ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-184/2022 от 14.03.2022 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 2-184/2022

55RS0013-01-2022-000185-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,

при секретаре Скок О.А.,

с участием прокурора Попок Т.А., представителя МУП «Тепловая компания» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле

14 марта 2022 года

дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора к муниципальному унитарному предприятию «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области об обязании обеспечить выполнение требование Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса,

У С Т А Н О В И Л:

Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц.

В обоснование требований истец указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. В результате проверки установлено, что муниципальному унитарному предприятию «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее – МУП «Тепловая компания») Управлением Росгвардии по Омской области ДД.ММ.ГГГГ. внесено представление об устранении выявленных нарушений . ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о продлении до ДД.ММ.ГГГГ. срока исполнения данного предписания. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что ответчиком не устранены следующие нарушения:

- не организована физическая защита котельной в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и п.п. «а» п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»;

- не приведено основное ограждение территории котельной в соответствие с требованиями п.п. 69, 70, 72-80 Правил;

- не установлено верхнее и нижнее дополнительное ограждение по периметру территории котельной в соответствии с требованиями п.п. 81-84 Правил, п.п. «б» п.1 состава инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов топливно-энергетического комплекса приложения к Правилам;

- не оборудовано на территории котельной контрольно-пропускной пункт для прохода (выхода) людей из проезда (выезда) автомобильного транспорта в соответствии с требованиями п.п. 109-146 Правил, п.п. «а» и «б» п.3 приложения к Правилам;

- не оборудован охранной сигнализацией периметр территории котельной в соответствии с требованиями п.п. 170-185 Правил и п.п. «а» п.4 приложения к Правилам;

- не оборудована котельная средствами идентификации по одному признаку системы контроля и управления доступом в соответствии с требованиями п.п. 204-211 Правил и п.п. «а» п.3 приложения к Правилам;

- не приведена система охранного освещения котельной в соответствие с требованиями п.п. 247-258 Правил;

- не оборудована система электропитания котельной возможностью автоматического переключения с основного на резервное электропитание в соответствие с требованиями п.п. 265, 275 Правил и п. 11 приложения к Правилам.

ДД.ММ.ГГГГ. Исилькульской межрайонной прокуратурой в адрес МУП «Тепловая компания» было внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения. ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком предоставлен ответ, согласно которому фактически устранить выявленные нарушения не представляется возможным в связи с необходимостью больших финансовых затрат.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. нарушения, выявленные в деятельности МУП «Тепловая компания» не устранены.

На основании вышеизложенного просит суд обязать МУП «Тепловая компания» организовать физическую защиту котельной ; привести основное ограждение территории котельной в соответствие с требованиями п.п. 69, 70, 72-80 Правил; установить верхнее и нижнее дополнительное ограждение по периметру территории котельной ; оборудовать на территории котельной контрольно-пропускной пункт для прохода (выхода) людей и проезда (выезда) автомобильного транспорта; оборудовать охранной сигнализацией периметр территории котельной ; оборудовать котельную средствами идентификации по одному признаку системы контроля и управления доступом; привести систему охранного освещения котельной в соответствие с требованиями; оборудовать систему электропитания котельной возможностью автоматического переключения с основного на резервное электропитание в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. дсп «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.

В судебном заседании прокурор Попок Т.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила установить срок исполнения решения суда до 31.12.2022г.

Представитель МУП «Тепловая компания» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал относительно удовлетворения заявленных требований, полагал, что обязанность по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности котельной должна быть возложена на МУП «Тепловая компания» совместно с администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, как собственником котельной. Самостоятельно устранить выявленные нарушения МУП «Тепловая компания» не имеет возможности, поскольку для этого требуется значительное количество денежных средств. Так, в прошлом году администрацией городского поселения был разработан проект ограждения котельной, в соответствии с которым стоимость работ по возведению ограждения котельной составляет около <данные изъяты>. Заложить расходы по устранению выявленных нарушений в тариф для оплаты населением стоимости теплоносителей, МУП «Тепловая компания» не может, в связи с чем, требуется бюджетное финансирование. МУП «Тепловая компания» было организовано с ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон, который предъявляет требования к антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, вступил в законную силу в 2011г. Соответственно, здание котельной было передано МУП «Тепловая компания» с имеющимися нарушениями требований к антитеррористической защищенности объекта. По состоянию на дату рассмотрения дела судом указанные в исковом заявлении нарушения требований к антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в отношении котельной не устранены. Просил установить разумный срок для устранения выявленных нарушений, с учетом необходимости бюджетного финансирования данных расходов.

Представитель администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ), противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ст. 2 Федерального закона №35-ФЗ, основными принципами противодействия терроризму являются, в том числе обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

Федеральный закон от 21.07.2011г. №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон №256-ФЗ) устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона №256-ФЗ, одним из принципов обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса является обеспечение его антитеррористической защищенности.

В соответствии с ч. 1 ст. 6, п. 13 ст. 2 Федерального закона №256-ФЗ, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, т.е. физическими и юридическими лица, владеющими на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

В силу п. 4 ст. 5.2 Федерального закона №35-ФЗ, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона №256-ФЗ, финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.

