ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1849/20 от 26.03.2021 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-200/2021

Поступило в суд: 10.11.2020 г.

УИД 54RS0013-01-2020-004049-42

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2021 года город Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Уваровой Ю.В., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «Суперкасса», ПАО «Аэрофлот», Авиакомпании «KLM» о защите прав потребителя,

Установил :

ФИО2 обратилась с иском к ООО «Суперкасса» о защите прав потребителя.

В обоснование иска указала, что 19.02.2020 года истец забронировала на сайте компании ответчика ООО «Суперкасса» два авиабилета и , маршрут: Новосибирск – Порту (Португалия), Порту – Новосибирск, на имя пассажиров: ФИО3, Ч.Ю.. Брони присвоили код WGXLL2. В день бронирования истец полностью оплатила заказ путем безналичной оплаты с карты MASTERCARD в размере 70 164 руб. Истец выполнила свои обязательства по оплате, а ответчик обязан был оказать услугу авиаперевозки. Как следует из условий публичного договора-оферты на оказание услуг Агентством, Агентство обязуется оказать Заказчику услуги по бронированию, оформлению и продаже услуг третьих лиц в соответствии с условиями настоящей оферты, а Заказчик обязуется оплатить услуги по установленной стоимости. Договор считается заключенным после подтверждения Заказчиком своего согласия с его условиями, нажимая кнопку «забронировать» на этапе подтверждения заказа, после чего договор-оферта считается базовым документом в официальных взаимоотношениях между Заказчиком и Агентством. После проведения Заказчиком оплаты перевозного документа, сборов агентства и других опубликованных платежей и зачисления денежных средств на расчетный счет агентства или внесения денежных средств в кассу Агентства, договор воздушной перевозки и (или) других услуг считается заключенным.

Из копии маршрутных квитанций электронных билетов следует, что в них отсутствует информация об условиях возврата либо не возврата уплаченной суммы провозной платы за перевозку в случае отмены рейса, тем самым ответчик не представил истцу информации, касающейся наступления последствий при отмене рейса.

Ответчик свои обязательства не исполнил. 24 мая 2020 года истцом было получено СМС-сообщение от авиакомпании «Аэрофлот» об отмене рейса 06 июня 2020 года: Новосибирск – Порту (Португалия), 06 июня 2020 года было получено сообщение от авиакомпании «Аэрофлот» об отмене рейса 20 июня 2020 года Порту (Португалия) – Новосибирск.

18 мая 2020 года истец обратилась к ответчику через личный кабинет на сайте SUPERKASSA.RU с запросом на возврат денежных средств. Заявка (претензия) на возврат авиабилетов на сайте формируется автоматически, в личном кабинете доступен только номер заявки. После этого истец несколько раз обращалась к ответчику с аналогичной просьбой. Ответчик ответил, что заявление находится в специальной очереди. С даты подачи заявки и до настоящего времени денежные средства истцу не возвращены. Ответчик не представил истцу, как потребителю, информации в наглядной и доступной форме, касающейся наступления последствий при отмене рейса. Как следует из копии электронных билетов, в них не разъяснена информация, об условиях возврата уплаченной за перевозку перевозной платы, а также последствий такого возврата в соответствии с выбранными тарифами и сложившимися обстоятельствами. Ответчик указал только, что произвести возврат можно оформив заявку через личный кабинет. Истец просит взыскать с ответчика денежные средства, оплаченные за авиабилеты, в размере 70 164 руб., неустойку в соответствии с п.5 ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей» за период с 17.06.2020 года по 28.09.2020 года в размере 70 164 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1193 руб. 85 коп., денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в соответствии с требования Закона РФ «О защите прав потребителя», судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 50 000 рублей.

Определением суда от 02 февраля 2021 года к участию в деле в качестве ответчиков была привлечена авиакомпании ПАО «Аэрофлот» и «KLM» (л.д.86).

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В предварительном судебном заседании истец дополнительно пояснила, что первоначально к ответчику с заявлением о возврате денежных средств за авиабилеты она обратилась 18 мая 2020 года в связи с тем, что ей было отказано в оформлении визы по причине пандемии, а 24 мая 2020 года ей от авиакомпании ПАО «Аэрофлот» пришло СМС-сообщение об отмене рейса.

