ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-184/20 от 18.02.2020 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2020 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Якуповой А.У.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-184/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Тюменской таможне о взыскании не полностью выплаченной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Тюменской таможне о взыскании не полностью выплаченной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания. В обоснование заявленных, а также уточненных требований, истец указала, что с 05.08.2003 года проходила службу в Ямало-Ненецкой таможне, с 01.06.2006 года занимала должность начальника правового подразделения. Приказом от 30.08.2019 года -К служебный контракт с нею был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы 30.09.2019 года на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 328 697,59 рублей, из расчета месячного содержания в размере 82 174,39 рублей. Данную сумму истец полагает заниженной, т.к. при исчислении месячного содержания не учтены все выплаты, полученные за период с октября 2018 года по сентябрь 2019 года, в частности суммы выплаченного материального стимулирования, юридическая надбавка и единовременные премии. Кроме этого в расчете ответчика данные суммы начислены без применения районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера. С учетом изложенного, сумме ежемесячного ее содержания составляет 134 301,76 рублей, таким образом недоплата составила 208 509,35 рублей, которую просит взыскать с ответчика.

Истец, будучи извещенной надлежащим образом в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела по существу в ее отсутствие.

Представители ответчика ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, принимавшие участие в судебном заседании по средством видеоконференцсвязи, возражали против удовлетворения требований иска, по основаниям, изложенным в направленных в адрес суда возражениях и дополнениях к ним. Дополнительно суду пояснила, что на выплаты, указанные в иске и заявлении об увеличении требований иска районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера не начисляются, так как данные выплаты не входят в состав денежного содержания истца. Также указали, что приказы по выплатам юридической надбавки за 2018-2019 годы они не нашли, но данная выплата выплачивалась истцу ежемесячно. Единовременные выплаты, это выплаты выплачиваемые за счет средств экономии оплаты труда и также не входят в денежное содержание истца.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела (приказов, служебного контракта, записей в трудовой книжке) следует, что истец с 05.08.2003 года проходила службу в Ямало-Ненецкой таможне, с 01.06.2006 года занимала должность начальника правового отдела, с 31.03.2016 года в должности начальника правового отделения, то есть замещала должности федеральной государственной гражданской службы в Ямало-Ненецкой таможне.

Приказом ФТС от 29.04.2019 г. предусмотрена реорганизация Ханты-Мансийской, Ямало-Ненецкой и Тюменской таможен. В соответствии с данным приказом предусмотрена реорганизация путём присоединения Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой таможен и Тюменской таможне, внесены изменения в штатную численность.

Приказом от 30.08.2019 года -К служебный контракт с истцом был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы 30.09.2019 года на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ, в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно п.4 Правил для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении настоящего иска следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в период работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

Заслуживают внимания доводы представителей ответчика о том, что на сумму материального стимулирования не начисляется районный коэффициент и надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку согласно разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 исходя из положения пункта 4 Правил, начисление районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах, а также процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, установленных нормативными актами Российской Федерации, на суммы средств материального стимулирования не должно производиться.

Исходя из расчета ответчика за период, предшествующий увольнению истца ей было начислено материальное стимулирование в сумме 94 699 рублей, соответственно недоплата не включенная в выплаченную истцу компенсацию составляет 7891,583 ежемесячного содержания.

Приказом ФТС России от 26.12.2007 N 1616 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528" предусмотрено, что устанавливать ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов должностного оклада (далее - ежемесячная надбавка), должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности в правовых и иных подразделениях таможенных органов Российской Федерации или отдельные должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя (далее - должностные лица). Обеспечивать выплату ежемесячной надбавки со дня, указанного в приказе таможенного органа Российской Федерации, одновременно с выплатой денежного довольствия сотрудникам и денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за счет средств, выделяемых на денежное довольствие сотрудников и денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

Истец имеет высшее юридическое образования и замещала должность в правовом подразделении таможенного органа – начальника правого отделения. Исходя из расчетных листов истца, ей ежемесячно выплачивалась данная надбавка, которая входит в систему оплаты труда, а потому она должна быть включена в суммы выплачиваемой ей компенсации при увольнении с применением районного коэффициента и надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего севера и приравненных к ней местностям.

Исходя из представленных ответчиком приказов, истцу в период ее работы в течении 12 месяцев, предшествующих ее увольнению выплачивались единовременные премии на основании приказов Ямало-Ненецкой таможни о единовременном поощрении и премии. Из текстов указанных приказов следует, что данные премии выплачивались на основании Федеральных законов от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказами ФТС России от 28 января 2013 г. №133 "Об утверждении Порядка установления поощрительных выплат за особые достижения в службе сотрудникам таможенных органов Российской Федерации", от 30.10.2006 N 1058 "Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации", из которых следует, что данные премии выплачивались за особые условия гражданской службы, то есть согласно приведенных выше положений Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 входит в фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и соответственно должна учитываться при выплате компенсации при увольнении. При этом на указанные выплаты должны производиться с применением районного коэффициента и надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего севера и приравненных к ней местностям.

Исходы из представленных расчетов и расчетных листов размер не включённых в размер денежного содержания истца данных выплат (надбавки за юридическое образование обозначенной ответчиком как «юрГ» и единовременных премий, обозначенных ответчиком как «ем.Г») с учетом районного коэффициента и надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего севера и приравненных к ней местностям составляет 37 862,62 рублей.

Из расчета ответчика также следует, что он начисляет дополнительные выплаты согласно правил, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь, единовременная выплата к отпуску в сумме 6568,42, что соответсвует приведенным выше нормам.

Таким образом размер денежного содержания истца, при котором должна быть выплачена ей компенсация при увольнении составляет 124 042,343 (72960,08+6568,42+7891,583,37386,62), сумма компенсации за 4 месяца составляет 496,169,372 (124 042,343*4). Истцу выплачена компенсация в сумме 328697,59. Таким образом подлежит довзысканною сумма не выплаченной компенсации 167471,68 рублей (496,169,372-328697,59) и требования иска подлежат удовлетворению частично на указанную сумму.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Тюменской таможне о взыскании не полностью выплаченной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, удовлетворить частично.

Взыскать с Тюменской таможни в пользу ФИО1 167 471 рубль 78 копеек.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

Копия верна К.В. Лисиенков