Во исполнение ч. 1 ст. 7 Федерального закона №256-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №484дсп утверждены обязательные для выполнения Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила).

В соответствии с договором о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, заключенным ДД.ММ.ГГГГ. между администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> и МУП «Тепловая компания» здание котельной по адресу: <адрес>, передано в хозяйственное ведение МУП «Тепловая компания». Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из ЕГРН.

МУП «Тепловая компания» осуществляет деятельность на основании Устава предприятия, в соответствии с которым предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Полномочия учредителя и собственника имущества предприятия исполняет администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> (п. 1.4 Устава).

Имущество предприятия является муниципальной собственностью Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>. Имущество передается собственником предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности (п. 3.1 Устава).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Росгвардии по <адрес> в адрес МУП «Тепловая компания» внесено предписание об устранении выявленных нарушений требований антитеррористической защищенности на котельной , расположенной по адресу: <адрес>, со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росгвардии по <адрес> принято решение о продлении до ДД.ММ.ГГГГ. срока исполнения вышеуказанного предписания (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в деятельности МУП «Тепловая компания».

По результатам проведения проверки установлено, что МУП «Тепловая компания» не в полном объеме устранены нарушения законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, выявленные Управлением Росгвардии по <адрес> на котельной , расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем, в адрес руководителя МУП «Тепловая компания» Исилькульским межрайонным прокурором внесено представление.

В ответ на указанное представление директором МУП «Тепловая компания» предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому сложность выполнения предписания Управления Росгвардии по <адрес> об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. связана с большими финансовыми затратами на устранение замечаний. В настоящее время разработан проект на «Устройство ограждения центральной котельной ». Вопрос дальнейшего устранения замечаний будет решаться совместно с администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>.

Из смысла положений Федерального закона от 25.07.2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» следует, что в целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

По состоянию на дату рассмотрения дела судом на котельной , расположенной по адресу: <адрес>, в нарушение Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп, не организована физическая защита котельной, основное ограждение территории котельной не соответствует требованиям п.п. 69, 70, 72-80 Правил, верхнее и нижнее дополнительное ограждение не установлены по периметру котельной, территория котельной не оборудована контрольно-пропускным пунктом для прохода (выхода) людей и проезда (выезда) автомобильного транспорта, периметр территории котельной не оборудован охранной сигнализацией, котельная не оборудована средствами идентификации по одному признаку системы контроля и управления доступом, система охранного освещения котельной не приведена в соответствие с требованиями п.п. 247-258 Правил, система электропитания котельной не оборудована возможностью автоматического переключения с основного на резервное электропитание.

Доказательства устранения вышеуказанных нарушений ответчиками в материалы дела не представлены.

Учитывая, что обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью обеспечения надлежащего уровня защищенности объекта теплоэнергетического комплекса от актов незаконного вмешательства, поскольку обратное ставит под угрозу его безопасное функционирование, что может повлечь причинение вреда жизни людей, повреждение или уничтожение имущества, затрагивает интересы жителей <адрес>, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом, суд считает необходимым возложить обязанность по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности на котельной на МУП «Тепловая компания» и администрацию Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок до 31.12.2022г., в который ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, является разумным и достаточным.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции с заявлением освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии со ст. 333.19 ч. 1 п. 3 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для организаций составляет <данные изъяты>.

Таким образом, с МУП «Тепловая компания» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 193-195 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, администрацию Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить следующие нарушения требований антитеррористической защищенности на котельной , расположенной по адресу: <адрес>:

- организовать физическую защиту котельной в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона от 21.07.2011г. №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и п.п. «а» п.4 Постановления Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»;

- привести основное ограждение территории котельной в соответствие с требованиями п.п. 69, 70, 72-80 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп;

- установить верхнее и нижнее дополнительное ограждение по периметру территории котельной в соответствии с требованиями п.п. 81-84 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп, п.п. «б» п. 1 Состава инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов топливно-энергетического комплекса Приложения №1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп;

- оборудовать на территории котельной контрольно-пропускной пункт для прохода (выхода) людей и проезда (выезда) автомобильного транспорта в соответствии с требованиями п.п. 109-146 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп, п.п. «а», «б» п. 3 Приложения №1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп;

- оборудовать охранной сигнализацией периметр территории котельной в соответствии с требованиями п.п. 170-185 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп, п.п. «а» п.4 Приложения №1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп;

- оборудовать котельную средствами идентификации по одному признаку системы контроля и управления доступом в соответствии с требованиями п.п. 204-211 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп, п.п. «а» п.3 Приложения №1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп;

- привести систему охранного освещения котельной в соответствие с требованиями п.п. 247-258 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп;

- оборудовать систему электропитания котельной возможностью автоматического переключения с основного на резервное электропитание в соответствии с требованиями п.п. 265, 275 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп и п.11 Приложения №1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458дсп.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд Омской области.

Судья О.В. Хоренко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.03.2022г.