Представитель истца ФИО1, действующий на основании ордера и доверенности (л.д.59, 60), исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, приведенном выше. Настаивает на исковых требованиях к ООО «Суперкасса».

Представитель ответчика ООО «Суперкасса» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ранее представленному отзыву на исковое заявление, представитель ООО «Суперкасса» исковые требования не признает по следующим основаниям. ООО «Суперкасса» является субагентом по продаже от имени и за счет перевозчиков услуг третьих лиц (перевозчиков) на основании договора о продаже воздушных перевозок. В зону ответственности Агента/Субагента входит оказание услуг по бронированию, оформлению, продаже и возврату авиабилетов, в то время, как обязанности по исполнению договора, заключенного через Агента, несет принципал.

Истец 19.02.2020 года приобрела на сайте www.superkassa.ru авиабилеты и по маршруту: Новосибирск-Москва-Амстердам-Порту-Амстердам-Москва-Новосибирск с датой вылета 06.06.2020 года и датой обратного вылета 19.06.2020 года (совместный рейс авиакомпаний Аэрофлот и KLM). Взаимоотношения между истцом и ООО «Суперкасса» регулируются договором-офертой, размещенным на сайте ответчика в свободном доступе. Договор-оферта считается заключенным с момента нажатия заказчиком кнопки «забронировать».

В соответствии с п.1 раздела «Предмет оферты» договора-оферты Агентство обязуется оказать Заказчику услуги по бронированию, оформлению и продаже услуг третьих лиц в соответствии с условиями настоящей оферты, а Заказчик обязуется оплатить услуги по установленной стоимости. Таким образом, Агентство несет ответственность лишь за бронирование, оформление возврата и продажу авиабилета. В соответствии с п.9 раздела «Условия и порядок предоставления услуг» Договора, услуги считаются оказанными надлежащим образом и в полном объеме после отправления Заказчику на адрес электронной почты, указанной им при регистрации, маршрут-квитанции или иного документа, удостоверяющего заключение договора с третьим лицом на оказание услуг по перевозке, страхованию, размещению и другим услугам. Приобретенные авиабилеты были направлены на электронную почту истца 19 февраля 2020 года. Таким образом, договор был исполнен ответчиком надлежащим образом, договор воздушной перевозки был заключен. Ответственность за исполнение договора перед истцом в данном случае несет перевозчик – авиакомпании Аэрофлот и KLM. ООО «Суперкасса» не имеет полномочий на принятие решений о возврате/отказе в возврате перевозной платы за авиабилет, является агентом (посредником), выполняющим распоряжение перевозчика и осуществляющим лишь документарное оформление перевозок. В связи с чем, считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. 18.05.2020 года истец обратился к ООО «Суперкасса» с заявкой на оформление возврата авиабилетов, на что истцу был дан автоматический ответ об увеличенном сроке на обработку заявок на возврат. Заявка была обработана ООО «Суперкасса» и направлена перевозчику. Однако, на дату направления заявки перевозчиком была закрыта техническая возможность оформления возвратов через систему бронирования. Позднее 20.08.2020 года перевозчик направил всем агентам информацию о возможных действиях с билетами, которая незамедлительно была направлена истцу в личный кабинет:

- переоформление билета на любые даты до 30.11.2020 года без взимания штрафа авиакомпании;

-оформление ваучера на всю стоимость билета. Срок годности ваучера составляет 1 год с момента выписки. С его помощью пассажир может приобрести новый билет или дополнительные услуги авиакомпании;

- возврат билетов через запрос в авиакомпанию.

Истцу необходимо было акцептовать одно из предложений, однако, ответа от истца не поступило, заявка автоматически закрыта, ее восстановление технически невозможно. Таким образом, какие-либо действия с авиабилетами ООО «Суперкасса», как агент, могло выполнить только после акцепта истцом одной из оферт (ваучер, замена, возврат). Самостоятельно выбор агентам запрещен. В настоящий момент возможность выбора за истцом сохраняется, для чего необходимо повторно направить заявку на ваучер/обмен/возврат.

Кроме того, 08.06.2020 года принят и вступил в законную силу ФЗ №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой короновирусной инфекции», который распространяется на все договоры перевозки, подлежащий исполнению с 01.02.2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18.03.2020 года – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным перевозкам, заключенным до 01 мая 2020 года, а значит, действует в отношении договора, заключенного между истцом и авиаперевозчиками.

