РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2019 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Крымской С.В.,
при секретаре Соболевой В.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности ФИО2, представителя ответчика правительства Тульской области по доверенности ФИО3, представителя третьего лица ГУ ТО Управление социальной защиты населения Тульской области по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-184/19 по иску ФИО1 к министерству труда и социальной защиты населения Тульской области, правительству Тульской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы и перерасчете пенсии за выслугу лет,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к министерству труда и социальной защиты населения Тульской области, правительству Тульской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы и перерасчете пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной на основании Закона Тульской области «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим Тульской области».
Ее общий трудовой стаж составляет <данные изъяты>, стаж государственной гражданской службы – <данные изъяты>.
Последним местом работы являлось <данные изъяты>.
При увольнении она не знала, что необходимо было подать заявление на имя работодателя для рассмотрения вопроса о зачете в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы опыт и знания, приобретенные на которой были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемым впоследствии должностям
20.09.2018 года она обратилась в министерство труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о включении периодов работы в производственно<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> и периода работы в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, а всего 5 лет, в стаж государственной гражданской службы и перерасчете пенсии.
07.11.2018 года она получила отказ, в связи с тем, что уже не является государственным гражданским служащим органов исполнительной власти, пропустила срок для обращения за перерасчетом пенсии, с которым не согласна.
На основании изложенного, истец просит суд:
обязать правительство Тульской области включить в ее стаж государственной гражданской службы периоды работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, 1 год 4 месяца 26 дней, период работы в <данные изъяты>» в качестве <данные изъяты>, 3 года 7 месяцев 4 дня, а всего 5 лет в стаж государственной гражданской службы;
обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области с 20.09.2018 года произвести перерасчет ее пенсии за выслугу лет с учетом общего стажа государственной гражданской службы в размере 24 года 6 месяцев 15 дней.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом уточнения поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагала их необоснованными.
Представитель ответчика правительства Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании полагала заявленные требования незаконными, не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ГУ ТО Управление социальной защиты населения Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании оставил разрешение заявленных исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения истца ФИО1, представителя ответчика министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности ФИО2, представителя ответчика правительства Тульской области по доверенности ФИО3, представителя третьего лица ГУ ТО Управление социальной защиты населения Тульской области по доверенности ФИО4, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (п. 11 ч. 1 ст. 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Федеральный закон от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет и др.) с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.
Во исполнение вышеназванных полномочий, Тульской областной Думой принят Закон Тульской области от 25.07.2005 года N 610-ЗТО "О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области" (далее - Закон Тульской области о пенсии за выслугу лет), который регулирует правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно.
Данный закон определяет, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Тульской области, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Тульской области, и должности муниципальной службы в Тульской области, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области, при соблюдении установленных настоящим Законом условий.
Согласно ст. 5 Закона Тульской области о пенсии за выслугу лет пенсия за выслугу лет назначается государственным гражданским (муниципальным) служащим при наличии стажа государственной гражданской (муниципальной) службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского (муниципального) служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом ежемесячной выплаты, установленной к пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
За каждый полный год стажа государственной гражданской (муниципальной) службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка государственного гражданского (муниципального) служащего.
Финансирование расходов на выплату пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим производится за счет средств бюджета области (ст. 3 данного закона).
Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, исчисляется в соответствии с законом области об исчислении стажа государственной гражданской и муниципальной службы государственных гражданских (муниципальных) служащих (ст. 6 указанного закона Тульской области).
В соответствии с ч.1, 5 статьи 8 Закона Тульской области о пенсии за выслугу лет пенсия за выслугу лет назначается на основании заявления государственного гражданского (муниципального) служащего, оформленного согласно приложению 1, решением руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, в котором заявитель замещал должность государственной гражданской (муниципальной) службы перед увольнением.
Пенсия за выслугу лет выплачивается органом социальной защиты населения либо иным уполномоченным органом.
Перерасчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется при повышении в централизованном порядке денежного содержания государственных гражданских (муниципальных) служащих, при изменении стажа государственной гражданской (муниципальной) службы и размера денежного содержания, в случае замещения должностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона, с учетом положений, предусмотренных статьями 5 и 7 настоящего Закона (ст. 9 Закона Тульской области о пенсии за выслугу лет).
Статья 3 Закона Тульской области от 07.10.2008 года N 1091-ЗТО "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области" определяет, что в стаж гражданской (муниципальной) службы могут засчитываться иные периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, не указанных в статье 2 данного Закона, опыт и знание работы в которых, необходимы (были необходимы) гражданским (муниципальным) служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) гражданского (муниципального) служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Иные периоды замещения отдельных должностей могут засчитываться в стаж гражданской (муниципальной) службы на основании решения представителя нанимателя в порядке, установленном губернатором области для гражданских служащих и представительным органом муниципального образования для муниципальных служащих.
В целях реализации Закона Тульской области от 7 октября 2008 года N 1091-ЗТО "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области" постановлением Губернатора Тульской области от 22.12.2018 №81-пг "О порядке зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет" утвержден Порядок зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Вышеназванным Порядком зачета предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о зачете в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей гражданский служащий подает заявление на имя представителя нанимателя. К заявлению прилагаются: копия трудовой книжки; копия должностного регламента гражданского служащего по замещаемой должности гражданской службы; другие документы, обосновывающие зачет иных периодов замещения должностей в стаж гражданской службы.
Заявление с приложенными к нему документами рассматривается в течение одного месяца. О результатах рассмотрения заявителю сообщается в установленном порядке.
Зачет в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей производится актом представителя нанимателя.
