ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-185 от 27.08.2010 Юрлинского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Юрлинский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Юрлинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-185/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

27 августа 2010 года

Федеральный Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,

при секретаре Мелехиной Е.А., участием

старшего помощника прокурора Юрлинского района Гордеевой Н.Г.,

представителей администрации Юрлинского муниципального района - главного специалиста юридического отдела Отегова А.В., заведующего юридическим отделом Моисеевских А.Ю., первого заместителя главы администрации Юрлинского муниципального района Топорковой Л.Г.,

представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2» Томилиной Н.Н., заведующей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района о признании незаконными действий администрации Юрлинского муниципального района по закрытию здания № 1 муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2», наложении на администрацию Юрлинского муниципального района обязанности по приведению здания № 1 муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2» в надлежащее для использования в качестве дошкольного учреждения состояние, по обеспечению работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2» без сокращения количества воспитательных групп и детский мест,

у с т а н о в и л:

прокурор Юрлинского района представил в суд названное заявление, указывая следующее.

В прокуратуру обратились родители детей, посещающих муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее МДОУ) «Юрлинский детский сад № 2» с требованием о проверке законности действий администрации сада и районного отдела образования по закрытию отдельного здания и реорганизации учреждения.

В результате проверки установлено, что 28 июня 2010 года главой администрации Юрлинского муниципального района издано постановление № 353 о реорганизации МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» путем присоединения к МДОУ «Юрлинский детский сад № 5». На основании данного постановления комиссией администрации Юрлинского муниципального района было проведено обследование гигиенического состояния здания № 1 МДОУ «Юрлинский детский сад № 2», указано на его несоответствие действующим Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, в связи с чем приказом отдела образования администрации района № 112 от 25 июня 2010 года названное здания было закрыто.

Конституцией РФ (ст.43 ч.ч.1 и 2), законом РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (ст.5 п.3) гарантировано право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающее обязанность государства и муниципальных организаций сохранять в достаточном количестве такие учреждения и при необходимости расширять их сеть.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 27 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

В нарушение указанных требований экспертная оценка органом местного самоуправления не представлена.

В соответствии с ч.3 п.3.1. «Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений Юрлинского муниципального района» утвержденного решением Земского собрания № 268 от 20 апреля 2008 года основаниями для реорганизации муниципального образовательного учреждения являются: невыполнение целей и задач, установленных уставом муниципального образовательного учреждения; изменение (увеличение или уменьшение) контингента обучающихся, проживающих на территории, обслуживаемой муниципальным образовательным учреждением; демографические факторы; нерациональное использование материальной базы и иного имущества; в других случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и Пермского края; в иных случаях, в том числе, по решению суда.

В нарушение указанных норм в постановлении администрации Юрлинского муниципального района не указаны обстоятельства, послужившие основанием для реорганизации муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2».

Помимо основных требований прокурором заявлено о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора Юрлинского района Гордеева Н.Г. со ссылкой на основания, обозначенные в заявлении, изменила предмет требований, указала на необходимость признания незаконными действий администрации Юрлинского муниципального района по реорганизации МДОУ «Юрлинский детский сад № 2», действий отдела образования администрации Юрлинского муниципального района по закрытию здания № 1 МДОУ «Юрлинский детский сад №2», наложении на администрацию Юрлинского муниципального района обязанности по финансированию работ по ремонту здания № 1 МДОУ «Юрлинский детский сад № 2», а на отдел образования администрации Юрлинского муниципального района обязанности по приведению здания № 1 МОДУ «Юрлинский детский сад № 2» в надлежащее для использования в качестве дошкольного учреждения (детского сада) состояние и обеспечение работы МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» без сокращения количества воспитательных групп и детских мест. Требование об обращении решения суда к немедленному исполнению поддержано.

Представитель администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В., заявив о необоснованности поставленных требований, суду пояснил, что администрация Юрлинского района отношения к закрытию здания № 1 детского сада не имеет. Решение о реорганизации принято администрацией в соответствии с ее компетенцией на основании норм ГК РФ.