07.07.2020 года было опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ №991 от 06.07.2020 года «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия данного договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения или возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части». В соответствии с п.1 Положения, оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020 года по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18.03.2020 года – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020 года. При этом, согласно п.6 Положения, денежные средства за перевозку подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с момента, когда должен был быть осуществлен вылет рейса, указанного в билете. Таким образом, ни правовых, ни фактических оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель ответчика – ПАО «Аэрофлот» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлен письменный отзыв по заявленным требованиям, из которого следует, что исковые требования не признают по следующим основаниям.

В соответствии с фактическими обстоятельствами дела, авиабилеты на пассажиров ROGOV SERGEY и CHERNYSHEVA YULIA были оформлены 19.02.2020 года на бланках а/к «KLM ROYAL DUTCH AIRLINES» на следующие рейсы:

1. KL3209/06.06.2020 по маршруту Новосибирск - Москва (выполнялся авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» по соглашению «код-шер» с авиакомпанией «KLM», рейс SU1307);

2. KL3179/06.06.2020 по маршруту Москва - Амстердам (выполнялся авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» по соглашению «код-шер» с авиакомпанией «KLM», рейс SU2694);

3. KL2587/06.06.2020 по маршруту Амстердам - Порту;

4. KL2606/19.06.2020 по маршруту Порту - Амстердам;

5. KL3183/20.06.2020 по маршруту Амстердам - Москва (выполнялся авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» по соглашению «код-шер» с авиакомпанией «KLM», рейс SU2193);

6. L3225/20.06.2020 по маршруту Москва - Новосибирск (выполнялся авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» по соглашению «код-шер» с авиакомпанией «KLM», рейс SU1462).

Таким образом, рейс №3 и рейс №4 являются собственными рейсами авиакомпании «KLM», а рейсы №1,2,5,6 выполнялись совместно авиакомпанией «KLM» и ПАО «Аэрофлот» в рамках «код-шер» соглашения, заключенного между авиакомпаниями.

Полная стоимость авиабилетов составила 35 082 руб. за каждый.

17.05.2020 - 20.05.2020 в бронировании зафиксирована отмена рейса №2 и рейса №5 в связи с прекращением международного авиасообщения с последующим информированием по контактному телефону.

06 июня 2020 года было аннулировано бронирование на рейс №1 в связи с неявкой пассажиров, также было автоматически аннулировано бронирование на рейс №6 как у пассажиров, не приступивших к перевозке по единому договору, предусматривающему перевозку по 6 сегментам (п. 27, п. 75 ФАП-82).

Рейс №1 и рейс № 6 были выполнены авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» согласно расписанию. Рейс №2 и рейс №5 были отменены в связи с прекращением международного авиасообщения, так как на основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ с 27.03.2020 прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении.

На участках Новосибирск — Москва — Амстердам — Москва — Новосибирск авиабилеты числятся неиспользованными, сведения об использовании авиабилетов на участке Амстердам - Порту - Амстердам у ПАО «Аэрофлот» отсутствуют.

ПАО «Аэрофлот» является ненадлежащим Ответчиком по данному делу ввиду того, что перевозчиком по договорам перевозки является авиакомпания «KLM», что подтверждается авиабилетами которые содержат трехцифровой код перевозчика авиакомпании «KLM» - 074, указанные авиабилеты оформлены на бланке авиакомпании «KLM». Следовательно, договоры перевозки на все указанные рейсы заключены пассажирами с авиакомпанией «KLM».

Рейсы №3 и №4 являются собственными рейсами авиакомпании «KLM», которые она выполняет самостоятельно, не привлекая другие авиакомпании, в том числе ПАО «Аэрофлот». Перевозки данными рейсами осуществляется с использованием воздушных судов исключительно авиакомпании «KLM», а продажи авиабилетов осуществляются исключительно самим перевозчиком (авиакомпанией «KLM») самостоятельно или через своих агентов.

Таким образом, ПАО «Аэрофлот» не обладает информацией о статусе возврата денежных средств по неиспользованным авиабилетам авиакомпании «KLM» и не несёт ответственности за отмену рейсов №3 и №4.