Для предварительного рассмотрения заявлений гражданских служащих в государственных органах Тульской области актом представителя нанимателя могут создаваться соответствующие комиссии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности <данные изъяты> и уволена с государственной гражданской службы Тульской области по собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к Губернатору Тульской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Решением правительства Тульской области № 11-мтсз от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 2 Закона Тульской области от 25.07.2005 № 610-ЗТО «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Тульской области и муниципальным служащим в Тульской области».
Стаж государственной гражданской службы ФИО1 составил <данные изъяты>.
В стаж государственной гражданской службы, учитываемый при назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет, вошли периоды ее работы:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Распоряжением министра труда и социальной защиты Тульской области № 1096 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определен размер пенсии за выслугу лет в сумме <данные изъяты>., который по состоянию на 04.02.2019 года составляет <данные изъяты>.
ФИО1 была уведомлена об установлении ей пенсии за выслугу лет в размере <данные изъяты>. без учета страховой части трудовой пенсии по старости на основании сообщения министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №17-05-06/10909.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки ФИО1, заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, решением правительства Тульской области № 11-мтсз от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о стаже государственной гражданской службы ФИО1, учитываемом при назначении пенсии за выслугу лет, распоряжением министра труда и социальной защиты Тульской области № 1096 от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением от 04.02.2019 года.
20.09.2018 года ФИО1 обратилась к министру труда и социальной защиты Тульской области с заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы, которое было направлено для рассмотрения в главное управление государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области, что подтверждается заявлением истца от 20.09.2018 года, сообщением министерства труда и социальной защиты Тульской области от 26.10.2018 года за № 17-01-57/13166.
07.11.2018 года главным управлением государственной службы и кадров истцу был дан ответ за № 52-01-04/1868, в котором указано на отсутствие правовых оснований для рассмотрения ее заявления и зачета ей иных периодов замещения отдельных должностей в стаж государственной гражданской службы.
Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, ФИО1 сослалась на то, что в ее стаж государственной гражданской службы должны быть включены периоды работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> - 1 год 4 месяца 26 дней, и в <данные изъяты>» в качестве <данные изъяты> - 3 года 7 месяцев 4 дня, а всего 5 лет, как иные периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы (были необходимы) гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) гражданского служащего.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец обратилась с заявлением о включении периодов работы в различных организациях на территории Тульской области в стаж государственной гражданской службы Тульской области после освобождения её от должности государственной гражданской службы с нарушением п. 2 вышеназванного Порядка рассмотрения вопроса о зачете в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей.
ФИО1 до увольнения ДД.ММ.ГГГГ, работая на различных должностях государственной гражданской службы, с заявлениями о включении в ее стаж иных периодов работы не обращалась.
В материалах дела отсутствует акт представителя нанимателя о зачете в стаж гражданской службы ФИО1 иных периодов замещения должностей.
Изложенное свидетельствует о несоблюдении процедуры принятия решения о зачете в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, иных периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы (были необходимы) государственным гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего, предусмотренной вышеназванными нормативно-правовыми актами.
Ссылка ФИО1 на то, что обращение за перерасчетом пенсии возможно без ограничения каким-либо сроком, суд находит несостоятельной по следующим основаниям.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Таким образом, полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на субъекты РФ, которые устанавливают общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан.
При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации имеют право па пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, относит к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 2).
Как неоднократно констатировал Конституционный Суд РФ, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.).
Таким образом, именно представитель нанимателя с учетом утвержденного должностного регламента и специфики работы государственного органа (учреждения) определяет объем необходимых знаний и опыта, для найма и последующей службы государственного служащего в установленном порядке. Именно к числу его прав, а не безусловной обязанности, как полагает истец, закон относит определение возможности включить в стаж государственного служащего иные периоды его работы по замещению должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях с учетом критерия необходимости опыта и знаний для выполнения его должностных обязанностей.
Из материалов дела видно, что ФИО1 в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено достаточных, достоверных, относимых и допустимых доказательств того, что опыт и знание ее работы в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, и в <данные изъяты>» в <данные изъяты>, были необходимы для выполнения ею должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) государственного гражданского служащего.
В материалах дела имеется должностная инструкция <данные изъяты>», содержание которой не позволяет прийти к однозначному выводу о достаточности объема опыта и знаний, которые были необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы ФИО1, поскольку должностные обязанности юрисконсульта не относятся к той работе, которую истец просит включить в стаж ее государственной гражданской службы для перерасчета пенсии за выслугу лет.
Судом также установлено, что истцом не было представлено представителю нанимателя, ни в материалы дела ни уставов производственно<данные изъяты>», <данные изъяты>», ни должностных инструкций по занимаемым ею должностям для обеспечения возможности оценки указанных документов на предмет включения в стаж государственной службы указанных истцом периодов работы.
При этом оснований, предусмотренных законом, для перерасчета назначенной истцу пенсии за выслугу лет, не имеется.
Изложенное свидетельствует об отсутствии законных оснований для обязания правительства Тульской области включить в стаж государственной гражданской службы ФИО1 требуемых ею периодов работы, а также для обязания министерства труда и социальной защиты Тульской области для осуществления перерасчета назначенной истцу пенсии за выслугу лет.
При изложенных обстоятельствах исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к министерству труда и социальной защиты населения Тульской области, правительству Тульской области о включении в стаж государственной гражданской службы периодов работы в <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>; в <данные изъяты>» в качестве <данные изъяты>, и перерасчете пенсии за выслугу лет – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 11.02.2019 года.
Председательствующий: