Мотивированное решение изготовлено 29.12.2012
Дело № 2-1850/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2012 года
Североморский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Роговой Т.В.
при секретаре Козиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к изданию постановления о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к изданию постановления о предоставлении жилого помещения.
Уточнив в ходе производства по делу исковые требования и сформулировав их окончательно в заявлении от 06.12.2012 (том 1 л.д. 243-251), указал, что 22.12.2011 Комиссией по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск было принято решение, оформленное протоколом № 14, о предоставлении ему на состав семьи из трех человек двухкомнатной квартиры в ***, общей площадью 54,06 кв.м.
Основанием для включения в список очередников и выделения квартиры явилось наличие у него на момент постановки в очередь на переселение и принятия Комиссией указанного решения статуса, предусмотренного п.4.3. Положения «О порядке переселения из закрытого административно-территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО», утвержденного Постановлением Главы администрации ЗАТО г.Североморск 28.07.2008 № 6, а именно статуса безработного гражданина, признанного особо нуждающимся в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы, согласно п.2 ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
23.12.2011 Глава администрации ЗАТО г.Североморск уведомил его о том, что по его заявлению от 08.12.2011 и по результатам запросов в центр занятости и налоговый орган г.Североморска принято решение о постановке в льготную очередь на переселение из ЗАТО г.Североморск и предложении двухкомнатной квартиры в ***, выделенной на очередь граждан-первоочередников безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы, расположенной по вышеуказанному адресу, в получении которой он и члены его семьи, участвующие в переселении, выразили свое согласие, удостоверив его личными подписями в заявлении установленного образца.
В январе 2012 года обратился к ответчику с вопросом, почему сразу после составления и подписания Комиссией по переселению протокола № 14 от 22.12.2011 администрацией ЗАТО г.Североморск не было издано постановление о выделении ему жилья, на что получил ответ, что на тот момент было издано промежуточное постановление о выделении жилья, а окончательное постановление будет издано тогда, когда будет точно известна площадь предоставленного жилого помещения, поскольку часто первоначальная площадь жилья, указанная застройщиком, не соответствует площади, установленной государственным учреждением по технической инвентаризации жилья при приеме дома.
Действительно, согласно протоколу Комиссии по переселению от 22.12.2012 № 14 площадь предоставленного ему жилья составляла 54,06 кв.м, а в изданном 06.08.2012 администрацией ЗАТО г.Североморск постановлении площадь предоставляемого жилья указана уже в размере 55,10 кв.м.
Кроме того, согласно решению Комиссии по переселению от 22.12.2011 вышеуказанная квартира в *** могла быть предоставлена ему при условии выполнения п.1 решения, а именно на выбор: сдать или занимаемую однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: *** или произвести сдачу другой приобретенной за счет собственных средств однокомнатной квартиры с целью передачи в муниципальную собственность.
С этой целью приобрел для сдачи в муниципальную собственность однокомнатную квартиру ***
При этом срок сдачи жилья в муниципальную собственность ни решением Комиссии по переселению, ни Положением о переселении из ЗАТО Североморск не установлен, как и обязанность уведомления администрации о том, какое жилье намерен сдавать.
Полагает, что с 08.12.2011 основаниями возникновения его права на получение жилья и возникновения обязанности администрации ЗАТО г.Североморск предоставить ему жилье по переселению в г.Воронеже являются уведомление его Главой администрации ЗАТО г.Североморск от 23.12.2011 о принятом решении о предоставлении квартиры в г.Воронеже, решение Комиссии по переселению из ЗАТО от 08.12.2011, оформленное протоколом № 13, решение Комиссии по переселению из ЗАТО от 22.12.2011, оформленное протоколом № 14 с указанием полного адреса и размера предоставляемого жилья.