Рейсы №1,2,5,6 выполнялись ПАО «Аэрофлот» в рамках соглашения «код-шеринг», заключенного между ПАО «Аэрофлот» и авиакомпанией «KLM», в соответствии с основными условиями которого авиакомпания «KLM» является маркетинговым перевозчиком, а ПАО «Аэрофлот» - фактическим перевозчиком.

Перевозчиком по договору является компания, оформившая авиабилет и заключившая договор перевозки с пассажиром. В данном деле, перевозчиком по договору является авиакомпания «KLM», так как ООО «Суперкасса» оформило авиабилеты № 074 3785663523-24/25-26 на билетном стоке, принадлежащем авиакомпании «KLM». Факт оформления авиабилетов на билетном стоке авиакомпании «KLM» подтверждается копией маршрутной квитанции Истца и историей бронирования.

В соответствии с основными условиями действующего соглашения код-шеринг между ПАО Аэрофлот и «KLM», фактический перевозчик имеет право отменять рейсы по любым оперативным, техническим причинам или причинам, связанным с безопасностью полетов. В случае отмены рейсов, маркетинговому перевозчику оперативно направляется соответствующее уведомление. Процедура взаиморасчетов между авиакомпаниями-партнёрами прописана в ст.9 Соглашения. Также, в соответствии со статьей 17.4 к соглашению код-шеринг, в случае если отмена рейсов произошла более чем за 24 часа до запланированного времени вылета, каждая из авиакомпаний-партнеров несет ответственность за расходы по обслуживанию и перебронированию своих пассажиров. При этом термином «свои пассажиры» обозначаются пассажиры, которые заключили договор перевозки с авиакомпанией.

Таким образом, согласно соглашению «код-шер», заключенному между авиакомпаниями, за отмену рейса несет ответственность авиакомпания «KLM», как авиакомпания-партнер, оформившая авиабилеты Истцов на данные рейсы и заключившая с ними договор перевозки.

Таким образом, пассажиры ФИО3 и Ч.Ю. заключили договоры перевозки исключительно с авиакомпанией «KLM», ПАО «Аэрофлот» в какие-либо договорные отношения с пассажирами не вступало. Соответственно авиакомпания «KLM» является ответственным перевозчиком по договору, в связи с чем, ответственность по существу рассматриваемого спора должна быть возложена на «KLM».

Требование Истца о взыскании денежных средств, уплаченных при оформлении авиабилетов не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что установленный законодательством срок возврата провозной платы в условиях введения режима повышенной готовности на территории РФ в настоящий момент не наступил.

Согласно авиабилетам Истца, вылет рейса №1 планировался 06.06.2020 года. В связи с этим, пассажиры будет иметь право требовать осуществления возврата денежных средств по авиабилетам через 3 года после 06.06.2020, то есть с 06.06.2023 соответственно. До указанного момента, согласно п. 5 Положения, пассажиры вправе использовать уплаченные за авиабилеты денежные средства в счет будущих авиаперевозок в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билетах.

Требования Истца о взыскании с ПАО «Аэрофлот» неустойки, штрафа, судебных расходов, процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГПК и требование Истца о компенсации морального вреда не подлежат взысканию в силу акцессорного характера данных требований.

Представитель ответчика – авиакомпании «KLM» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

С учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков, извещенных о слушании дела надлежащим образом.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, 19.02.2020 года через сайт компании ООО «Суперкасса» www.superkassa.ru истом осуществлено бронирование и оплата двух билетов по маршруту Новосибирск-Москва-Амстердам-Порту-Амстердам-Москва-Новосибирск с вылетом 06.06.2020 года на имя истца Ч.Ю. (в настоящее время ФИО4) и ФИО3

Общая стоимость двух авиабилетов составила 70 164 рубля. Оплата стоимости авиабилетов была произведена путем перевода денежных средств с банковской карты истца на счет ответчика.

В силу п. 226 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" утвержденных Приказом Министерства транспорта России от 28.06.2007 г. N 82 и ст. 108 ВК РФ пассажиру предоставлено право отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством РФ.

Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, согласно п. 229 Федеральных авиационных правил признается добровольным отказом от перевозки.

