РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Третьякова М.С.,
при секретаре судебного заседания Мутасовой А.Ю.,
с участием представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Селезневой Т.Н.,
представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица ООО «Красноярский центр строительства» ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1850/2020 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Вудтрейдком» о возложении обязанностей выполнить требования природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований представитель истца указал, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 38:17:010401:27. В ходе проверки выявлены факты незаконного складирования ответчиком отходов лесопиления. ООО «Вудтрейдком» осуществляло деятельность по переработке древесины, производство пиломатериалов, используя арендуемую производственную базу, расположенную по адресу Усть-Илимский район, р.п. Железнодорожный, промышленная зона в период с 10.09.2018 по 01.10.2019. В дальнейшем производственная база передана в аренду ООО «Красноярский центр строительства» на основании договора аренды от 01.10.2019. В период до 01.10.2019 ООО «Вудтрейдком» осуществляло складирование отходов лесопиления на указанном земельном участке, после 01.10.2019 складирование отходов производилось ответчиком на основании договора хранения с ООО «Красноярский центр строительства». Между тем, размещение отходов лесопиления на указанном земельном участке является нарушением требований закона. Таким образом, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду и интересов государства по управлению в сфере обращения с отходами производства и потребления ООО «Вудтрейдком» необходимо понудить к проведению экологических мероприятий. Просит обязать ООО «Вудтрейдком» (ИНН <***>) в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу очистить территорию земельного участка с кадастровым номером 38:17:010401:27 от складированных отходов лесопиления.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика требования признала в полном объеме, просила увеличить срок для исполнения решения суда. Представитель третьего лица ООО «Красноярский центр строительства» в судебном заседании возражений по заявленным требованиям не имела.
Представитель третьего лица Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Железнодорожного муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 9, части 1 статьи 42 и статьи 58 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статьям 4, 15 Конституции РФ, государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов, защиту прав и свобод человека и гражданин.
Согласно пункта 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.10.1982 Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй пункта 2).
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
Пунктом 2.5. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предусматривается такой способ складирования отходов как временное хранение - на производственных территориях на открытых площадках.
Согласно п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиНа 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
На основании договора аренды от 10.09.2018 № 30 ООО «Вудтрейдком» осуществляет владение и пользование земельным участком с кадастровым номером 38:17:010401:27, расположенным на территории Железнодорожного муниципального образования.
Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором 22.06.2020 принято решение о проведении проверки ООО «Вудтрейдком», с целью соблюдения требований природоохранного законодательства, в т.ч. о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении деятельности по складированию отходов лесопиления на указанном земельном участке с кадастровым номером 38:17:010401:27.
Согласно акту проверки исполнения природоохранного законодательства от 20.07.2020 выявлены факты осуществления хозяйственной деятельности ООО «Вудтрейдком» с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления.
В результате осмотра выявлены нарушения: отходы лесопиления складируются на открытых площадках, места накопления отходов не организованы в соответствии с требованиями законодательства; в реестре размещения отходов, указанный земельный участок отсутствует. Перечисленные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации о ее загрязнении, источниках негативного воздействия на ее компоненты создают угрозу причинения вреда природным ресурсам.
Осуществление противоправной деятельности ответчиком посягает на интересы государства, обеспечивающего законность и правопорядок на всей территории Российской Федерации, а также осуществляющего регулирование производственной деятельности с учетом необходимости сохранения природных ресурсов и санитарно-эпидемиологической обстановки для нынешнего и будущего поколений.
Таким образом, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду и интересов государства по управлению в сфере обращения с отходами производства и потребления, ООО «Вудтрейдком» необходимо понудить к проведению указанных экологических мероприятий
Учитывая, что представителем ответчика, установленные по результатам проверки, нарушения не оспариваются, а исковые требования признаются в полном объеме, суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела, а так же действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенные нарушения в области природоохранного законодательства, применительно к правилам статьи 204 ГПК РФ, суд в соответствии с нормами пункта 1 статьи 206 ГПК РФ признает, что срок, предложенный прокурором достаточным для устранения нарушения.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Вудтрейдком» (ИНН <***>) в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу очистить территорию земельного участка с кадастровым номером 38:17:010401:27 от складированных отходов лесопиления.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционных жалобы, представления в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья М.С. Третьяков