ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1849/20 от 14.01.2021 Свердловского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

2-1849/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Солнцевой Л. С.,

при помощнике ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» ФИО3,

представителя ответчика Администрации городского поселения город Алексеевка Муниципального района Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области ФИО4,

представителя третьего лица ФГБНУ «Белгородский федеральный аграрный научный центр Российской академии наук» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО6 к ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», Администрации городского поселения город Алексеевка Муниципального района Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области о взыскании убытков, причиненных в результате ДТП

УСТАНОВИЛ:

Дело инициировано иском ФИО6 в котором он, с учетом уточненных требований, просит взыскать с ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», Администрации городского поселения город Алексеевка Муниципального района Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области убытки в сумме восстановительного ремонта транспортного средства в размере 488170 рублей, утрату товарной стоимости транспортного средства в размере 57100 рублей, судебные расходы связанные с проведением экспертизы в размере 7000 рублей; расходы на оплату гос.пошлины в размере 8653 рубля.

В обоснование ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль Лада Веста 2018 года выпуска гос.рег. знак . 18.09.2019г. во время движения по автодороге Валуйки-Никитовка-Алексеевка-Красное 76км+900м. в районе опытной станции в границах черты города Алексеевка на автомобиль упало дерево и повредило его. Мотивировано тем, что ответчики бездействуя, не обеспечили своевременное удаление зеленых насаждений, создающих опасность окружающим.

В судебное заседание истец ФИО6 не явился. Обеспечил участие представителя, поддержавшего исковые требования. В обоснование пояснил, что так как упавшее дерево произрастало в границах городского округа на землях, государственная собственность на которые не разграничена, ответственность за причинённый вред должна нести Администрации городского поселения город Алексеевка Муниципального района Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области. В то же время, учитывая, что согласно Постановлению правительства Белгородской области от 27.04.2005г. №89-пп «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Белгородской области» в границах поселений размер придорожной полосы для существующих территориальных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 метров, ответственность за причиненный вред должно нести ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», так как упавшее дерево произрастало в пределах придорожной полосы.

Представитель ответчика Администрации городского поселения город Алексеевка Муниципального района Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование пояснил, что ответственность за падение дерева лежит на ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», так как на них лежит бремя содержания дороги, в том числе, в полосе отвода и придорожной полосы. Согласно п.12 государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Алексеевского района Белгородской области, в соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования от 17.03.2004г., приказом Мин.транса РФ от 16.11.2012г. №402,, содержание дороги предполагает регулярную санитарную чистку полосы отвода от древесной растительности в придорожных насаждениях.

Представитель ответчика ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» возражал против удовлетворения исковых требований. В обоснование пояснил, что ответственность за падение дерева лежит на Администрации городского поселения город Алексеевка Муниципального района Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области. Действительно, Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области приняло на себя обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Алексеевского района Белгородской области протяженностью 406,4 км. Согласно п.1 ст. 26 ФЗ от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» придорожные полосы устанавливаются для всех дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов. Дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства истца произошло на территории населенного пункта, где не может быть придорожной полосы. Согласно делу об административном правонарушении, упавшее дерево росло на расстоянии 9,5м. от края дорожного покрытия, то есть вне полосы отвода, на неразграниченных землях, распоряжение которыми лежит на администрации муниципального образования.

Представитель ФГБНУ «Белгородский федеральный аграрный научный центр Российской академии наук» пояснила, что согласно заключению специалиста б/н от 11.10.2019г., выполненного кадастровым инженером С.Е.В.., объект (пень) расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно ФГБНУ «Белгородский федеральный аграрный научный центр Российской академии наук» прав истца не нарушало.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, дело № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24.5 КоАП РФ УМВД России по г. Белгороду, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Судом установлено, что 18 сентября 2019 года в 15-35 на автодороге Валуйки-Никитовка-Алексеевка-Красное 76км.+900 м. в границах черты города Алексеевка, в результате падения дерева были причинены механические повреждения автомобилю Лада Веста 2018 года выпуска гос.рег. знак , принадлежащего ФИО6 Нарушений ПДД РФ в действиях водителя ФИО6 не выявлено. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются паспортом транспортного средства, делом № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 24.5 КоАП РФ УМВД России по г. Белгороду.