Представитель администрации Юрлинского муниципального района Моисеевских А.Ю., отметив необоснованность требований заявления, пояснил, что реорганизация представляет собой создание из двух юридических лиц одного.

Представитель администрации Юрлинского муниципального района Топоркова Л.Г. показала следующее. Решается вопрос об укрупнении детских садов в с.Юрла, что позволит высвободить денежные средства, ввести в укрупненных учреждениях ставки психологов и логопедов, разделить детей на группы по возрастам. В настоящее время обсуждает перспектива размещения детского сада в действующей поликлинике Юрлинского района. Вопрос о строительстве нового детского сада проговаривается с 2009 года, проект не заказан из-за расходов на строительство больницы.

Представитель отдела образования администрации Юрлинского муниципального района Моисеева Л.А. в судебное заседание не явилась. В заседании 25 августа 2010 года Моисеева Л.А. показала, что все здания детских садов в с.Юрла находятся в ветхом состоянии. Отдел образования в ее лице выступает за создание единой сети детских садов, поскольку дети должны посещать группы по возрастам, а не смешанные, что позволит увеличить их посещаемость, повысить уровень материально-технической базы. Одновременно Моисеевой Л.А. отмечено, что препятствий для создания одновозрастных групп в настоящее время и в существующих дошкольных учреждениях нет.

Представитель МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» Томилина Н.Н., подержав требования прокурора, отметила, что в начале июня 2010 года устно заведующей отдела образования Моисеевой Л.А. и завхозом отдела образования Пастуховым А.И. было дано указание о подготовке здания № 1 к ремонту, закупе материалов. 14 июня 2010 года МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» был закрыт на ремонт, отремонтирован пищеблок. 28 июня 2010 года пищеблок и здание № 2 были открыты, за этим должен был последовать ремонт здания № 1 в соответствии со сметой, которая уже была проверена архитектором.

Непосредственно в здании планировалось опущение полов на 0, 5 метра, их утепление, косметический ремонт, для этого были приобретены половая доска, цемент, кирпич. Подлежали приобретению ДВП, краска. Ремонт предполагалось провести в течение двух недель.

Здание № 1 1925 года постройки, его фундамент был отремонтирован 5 лет назад, уже после этого была полностью переделана и перекрыта крыша, в 2009 году были проведены водопровод и канализация, стоимость этих работ составила более 160 000 рублей.

О закрытии здания первоначально было заявлено главой Юрлинского муниципального района Мелехиным А.Л. в связи с увеличением расходов на заработную плату персонала. Официальное предупреждение состоялось 25 июня 2010 года.

В связи с закрытием здания и невозможностью устройства детей в другие детские сады здание № 2 посещают смешанные группы от 1, 5 до 5 лет - 30 человек, от 5 до 7 лет - 26 человек. Часть детей осталась неустроенной, до 1 сентября они находятся под наблюдением старших детей. Родители детей ежедневно обращаются с требованием об открытии здания № 1.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Частью. 1 ст.57 ГК РФ определено, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Заявлено всеми участниками процесса и не вызывает сомнения у суда, что администрация Юрлинского муниципального района является учредителем МДОУ «Юрлинский детский сад № 2», что свидетельствует о наличии у нее формального права на осуществление реорганизации детского сада.

Как следует из ч.1 ст.34 закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений устанавливается органом местного самоуправления.

Земское Собрание Юрлинского муниципального района решением от 20 августа 2008 года № 268 утвердило положение «О порядке создания, реорганизации, и ликвидации муниципальных образовательных учреждений Юрлинского муниципального района». Пунктом 3.1. Положения обозначено, что основанием для реорганизации муниципального образовательного учреждения являются: невыполнение целей и задач, установленных уставом муниципального образовательного учреждения; изменение контингента обучающихся; изменение образовательных запросов населения; демографические факторы; нерациональное использование материальной базы и иного имущества; иные случаи, предусмотренные законодательством РФ и Пермского края; иные случаи, в том числе, решение суда.

