УИД: 22RS0010-01-2022-000037-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 года г. Камень - на – Оби
Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Хрипуновой О.В.,
при секретаре Паршуковой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 184/2022 года по иску ФИО1 к Администрации Каменского района Алтайского края об оспаривании приказа о дисциплинарном взыскании, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит отменить дисциплинарное взыскание в виде выговора, объявленное ей распоряжением от ***№-к, взыскать с ответчика Администрации Каменского района Алтайского края в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением от ***№-л она была назначена на должность управляющего делами администрации Каменского района Алтайского края. *** распоряжением главы района ФИО2 ей было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора «за невыполнение поручения главы района от ***№, выразившееся в отсутствии разработанного плана – графика информационных дней на территории ....». С данным распоряжением она не согласна, так как невозможно из его содержания установить, за какой проступок наложено взыскание, за невыполнение каких трудовых обязанностей в пределах ее полномочий объявлен выговор. За нарушение ее трудовых прав в ее пользу подлежит взысканию, компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о его времени и месте извещена надлежаще, просит о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя ФИО3
Представитель истца ФИО3 на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что поручение главы района от ***№/П/3360 сформулировано таким образом, что фактически неисполнимо, конкретного периода плана не указано, полномочий по информированию о деятельности Губернатора края у ФИО1 нет, круг заинтересованных лиц не определен, более того, на докладную записку во исполнение данного поручения о согласовании направления запросов в Правительство Алтайского края согласия руководителя она не получила.
Представитель ответчика ФИО4 возражала против удовлетворения иска, пояснив, что ФИО1, занимая высшую должность муниципальной службы и обладая достаточным опытом работы, сама была вправе и полномочна, определить рамки исполнения поручения, содержание плана – графика и круг заинтересованных лиц, а также могла взаимодействовать с пресс-службой Правительства Алтайского края для получения всей необходимой информации.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части.
Установлено, что ФИО1 с *** на основании распоряжения № занимает высшую должность муниципальной службы – управляющего делам администрации .....
Распоряжением главы района ФИО2 от *** ей было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора «за невыполнение поручения главы района от ***№/П/3360, выразившееся в отсутствии разработанного плана – графика информационных дней на территории ....».
Основанием распоряжения указаны: поручение главы района от ***№, служебная записка ФИО1 от ***, уведомление с просьбой письменного объяснения работника от ***№, объяснение ФИО1 от ***.
*** главой района в адрес управляющего делами ФИО1 издано поручение №, следующего содержания: «С целью информирования населения о деятельности .... и органов местного самоуправления поручаю Вам в срок до *** (или в течение 6 рабочих дней со дня получения настоящего поручения) разработать план график информационных дней на территории ...., согласовать со всеми заинтересованными лицами, о чем подготовить соответствующее постановление». Ответственной за проведение данных мероприятий назначена ФИО1, контроль возложен на заместителя главы Администрации Кайзера Б.В.».
***ФИО1 обращается к главе района со служебной запиской, в которой указывает, что информационные дни проводились до 2017 года для глав и сотрудников администраций сельсоветов ..... Далее информационные дни были переименованы в «методические совещания», которые проводятся для глав и сотрудников администраций сельсоветов .... каждый третий четверг месяца. В октябре 2021 года указанной совещание было проведено ***. В связи с тем, что она не располагает информацией о деятельности ...., просит согласовать направление запроса в .... о предоставлении информации о деятельности Губернатора и определить периодичность указанных запросов, кроме того, просит определить перечень органов местного самоуправления, о деятельности которых необходимо информировать население.
В резолюции на служебную записку *** глава района поручает ФИО5 запросить объяснение ФИО1 по факту невыполнения поручения.
***ФИО1 предлагается дать письменное объяснение по факту неисполнения поручения по разработке плана – графика информационных дней.
***ФИО1 дает письменное объяснение, в котором указывает, что .... может информировать население района исключительно о своей деятельности, что и происходит в настоящее время через сайт ...., а также через аккаунты в социальных сетях. Все остальные органы местного самоуправления информируют о своей деятельности самостоятельно, Управление делами лишь размещает предоставленную информацию на официальном сайте .... в соответствующих разделах. Также для исполнения указанного в уведомлении поручения она просила о согласовании направления запроса в .... о предоставлении информации о деятельности Губернатора и определить периодичность указанных запросов, без данной информации невозможно составить план – график, не располагая датами, когда такая информация поступит из ..... Кроме того, в сложившейся ситуации считает необходимым разработать Порядок размещения информации о деятельности .... на официальном сайте и в социальных сетях.
В соответствии с положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (статья 192 названного Кодекса). Следовательно, установление наличия либо отсутствия оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности относится к компетенции работодателя.
Исходя из положений статьи 27 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания (часть 1). Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (часть 3).