Согласно п.п. 16, 15 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ …..», полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Статьей 12 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ …..» установлены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности. Согласно п.5 указанного Закона к таким полномочиям отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значений, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 09.12.2013г. №502-пп «Об урегулировании использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений», автодорога Валуйки-Алексеевка-Красное является дорогой общего пользования межмуниципального значения, имеет протяжённость 101,9 км, относится к III категории дороги, находится в собственности Белгородской области и находится на праве оперативного управления областного государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009г. №717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее - граница полосы отвода) учитываются категории автомобильной дороги, количество полос движения, высота насыпей или глубина выемок, наличие боковых резервов, крутизна откосов земляного полотна, требования обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также другие условий.

Согласно п. 1 ст.25 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ …..», границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ …..», придорожные полосы устанавливаются для всех дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина придорожной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 Постановления правительства Белгородской области от 27.04.2005г. №89-пп «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Белгородской области», в границах поселений размер придорожной полосы для существующих территориальных автомобильных дорог устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 метров, а для строящихся - в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил.

Согласно Положению Об Управлении автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области, утверждённому Постановлением Правительства Белгородской области от 06.02.2012г. №61-пп, управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области как центральный исполнительный орган государственной власти Белгородской области, осуществляет оперативное управление сетью автомобильных дорог межмуниципального значения Белгородской области и сооружений на них, являющихся собственностью Белгородской области; обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении указанных дорог.

В ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, её сохранности с учётом перспектив развития автомобильной дороги, представляют собой придорожные полосы автомобильной дороги. Исходя из вышеизложенного, придорожная полоса является охранной зоной линейного объекта – дороги. Обязанность по созданию необходимых условий для безопасной эксплуатации дороги и, соответственно, надлежащему содержанию её охранной зоны, в том числе придорожной полосы, возлагается на лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении автомобильную дорогу.

Таким образом, в соответствии с положениями приведённых норм, ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» как владелец автодороги общего пользования межмуниципального значения, обязан не только организовывать ремонт и содержание собственно дороги в пределах полосы отвода, но и обеспечить соблюдение мер безопасности за её пределами – в придорожной полосе. С этой целью ответчик вправе осуществлять вырубку и опиловку деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, а также вырубку сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

Согласно схеме дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 18 сентября 2019 года, корень упавшего дерева располагался справа на расстоянии 9,5 м от края дороги, то есть дерево произрастало в границах придорожной полосы автомобильной дороги Валуйки-Никитовка-Алексеевка-Красное и угрожало падением на проезжую часть, поскольку высота дерева превысила расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта (дороги), что следует из предоставленного фотоматериала. Кроме того, из представленных суду фотографий видно, что упавшее дерево сухостойное, сильноослабленное, поскольку на месте излома видна трухлявая гниль.

Как пояснил представитель ответчика Контракт № заключенный ОГКУ «Управлением автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области» с ООО «Белгородстрой» устанавливает обслуживание непосредственно автомобильной дороги и полосы отвода, но не придорожной полосы.

При таких обстоятельствах, учитывая совокупность приведённых правовых норм, суд приходит к выводу, что ОГКУ «Управлением автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области» не выполнил свои обязанности по обеспечению безаварийного функционирования и созданию условий для эксплуатации автодороги Валуйки-Никитовка-Алексеевка-Красное, а именно – не осуществил вырубку или опиловку вышеуказанного дерева. Это бездействие ответчика повлекло возникновение опасной дорожно-транспортной ситуации и послужило причиной произошедшего 18 сентября 2019 года дорожно-транспортного происшествия, в результате которого автомобилю истца были причинены механические повреждения.

В этой связи суд считает, что обязанность по возмещению причинённого истцу ущерба несёт ОГКУ «Управлением автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области».

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО6 к ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», Администрации городского поселения город Алексеевка Муниципального района Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области о взыскании убытков, причиненных в результате ДТП, удовлетворить в части.

Взыскать с ОГКУ «Управлением автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области» в пользу ФИО6 убытки в сумме восстановительного ремонта транспортного средства в размере 488170 рублей, утраты товарной стоимости транспортного средства в размере 57100 рублей, судебные расходы связанные с проведением экспертизы в размере 7000 рублей; расходы на оплату гос.пошлины в размере 8653 рубля.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 26 января 2021 года.

Судья подпись Солнцева Л. С.

Решение27.01.2021