Как следует из п.5.1. Положения, принятие решения о реорганизации не допускается без предварительной оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей. Экспертная оценка производится экспертной комиссией, созданной главой Юрлинского муниципального района, в состав которой должны быть включены специалисты отдела образования, представители родителей учащихся и педагогические работники, по согласованию в состав экспертной комиссии могут быть включены представители органов местного самоуправления и представители общественности.

Суду администрацией Юрлинского муниципального района в обоснование правомерности своих действий представлено заключение экспертной комиссии по реорганизации деятельности МДОУ «Юрлинский детский сад № 2», работавшей в период с 23 по 25 июня 2010 года с выводом о слабом материально-техническом обеспечении, не удовлетворяющем требованиям воспитательного процесса, и возможности экономии за счет реорганизации денежных средств в сумме 816 тысяч рублей.

По мнению суда, имеющееся экспертное заключение не соответствует требованиям, обозначенным в принятом Земским собранием положении не только по содержанию, не несущему какой либо информации об обеспечении жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, но и по составу членов комиссии, включавшей в себя только представителей администрации района - заведующую отделом образования, финансового работника, юриста, специалиста отдела по имуществу, архитектора.

Выявленные нарушения тем не менее не позволяют сделать вывод о незаконности действий администрации района по проведению реорганизации, прежде всего ввиду того, что перечень оснований для реорганизации не является исчерпывающим. Кроме того, заявителем не представлено суду сведений о нарушении реорганизацией МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» прав и свобод гражданина, что предопределяет принятие в данной части решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Разрешая требование заявителя о признании незаконными действий отдела образования по закрытию здания № 1 МДОУ «Юрлинский детский сад № 2», суд приходит к следующему.

25 июня 2010 года заведующей отделом образования администрации Юрлинского муниципального района Моисеевой Л.А. издан приказ № 112 о закрытии названного здания, переводе детей в другие учреждения.

30 июня 2010 года родители детей, посещавших МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» в количестве 33 человек обратились в прокуратуру Юрлинского района с требованием о защите их прав, нарушенных в результате закрытия здания № 1 детского сада.

МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» лицензировано на осуществление образовательной деятельности 14 января 2008 года на период по 15 января 2013 года (лицензия серии А № 247948).

Заявлено Томилиной Н.Н. - представителем детского сада, подтверждено участниками процесса, что в 2009 году в здании № 1 был произведен капитальный ремонт - проложен водопровод, установлена канализация. Общая стоимость работ составила более 160 тысяч рублей. Предписания компетентных служб исполнялись в полном объеме, прием здания к учебному году производился регулярно, включая учебный год 2009-2010 годов.

В 2010 году по инициативе заведующей детского сада был составлен локальный сметный расчет на частичный капитальный ремонт здания № 1, в основном закуплены материалы для замены полов, опущения их уровня, ремонт планировался с 28 июня 2010 года, после проведения ремонта здания № 2, завершившегося 27 июня 2010 года. Данные сведения представлены Томилиной Н.Н., не оспорены участниками процесса, подтверждены локальным сметным расчетом, актом общего осмотра здания на аварийность от 5 мая 2009 года, актом проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к 2009-2010 учебному году.

Согласно протоколам лабораторных испытаний от 17 и от 18 декабря 2008 года степень освещенности и параметры микроклимата помещений МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» соответствовали требованиям СанПин.

Свидетель Климова Л.Г., являющаяся ведущим специалистом-экспертом Коми-Пермяцкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю пояснила суду, что по результатам осмотра здания № 1, произведенного ею непосредственно перед процессом 27 августа 2010 года, можно однозначно заявить, что продолжение его использование в качестве дошкольного образовательного учреждения возможно после проведения ремонта полов, косметического ремонта стен (устранения трещин).