Должностная инструкция истца, утвержденная Распоряжением первого заместителя главы Администрации района, начальника Управления по агропромышленному комплексу от ***№-л содержит такую функцию управляющего делами как «Организация краевых информационных дней в районе» (п. ***).
В силу должностных обязанностей (п. 3.1) осуществляет методическое руководство по делопроизводству в органах Администрации района и в органах местного самоуправления; (п. 3.3) осуществляет контроль за исполнением, в том числе, указов и распоряжений Губернатора Алтайского края, постановлений и распоряжений Администрации края; деятельностью официального сайта Администрации района, размещением информации о деятельности органов местного самоуправления района; (п. 3.16) исполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством. Уставом муниципального образования Каменский район Алтайского края, решениями районного Собрания депутатов, в пределах установленных для него задач, полномочий и функций, решает управленческие и организационные вопросы в пределах своей компетенции.
Каких-либо локальных нормативных актов, которыми бы регулировался объем требований к выполнению истцом в части функции по организации краевых информационных дней, а также должностных обязанностей в виде организации их как «методических совещаний», с которыми истец была бы ознакомлен в надлежащем порядке, в указанный период в Администрации не имелось.
При этом, суд полагает, что должностная инструкция управляющего делами Администрации района содержит указания на организацию проведения информационных дней и общему контролю за исполнением актов Губернатора Алтайского края, постановлений и распоряжений Администрации края, которые носят общий характер и не конкретизируют круг функциональных обязанностей управляющего делами по составлению некоего плана графика.
Как следует из текста поручения от ***, оно не содержит указания на период, на который следует составить график, в нем отсутствует информация о содержании данного «плана графика» и какого рода информация о деятельности Губернатора Алтайского края в соответствии с ним должна доводиться до населения и органов местного самоуправления. Кроме того, не указан и не определен круг заинтересованных лиц, с которыми необходимо провести его согласование.
Доводы стороны ответчика о том, что ФИО1, обладая необходимыми компетенциями, в состоянии была уточнить данную информацию самостоятельно, не опровергают выводов суда о том, что в представленном виде поручение фактически являлось неисполнимым.
Между тем, истцом во исполнение указанного поручения *** была подана служебная записка, которая содержала информацию по порядку действующей организации «методических» совещаний или «информационных дней» для глав и сотрудников сельсоветов, а также просьбу о согласовании запросов, позволяющих ей получить необходимую информацию для составления плана – графика и исполнения поручения.
Ссылка на то, что ФИО1 самостоятельно может взаимодействовать с ...., либо его пресслужбой, по собственной инициативе направляя данные запросы, противоречит ее должностной инструкции, согласно которой, в ее полномочия входит получение данного рода информации от должностных лиц ...., отделов, управлений, комитетов ...., органов местного самоуправления городских и сельских поселений, учреждений и организаций.
Доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях истца конкретного, противоправного и виновного факта нарушения требований трудовой дисциплины ответчиком представлено не было, в связи с чем, оспариваемое распоряжение является незаконным и необоснованным.
Также суд приходит к выводу о том, что неисполнение истцом поручения главы района обусловлено, в том числе и коротким сроком, в течение 6 рабочих дней по объективным причинам не представляется возможным для работника составление плана, отражающего информацию, полученную от органов исполнительной власти региона, а также согласовать данный документ с иными лицами и органами (заинтересованными лицами) поскольку такое исполнение зависело не только от действий самого истца, но предусматривало и выполнение действий со стороны третьих лиц.
При таком положении, поскольку истцом не было допущено бездействия в отношении возложенных на него обязанностей поручением, а работодателем не представлено доказательств того, какие конкретно действия истцу надлежало выполнить для исполнения требований поручения от ***, нельзя сделать вывод о том, что истец не исполнила или исполнил ненадлежащим образом свои должностные обязанности.
Кроме того, при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Данных о том, что истец имеет действующие дисциплинарные взыскания на момент привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора, ответчиком не представлено. Сведений о том, что ответчиком учитывалась тяжесть проступка, обстоятельства его совершения, последствия и отношение работника к труду, не имеется.
При указанных обстоятельствах в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация морального вреда, учитывая факт нарушения трудовых прав истца изданием незаконного распоряжения. Требования истца о возмещении морального вреда суд удовлетворяет частично, при определении размера компенсации учитывает характер нарушения работодателем трудовых прав работника, степень и объем нравственных страданий истца, фактические обстоятельства дела и индивидуальные особенности истца, требования разумности и справедливости, а также, что меры защиты нарушенного права не должны служить средством обогащения одной стороны за счет другой, определяет к возмещению компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение главы Каменского района Алтайского края района от ***№-к о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Взыскать с Администрации Каменского района Алтайского края в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья-
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2022