.

Согласно пункту 6 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи (пункт 7 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ).

Из вышеприведенных норм закона следует, что основаниями для принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника являются неиспользование в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора земельного участка по целевому назначению и неустранение собственником земельного участка фактов неиспользования земельного участка по целевому назначению после назначения ему административного наказания.

При разрешении спора судом установлено, что Д.А.А. является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В рамках государственного земельного надзора ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора было выявлено неиспользование земельного участка по целевому назначению, поскольку земельный участок зарос сорной растительностью.

В связи с чем, постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора ФИО1 об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГД.А.А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено предупреждение об устранении выявленного нарушения земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора было проведено очередное обследование земельного участка с кадастровым номером , ходе обследования обнаружены признаки не использования земельного участка, а именно зарастание сорной растительностью. Указанное обстоятельство отражено в акте № BO 000029104.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора было проведено очередное обследование земельного участка с кадастровым номером , в ходе обследования обнаружены признаки не использования земельного участка, а именно зарастание сорной растительностью. Указанное обстоятельство отражено в акте № BO 000248/10.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора было проведено очередное обследование земельного участка с кадастровым номером , в ходе обследования обнаружены признаки не использования земельного участка, а именно - зарастание сорной растительностью. Указанное обстоятельство отражено в акте № BO 000256/11.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора было проведено очередное обследование земельного участка с кадастровым номером , в ходе обследования обнаружены признаки не использования земельного участка, а именно - зарастание сорной растительностью. Указанное обстоятельство отражено в акте № BO 000027104.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора было проведено очередное обследование земельного участка с кадастровым номером , в ходе обследования обнаружены признаки не использования земельного участка, а именно зарастание сорной растительностью. Указанное обстоятельство отражено в акте № BO 000100/11.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора было проведено очередное обследование земельного участка с кадастровым номером , в ходе обследования обнаружены признаки не использования земельного участка, а именно зарастание сорной растительностью. Указанное обстоятельство отражено в акте №BO 000048105.

Управлением Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республики Калмыкия неоднократно проводились проверки на предмет использования принадлежащих земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, истец считает установленным факт неиспользования Д.А.А. земельного участка с кадастровым номером по целевому назначению, что является нарушением части 2 статьи 7, статей 13, ст.42 ЗК РФ.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Д.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ ведет сельскохозяйственную деятельность в форме крестьянского (фермерского) хозяйства «Пахарь», основной вид деятельности по выращиванию зерновых культур, а также животноводство код вида деятельности 01.4.

Согласно выписке из похозяйственней книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Краснопахаревского сельского поселения, в личном подсобном хозяйстве Д.А.А. имеется крупнорогатый скот. Указанное свидетельствует о наличие сельскохозяйственных животных, выпас которых производится, в том числе, и на земельном участке с кадастровым номером

Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие установить признаки неиспользования земли в соответствии с Постановлением правительства РФ от 23 апреля 2012 № 369, поскольку в указанных актах проверок (осмотров) не имеется сведений о видах сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокос, культурный сенокос и т.п.), применительно к которым устанавливаются вышеуказанные признаки неиспользования. Из представленных материалов усматривается, что в 2018 году на спорном земельном участке производился выпас скота.

Выявленный Россельхознадзором факт зарастания травяной растительностью земельных участков сельскохозяйственного назначения без определения его вида сельскохозяйственных угодий сам по себе не может свидетельствовать о наличии признака его неиспользования в сельскохозяйственном производстве, поскольку, например, применительно к сенокосам и пастбищам данный факт не имеет правового значения.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства о наличии предписаний в адрес Д.А.А. об устранении выявленных нарушений, что имеет существенное правовое значение к порядку изъятие земли в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора согласно пункту 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Пунктом 3.1.4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30 января 2012 года № 96, установлена административная процедура выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений: в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим и физическим лицами, индивидуальным предпринимателем, в отношении которого проводилась проверка, требований земельного законодательства должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с установлением обоснованных сроков их устранения; предписание об устранении выявленных нарушений должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения, с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены; продолжительность сроков для устранения нарушения зависит от продолжительности вегетационного периода сельскохозяйственных культур, произрастающих на земельных участках земель сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, проведения юридическими и физическими лицами, индивидуальным предпринимателем полевых работ, а также площади и характера правонарушения; предписание подписывается должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, или председателем комиссии (действующий на момент проведения проверок).

В настоящее время действует Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзорному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденный приказом Россельхознадзора от 8 июля 2019 г. № 662

В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства является обязательным для исполнения с даты его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.

Исходя из вышеизложенного, следует, что вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Россельхознадзора.

Между тем, в ходе в судебного заседания установлено, что по результатам проверок какие-либо предписания в адрес Д.А.А., которыми были бы установлены мероприятия по устранению нарушений по использованию земель сельскохозяйственного назначения и срок их исполнения не выносились, доказательств обратного в силу требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца представлено не было.

Материалами дела не доказан и факт неиспользования земли по назначению в течение трех и более лет, поскольку в постановлении и актах проверок 2015 и 2017 годах, не содержится признаков неиспользования пастбищ по назначению (не производится выпас скота), в связи с чем, не могут являться доказательствами нарушения земельного законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренный законом порядок изъятия земельного участка истцом не соблюден.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что истцом не соблюдена процедура принудительного изъятия земельного участка, у суда не имеется правовых оснований для применения к собственнику Д.А.А. такой крайней меры ответственности как лишение права собственности, и удовлетворения исковых требований об изъятии из собственности путем продажи с публичных торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>

В ходе судебного разбирательства по заявлению представителя истца определением Городищенского районного суда Волгоградской области от 16 декабря 2019 года в обеспечение иска комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Д.А.А. об изъятии земельного участка и продаже с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием наложен запрет Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> совершать регистрационные действия в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Поскольку судом принято решение об отказе в иске, принятые ранее обеспечительные меры в силу статьи 144 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Д.А.А. об изъятии земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов – отказать.

Принятые определением Городищенского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в обеспечение иска комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Д.А.А. об изъятии земельного участка и продаже с публичных торгов в связи с ненадлежащим использованием, меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области совершать регистрационные действия в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> – отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 июня 2020 года.

Председательствующий Е.И. Скоробогатова