Свидетель Трушников А.А. - заместитель главы администрации Юрлинского сельского поселения, суду пояснил, что является специалистом с высшим техническим образованием и занимался составлением сметы для МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» по готовым документам, в том числе, акту о дефектах, составленному специалистами. В смету, в числе прочего, был включен ремонт полов в здании № 1. Сметная трудоемкость составила 1 067, 64 чел.час. Для определения количества рабочих дней для проведения ремонта необходимо поделить названную цифру на 8 часов. Согласно расчетам бригада из четырех человек должна выполнить работу в течение месяца. Чем больше количество работающих, тем быстрее конечный результат.

Приведенное в совокупности свидетельствует о нецелесообразности мер, предпринятых отделом образования, фактическом наличии возможности на эксплуатацию закрытого здания в соответствии с его прямым назначением.

Кроме того, установлено в ходе слушания дела, что на момент закрытия здания № 1 его посещали две группы воспитанников - 15 детей ясельного возраста от 1, 5 до 3 лет и 16 детей второй младшей группы от 3 до 5 лет в общем количестве 31 человек.

К настоящему времени старшую группу МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» посещают 26 детей (от 5 до 7 лет), младшую группу - 30 детей (от 1, 5 до 5 лет), представлено 17 заявлений на прием детей от 1, 5 до 3 лет.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03» установлено количество и соотношение возрастных групп детей ДОУ: от 1 года до 3 лет - не более 15 человек, при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 человек; для детей 3 - 7 лет - не более 20 человек (оптимально 15 человек), в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 -7 лет) - не более 10 человек; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 - 7 лет) - не более 20 человек (оптимально 15 человек).

Таким образом, распределению из МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» в связи с закрытием здания № 1 подлежат 6 детей в возрасте от 5 до 7 лет и 15 - 20 (в зависимости от состава группы) детей в возрасте от 1, 5 до 5 лет. Также подлежат устройству на основании заявлений 17 детей в возрасте от 1, 5 до 3 лет.

Приведенные сведения получены из не опровергнутых участниками процесса объяснений заведующей Томилиной Н.Н., а также из копий заявлений родителей о приеме детей в детский сад № 2.

На момент слушания дела 27 августа 2010 года в с.Юрла функционируют 5 МДОУ и 1 школа - детский сад (структурное подразделение Юрлинской средней школы).

Заявлено Шадриной В.В. - специалистом отдела образования по дошкольному образованию (на август 2010 года), не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что общее количество детских мест в с.Юрла - 285, в том числе - 180 для детей старшего дошкольного возраста и 105 для детей младшего дошкольного возраста. Общее количество детей дошкольного возраста в с.Юрла - 383.

Свободные места имеются в МДОУ «Юрлинский детский сад № 5» для детей в возрасте от 1 до 2 лет - 2 места, от 3 до 4 лет - 4 места, от 4 до 5 лет - 3 места, всего 9 мест.

Из приведенных данных, бесспорно подтвержденных в процессе показаниями заведующих детских дошкольных учреждений Полиной З.А. (детский сад № 3, местонахождение п.Кирпичный), Перебатовой З.М. (детский сад № 5), Бахматовой В.А. (детский сад № 6, местонахождение д.Кырова), Селезневой Н.М. (детский сад № 1), Ташкиновой Н.Е. (детский сад № 7, школа-сад), копиями заявлений родителей на прием детей, следует, что в настоящее время не могут быть устроены в детские учреждения минимум 6 детей в возрасте от 5 до 7 лет и 25 детей в возрасте от 1, 5 до 5 лет. Прием детей в детские учреждения на 2010-2011 учебный год завершен.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий отдела образования.

Сведения, представленные Моисеевой Л.А., заявленные главой района Мелехиным А.Л. о наличии 20 свободных мест для устройства детей в дошкольные учреждения, опровергнуты названными доказательствами, достоверность которых не вызывает у суда сомнений.

