ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-184/20 от 17.08.2020 Читинского районного суда (Забайкальский край)

№ 2-184/2020

УИД 75RS0025-01-2019-002538-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Галановой Д.И.,

при секретаре Базаровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Читинский район» к ФИО1 о расторжении договора об обеспечении жильём молодой семьи, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района «Читинский район» обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на следующие обстоятельства. Между истцом и Министерством сельского хозяйства Забайкальского края было заключено соглашение № 02-06/22 от 18.04.2017 о предоставлении субсидии бюджету муниципального района на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 г.». Согласно соглашению на счет администрации поступили субсидии для перечисления на счета участников муниципальной программы. Одним из получателей является ответчик ФИО1, которой 26.06.2017 были перечислены денежные средства в сумме 1 034 006 рублей, из них 537 166 рублей средства федеральной бюджета, 393 439 рублей средства краевого бюджета, 103 401 рублей средства местного бюджета. Ответчик не выполнила условия по участию в мероприятиях по улучшению жилищных условий, а именно в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия свидетельства не предоставила подтверждающую документацию об оформлении в общую собственность всех членов семьи построенного (приобретенного) жилого помещения. Срок действия свидетельств закончился 26.04.2018, в общую собственность жилой дом должен был быть оформлен в срок до 26.10.2018 включительно. Социальная выплата использована по назначению. При этом в связи с невыполнением условий ФИО1 истец не выполнил обязательства по Соглашению от 18.04.2017. Администрацией ФИО1 направлялось уведомление о возврате суммы субсидии в добровольном порядке, до настоящего времени которое не исполнено. Ссылаясь на то, что ответчиком нарушен порядок использования средств субсидии, с учетом уточненных исковых требований просит расторгнуть договор № 5 от 26.04.2017 об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) в связи с грубыми нарушениями условий договора, взыскать с ФИО1 сумму субсидии в размере 1 034 006 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 104 776,32 рублей, производить начисление процентов с 27.03.2020 по день фактической оплаты задолженности.

В судебном заседании представитель администрации ФИО2 иск подержал.

Ответчик ФИО1 иск не признала, ссылаясь на отсутствие своей вины в несвоевременной регистрации права собственности всех членов семьи, пояснила, что жилое помещение оформлено в общую долевую собственность в феврале 2020 года.

Третье лицо Министерство сельского хозяйства Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, требование истца в части расторжения договора и взыскания суммы субсидии полагало обоснованными, вопрос о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами оставляет на усмотрение суда.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Забайкальского края и администрацией муниципального района «Читинский район» заключено соглашение №02-06/22 от 18.04.2017, предметом которого является предоставление субсидий из федерального бюджета Забайкальского края на софинансирование расходных обязательств по реализации Программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

26.04.2017 между администрацией муниципального района «Читинский район», работодателем МОУ основная общеобразовательная школа <адрес> и ФИО1 (именуемой в дальнейшем «Участник») был заключен договор № 5 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), по условиям которого Администрация выдает Участнику свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с Порядком выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26.01.2015 № 16, и на основании соглашения между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края и администрацией от 18.04.2017 № 02-06/22. Администрация перечисляет Участнику социальную выплату за счет средств федерального бюджета, бюджета Забайкальского края и бюджета муниципального района «Читинский район» в размерах, указанных в свидетельствах о предоставлении социальной выплаты.

Как следует из выданного Министерством сельского хозяйства Забайкальского края свидетельства № М070-03/2017, ФИО1 предоставляются средства на строительство индивидуального жилого дома в с. Арахлей в размере 1 034 006 рублей, в том числе средства федеральной бюджета в размере 537 166 рублей, средства краевого бюджета в размере 393 439 рублей, средства местного бюджета 103 401 рублей. Численный состав семьи ФИО1 составляет четыре человека.

Согласно платежным поручениям №119544 от 15.06.2017, №119555 от 15.06.2017 и №184238 от 22.06.2017 ФИО1 были перечислены средства субсидии.

В исковом заявлении истец ссылается на нарушение ответчиком порядка исполнения требований Договора №5 и просит расторгнуть договор в судебном порядке.

В силу п. 2.1.3 Договора в случае невыполнения Участником обязательств, предусмотренных подпунктами 2.3.1-2.3.4 настоящего Договора Администрация обладает правом истребовать в судебном порядке от Участника средства в размере предоставленной социальной выплаты.

Так пунктами 2.3.1-2.3.4 предусмотрено, что участник обязуется заключить с Работодателем трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и работать у Работодателя по трудовому договору не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты, использовать средства социальной выплаты на цели, указанные в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в случае досрочного расторжения трудового договора с Работодателем в срок не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим Работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, возвратить средства социальной выплаты в случае невыполнения подпунктов 2.3.1-2.3.4 настоящего Договора в течение 20 рабочих дней со дня получения требования о добровольном возврате предоставленной социальной выплаты.

Обращаясь в суд, администрация указывает на неисполнение ответчиком обязанности по оформлению жилого дома в общую собственность всех членов семьи.

Вместе с тем заключенный договор в подпункте 2.1.3 предусматривает право истребовать социальную выплату только в случаях указанных в п.п. 2.3.1-2.3.4, которые в свою очередь не предусматривают обязанность Участника вернуть социальную выплату в случае не оформления приобретенного жилого помещения в общую собственность членов семьи.

Как следует из письменных возражений ФИО1, своевременно право общей долевой собственности не было оформлено в связи наличием ошибок в межевом плане при проведении кадастровых работ и приостановлением регистрации Управлением Россреестра по Забайкальскому краю, а также наложением судебным приставом-исполнителем запрета на совершение действий по регистрации в связи с наличием у супруга ответчика – ФИО3 задолженности по кредитным обязательствам. После устранения данных недостатков жилой дом был оформлен в общую долевую собственность.

Кроме того, Соглашение №02-06/22 от 18.04.2017 и Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, не устанавливает безусловного истребования полученной социальной выплаты. В виду прочего, Соглашение от 18.04.2017 регулирует отношения между Министерством сельского хозяйства Забайкальского края и администрацией муниципального района «Читинский район».

В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.01.2020 № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598), в связи с жалобой гражданки ФИО4», абзацы первый и четвертый пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что принятое по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации решение суда о взыскании с получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае неосуществления им регистрации права собственности на жилое помещение в срок, определенный нормативным актом субъекта Российской Федерации, должно основываться на установлении и исследовании всех имеющих значение для разрешения дела обстоятельств, в том числе причин пропуска этого срока, разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты, соблюдения им условий ее использования, предусмотренных нормативными актами и договором о ее предоставлении. Одно лишь отсутствие регистрации права собственности на жилое помещение по истечении определенного срока не может быть основанием для удовлетворения соответствующих требований, поскольку это означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и судебной защите прав граждан и вступало бы в противоречие со статьями 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Из текста искового заявления следует и не оспаривается сторонами, полученные в виде субсидии денежные средства использованы ФИО1 на цели, предусмотренные программой.

При этом неисполнение обязанности по оформлению жилого помещения в общую долевую собственность вызваны уважительными причинами. Кроме того, в настоящее время произведена регистрация права на жилое помещение за всеми членами семьи с выделом долей.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: Галанова Д.И.

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2020