ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-184/19 от 23.07.2019 Камско-устьинского районного суда (Республика Татарстан)

дело№2-184/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2019 года пгт Камское Устье

Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Гаязова,

при секретаре Е.В.Меркуловой,

с участием представителей истца Акционерного общества «Транснефть-Прикамье» Д.М. Валеева,

А.Ш. Вахидовой,

ответчика И.М.Бадрутдинова,

представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Д.А. Авдеева,

представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Р.А. Хабибуллина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Транснефть-Прикамье» к Ильнуру Минулловичу Бадрутдинову об изъятии земельных участков для государственных нужд, прекращении права собственности И.М.Бадрутдинова на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за АО «Транснефть-Прикамье»,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к И.М. Бадрутдинову об изъятии земельных участков для государственных нужд, мотивируя свои требования тем, что Кабинетом Министров Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» в целях строительства объекта регионального значения «База флота №1» в районе н.п. Камское Устье, за счет средств АО «Трансефть-Прикамье»:

-площадью 0,8091 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,1974 гектара кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности И.М.Бадрутдинова,

-площадью 2,7128 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 2,9773 гектара кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности И.М.Бадрутдинова.

Во исполнение указанного постановления АО «Транснефть-Прикамье» провело работы по формированию перечисленных земельных участков, об определении рыночной стоимости земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ И.М.Бадрутдинову направлено соглашение о выкупе принадлежащих ему земельных участков, подписанное АО «Транснефть-Прикамье» и Министерством земельных и имущественных отношений РТ, с выплатой соответствующего возмещения. Ответчик по истечении 90 дней не предоставил, подписанное соглашение, предложенное истцом.

Согласно ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд. Просит изъять для государственных нужд земельные участки:

земельный участок с кадастровым , площадью 8091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым ;

земельный участок с кадастровым , площадью 27128 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым ,

расположенные по адресу: <адрес> путем выкупа с оплатой АО «Транснефть - Прикамье» возмещения за изымаемые земельные участки в размере 346 203 (триста сорок шесть тысяч двести три) рубля 00 копеек.

Прекратить право собственности Ильнура Минулловича Бадрутдинова на земельные участки:

с кадастровым , площадью 8091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым ;

с кадастровым , площадью 27128 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым ,

расположенные по адресу: <адрес>.

Признать право собственности АО «Транснефть - Прикамье» на земельные участки:

с кадастровым общей площадью 8091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;

с кадастровым общей площадью 27128 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства,

расположенные по адресу: <адрес>.

Представители истца по доверенности Д.М. Валеев, А.Ш. Вахидова в судебном заседание поддержали исковые требования и просили удовлетворить по доводам изложенным в исковом заявлении.

И.М.Бадрутдинов в судебном заседании исковые требования не признал.

Представители третьего лица Кабинета Министров РТ Д.А. Авдеев и Министерства земельных и имущественных отношений РТ Р.А. Хабибуллин в судебном заседании исковые требования признали, просили иск удовлетворить.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ (в редакции действующей на момент принятия решения об изъятии) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии со статьей 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов транспорта регионального значения.

Согласно ч. 3 ст. 54 Земельного кодекса РФ порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 56.2 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно ч. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 7 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ если строительство, реконструкцию объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых для государственных или муниципальных нужд изымаются земельные участки, предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств организаций, указанных в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса, изъятие таких земельных участков осуществляется по ходатайству указанных организаций.

Согласно ч. 1 ст. 56.8 Земельного Кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч. 2 ст. 56.8 Земельного Кодекса РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 56.11 Земельного Кодекса РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:

1) перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;

2) прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;

3) досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком;

4) прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на изымаемом земельном участке, либо досрочного расторжения договора аренды или договора безвозмездного пользования такими объектами недвижимого имущества;

5) возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков;

6) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества;

7) сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.

Согласно ч. 2 ст. 56.11 Земельного Кодекса РФ в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.