Ссылка главы Юрлинского муниципального района Мелехина А.Л., первого заместителя главы администрации Юрлинского муниципального района Топорковой Л.Г. на перспективу устройства детей в ныне действующую поликлинику, а также новый детский сад является сомнительной, не подтвержденной объективными данными.

Действующая поликлиника функционирует по прямому назначению, что является общеизвестным фактом, точное время ее высвобождения, то есть, введения в эксплуатацию нового здания больницы неизвестно, не названо участниками процесса.

Климовой Л.Г., ведущим специалистом-экспертом Коми-Пермяцкого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю отмечено, что как специалист она принимала участие в обследовании поликлиники на вопрос возможности ее перепрофилирования под детское дошкольное учреждение. Положительное заключение Роспотребнадзора по данному поводу не может быть получено ни при каких обстоятельствах уже только ввиду того, что в непосредственной близости от данного здания располагаются крупная котельная, больница и проезжая часть, и эти препятствия не являются устранимыми.

Как заявлено Мелехиным А.Л., строительство нового детского сада может быть начато не ранее, чем через пять лет.

Установленные судом обстоятельства бесспорно свидетельствуют в пользу вывода о незаконности действий отдела образования по закрытию здания № 1 МДОУ «Юрлинский детский сад № 2», нарушении данными действиями прав и свобод граждан, в частности, права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, гарантированное ст.43 Конституции РФ.

Данные, представленные заведующей отделом образования Моисеевой Л.А. о наличии мест в детских садах на 25 августа 2010 года в противоречии с выводами суда не находятся, соответствуют установленным в процессе данным, поскольку поданы без учета лиц, ожидающих зачисления в детские сады.

Положительное разрешение требования о признании незаконными действий отдела образования предопределяет положительное разрешение требования о наложении обязанности на приведение здания № 1 МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» в надлежащее для использования состояние и обеспечения его работы с сохранением количества воспитательных групп и детских мест.

То, что данная обязанность должна быть возложена на отдел образования администрации Юрлинского муниципального района, следует из совокупности данных, полученных от заведующей отделом образования Моисеевой Л.А., заявившей об обязанности отдела образования на изыскание подрядчика, утверждение сметы расходов, контроль, заведующей МДОУ «Юрлинский детский сад № 2» Томилиной Н.Н., представителей администрации района.

Оценивая правомерность требования о наложении на администрацию района обязанности по финансированию работ по ремонту здания № 1, суд руководствуется следующим.

Пунктом 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают, в числе прочих, полномочием на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования установлены ст.31 закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании». К их числу отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.4 ч.1 ст.31 закона).

С учетом приведенных норм суд находит целесообразным удовлетворение требования о возложении на администрацию района обязанности по финансированию работ.

Возможность обращения по просьбе истца решения к немедленному исполнению урегулирована ст.212 ГПК РФ. Суд полагает применение данной нормы неприемлемой по рассматриваемому делу ввиду характера спора, сути заявленных требований (в частности, требования о приведении здания в надлежащее состояние, предполагающее проведение ремонта), в том числе, в связи с отсутствием данных, указывающих на возможность приведения к значительному ущербу для взыскателя в связи с замедлением исполнения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление прокурора Юрлинского района удовлетворить частично.

Признать действия отдела образования администрации Юрлинского муниципального района по закрытию здания № 1 муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2» незаконными.

Обязать администрацию Юрлинского муниципального района профинансировать работы по ремонту здания № 1 муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2».

Обязать отдел образования администрации Юрлинского муниципального района привести здание № 1 муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2» в надлежащее для использования в качестве дошкольного учреждения (детского сада) состояние и обеспечить работу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Юрлинский детский сад № 2» без сокращения количества воспитательных групп и детских мест.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 суток.

Федеральный судья

Юрлинского районного суда Н.Н.Дереглазова