18 мая 2020 года истец обратилась к ответчику ООО «Суперкасса» с заявлением о возврате полной стоимости авиабилетов. Истец пояснила, что с заявлением о возврате денежных средств она обратилась, так как ей было отказано в оформлении визы по причине пандемии. А 24 мая 2020 года она получила от ПАО «Аэрофлот» СМС-сообщение об отмене рейса.

Согласно ст. 784 ГК РФ, перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете;

В силу положений ст. 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки заключается непосредственно между перевозчиком и пассажиром.

В силу части 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Основания к такой ответственности установлены положениями Главы 17 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно п. 7 Публичной Оферты, размещенной на сайте ответчика www.superkassa.ru к которой присоединился истец, Агентство не является фрахтователем воздушного судна, в т.ч. не является туроператором и/или турагентом, и не несет ответственность перед потребителем за перевозку клиентов (пассажиров), в том числе, при отмене, задержке рейса, при изменении даты, времени и места вылета, в том числе, повлекшие за собой нарушения программы путешествия. В этих случаях ответственность перед клиентом несут перевозчики, фрахтователи воздушного судна и ответственные за причинение ущерба лица.

Согласно пункту 1 раздела «Предмет оферты» предметом договора оказания услуг агентства является оказание услуг по бронированию, оформлению и продаже услуг третьих лиц.

Согласно кассового чека №955 от 19.02.2020 года получателем денежных средств в размере 70 164 руб., оплаченных истцом, является перевозчик – авиакомпания «KLM» (л.д.30)

Таким образом, учитывая изложенное, деньги полученные от продажи авиабилетов, не находились в распоряжении ответчика, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Ответчик ООО «Суперкасса» является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.

Из материалов дела усматривается, что перевозчиком в данном случае является авиакомпания «KLM», что подтверждается маршрутными квитанциями электронных билетов (л.д.23-29), в которых в качестве перевозчика указана авиакомпания «KLM». ПАО «Аэрофлот» осуществляло перевозку в рамках соглашения «код-шер», заключенному с авиакомпанией «KLM».

В соответствии со ст. 786 Гражданского кодекса РФ, главы XVII Воздушного кодекса РФ ответственность за перевозку пассажира несет перевозчик.

В соответствии с ч. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Согласно п. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. 2 ст. 105 ВК РФ). Согласно п. 3 ст. 105 ВК РФ, билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

В соответствии с п. 7 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее - ФАП 82), перевозка осуществляется в сроки и порядке, предусмотренном договором воздушной перевозки пассажира.

В силу п.6 ФАП-82, перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации сертификата соответствия (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).

года принят и вступил в силу Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», которым Воздушный кодекс РФ дополнен ст. 107.2.

Закон № 166-ФЗ распространяется на все договоры перевозки, подлежащие исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г., а значит действует в отношении договора перевозки, заключенного истцом с авиакомпанией «KLM».

В соответствии со ст. 107.2. Воздушного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации".

года было официально опубликовано и вступило в силу Постановление Правительства РФ № 991 от 06.07.2020 «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части».

В соответствии с п. 1 Положения, оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г. Таким образом, данное Положение применяется к настоящим правоотношениям.

При этом согласно п. 6 Положения денежные средства за перевозку подлежат возврату пассажирам по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

Согласно авиабилетам Истца, вылет рейса №1 планировался 06.06.2020 года. В связи с этим, истец будет иметь право требовать осуществления возврата денежных средств по авиабилетам через 3 года после 06.06.2020 года, то есть с 06.06.2023 года соответственно.

До указанного момента, согласно п. 5 Положения, пассажиры вправе использовать уплаченные за авиабилеты денежные средства в счет будущих авиаперевозок в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билетах.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании стоимости перевозки в настоящее время не имеется.

Требования Истца о взыскании с ответчиков неустойки, штрафа, судебных расходов, процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГПК и компенсации морального вреда не подлежат взысканию в силу акцессорного характера данных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил :

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО «Суперкасса», ПАО «Аэрофлот», авиакомпании «KLM» о взыскании уплаченной за авиабилеты денежной суммы в размере 70 164 руб., неустойки в размере 70 164 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1193 руб. 85 коп., денежной компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от суммы присужденной судом к взысканию, судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 50 000 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) О.В.Лихницкая

Решение в окончательной форме изготовлено 08 апреля 2021 года.