Согласно ч. 3 ст. 56.11 Земельного Кодекса РФ права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Согласно ч. 4 ст. 56.11 Земельного Кодекса РФ с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности:

1) Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Российской Федерации;

2) субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации;

3) муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд;

4) организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, и которая предоставила за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, либо предоставила другое недвижимое имущество взамен изымаемого недвижимого имущества, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. (п. 1) В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. (п. 2) Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. (п. 3) Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка. В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств. (п. 4) Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. (п. 5) Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом. (п. 6)

В соответствии со ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. (п. 1) При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. (п. 2) При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок. (п. 3) Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. (п. 4)

В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. (п. 1) Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятие. (п. 2)

Судом установлено, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости И.М.Бадрутдинову на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 11974 кв. м, адрес объекта: <адрес>, и земельный участок с кадастровым , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 29773 кв. м, адрес объекта: <адрес>

Кабинетом Министров Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» в целях строительства объекта регионального значения «База флота » в районе н.<адрес>, за счет средств АО «Трансефть-Прикамье»:

-площадью 0,8091 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,1974 гектара кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности И.М.Бадрутдинова,

-площадью 2,7128 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 2,9773 гектара кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности И.М.Бадрутдинова.

Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации РТ ДД.ММ.ГГГГ, в журнале «Собрание законодательства РТ», , ДД.ММ.ГГГГ.

АО «Транснефть-Прикамье» в рамках исполнения вышеуказанного Постановления были проведены кадастровые работы, в результате которых были сформированы следующие земельные участки: из земельного участка с кадастровым номером 16:22:150501:91 – земельный участок с кадастровым ; из земельного участка с кадастровым – земельный участок с кадастровым .

В целях определения размера возмещения за изымаемые земельные участки и размера убытков, причиняемых таким изъятием, ООО «Юридическое агентство ЮНЭКС» был подготовлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ по определению рыночной стоимости земельных участков, изымаемых для государственных нужд.

Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 8091 кв.м., составила 79535 рублей, стоимость земельного участка с кадастровым общей площадью 27128 кв.м., составила 266668 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ И.М.Бадрутдинова направлено соглашение о выкупе принадлежащих ему земельных участков, подписанное АО «Транснефть-Прикамье» и Министерством земельных и имущественных отношений РТ, с выплатой соответствующего возмещения. В связи с истечением срока хранения в почтовом отделении вышеуказанное соглашение о выкупе было возвращено АО «Транснефть-Прикамье» ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик по истечении 90 дней не предоставил, подписанное соглашение, предложенное истцом.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решение, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Оснований сомневаться в правильности заключения эксперта не имеется, поскольку заключение в достаточной степени мотивировано, подготовлено по результатам соответствующих исследований, проведенных профессиональным экспертом. При даче заключения приняты во внимание имеющиеся в материалах дела документы, проведенный экспертный анализ основан на специальной литературе, выводы эксперта неясностей и разночтений не содержат.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ); размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

Данных доказательств И.М.Бадрутдиновым суду представлено не было.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета Камско-Устьинского района РТ государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Акционерного общества «Транснефть-Прикамье» к Ильнуру Минулловичу Бадрутдинову об изъятии земельных участков для государственных нужд, прекращении права собственности Бадрутдинова И.М. на земельные участки, признании права собственности на земельные участки за АО «Транснефть-Прикамье» удовлетворить.

Изъять у Ильнура Минулловича Бадрутдинова для государственных нужд Республики Татарстан:

земельный участок с кадастровым , площадью 8091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым ;

земельный участок с кадастровым , площадью 27128 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым ,

расположенные по адресу: <адрес> путем выкупа с оплатой АО «Транснефть - Прикамье» возмещения за изымаемые земельные участки в размере 346 203 (триста сорок шесть тысяч двести три) рубля 00 копеек.

Прекратить право собственности Ильнура Минулловича Бадрутдинова на земельные участки:

с кадастровым , площадью 8091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым ;

с кадастровым , площадью 27128 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, образованный из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым ,

расположенные по адресу: <адрес>.

Признать право собственности АО «Транснефть - Прикамье» на земельные участки:

с кадастровым общей площадью 8091 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;

с кадастровым общей площадью 27128 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства,

расположенные по адресу: <адрес>.

Взыскать с Ильнура Минулловича Бадрутдинова государственную пошлину в размере 300 рублей в доход Камско-Устьинского района РТ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения через Камско-Устьинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2019 года.

Судья: Р.Г.Гаязов