Ссылаясь на положения Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-1, Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ, Постановления Правительства РФ «Об обеспечении жильем граждан, выезжающих из ЗАТО» от 11.01.2001 № 23, Устава ЗАТО г.Североморск, Положения о Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск, утвержденного Советом депутатов ЗАТО г.Североморск 30.11.2004, Положения «О порядке переселения из закрытого административно-территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО» от 28.07.2008 № 6, Регламента администрации ЗАТО г.Североморск, полагал, что предоставление жилья за пределами ЗАТО Североморск является государственной услугой, осуществляемой ответчиком в пределах предоставленных полномочий, а срок издания администрацией ЗАТО г.Североморск постановления о предоставлении жилья за пределами ЗАТО с учетом необходимых согласований не должен превышать 30 дней по аналогии со сроком, установленным для подготовки заключений для наиболее объемных и сложных проектов актов Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260, и сроком рассмотрения обращений граждан согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Однако такое постановление, по результатам рассмотрения его заявления от 08.12.2011 и решения Комиссии по переселению из ЗАТО от 22.12.2011, было принято ответчиком только 06.08.2012, что повлекло нарушение его прав на получение жилья в г.Воронеже.
При этом со своей стороны он выполнил все обязательства, представил все необходимые документы для получения жилья по переселению, свое право осуществлял разумно и добросовестно.
Ответчик же не предоставил каких-либо доказательств, дающих ему право принятия решения об издании постановления о переселения лишь после сдачи дома в эксплуатацию.
Кроме того, полагал необоснованным требование ответчика о предоставлении документов, подтверждающих наличие льгот, при принятии решения об издании постановления о предоставлении жилья по переселению. Так, п.4.3 Положения о переселении из ЗАТО Североморск предусматривает необходимость предоставления таких документов только в момент принятия Комиссией по переселению решения о включении в список первоочередников.
Будучи уверенным, что постановление о предоставлении жилья по переселению будет издано ответчиком своевременно, а также учитывая, что на момент принятия решения 22.12.2011 соответствовал требованиям п.4.3 Положения о переселении, испытывая материальные трудности, в апреле 2012 года принял предложение ЦЗН г.Североморска о назначении как безработному досрочной пенсии на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, предусмотренной в целях государственной социальной поддержки безработных граждан, поскольку размер такой пенсии более чем в два раза превышает размер пособия по безработице.
При этом ему не было известно о том, что постановление о переселении будет издано без соблюдения сроков его принятия, лишь только после сдачи дома в эксплуатацию, иначе указанное предложение не принял бы, а в настоящее время отказаться от назначенной пенсии и вернуть статус безработного гражданина уже не может.
По этим основаниям постановление администрации ЗАТО г.Североморск о предоставлении ему жилья по переселению от 06.08.2012 впоследствии было отменено, поскольку на момент его издания он уже не соответствовал требованиям Положения о переселении.
В связи с изложенным полагает, что несоблюдение ответчиком сроков издания постановления о переселении, а именно издание его через 8 месяцев после принятия решения Комиссией по переселению, нарушило его право на переселение из ЗАТО.
Кроме того, указал, что действующее законодательство не содержит запрета на получение государственной поддержки безработным гражданам более чем через три месяца после предоставления им Комиссией по переселению жилья за переделами ЗАТО, как и запрета вновь зарегистрироваться по месту жительства в ЗАТО г.Североморск после предоставления жилья за его пределами. Положение о переселении из ЗАТО г.Североморск не предусматривает обязанность для безработных граждан состоять на учете после предоставления им жилья за пределами ЗАТО в Центре занятости населения до фактического отселения из ЗАТО. При издании администрацией ЗАТО г.Североморск постановления о переселении гражданин должен подтвердить только отсутствие трудовых (служебных) отношений с организациями ЗАТО г.Североморск на всех выезжающих совершеннолетних членов семьи.
14.08.2012 после получения уведомления из отдела по переселению граждан о том, что дом в г.Воронеже сдан, в соответствии с решением Комиссии по переселению от 22.12.2011 сдал все необходимые документы в КИО администрации ЗАТО г.Североморск для передачи в муниципальную собственность приобретенной с этой целью квартиры в п.Сафоново-1. Таким образом, все необходимые условия для приобретения жилья за пределами ЗАТО г.Североморск, выполнил.
Полагая, что правомерно был принят на учет и включен в список граждан-первоочередников, желающих выехать из ЗАТО г.Североморск, а решение Комиссии по переселению являлось основанием для предоставления ему жилья в ***, в соответствии с которым должно быть принято постановление о переселении, просил восстановить его в списке граждан-первоочередников на получение жилья в г.Воронеже, восстановить срок предоставления государственной услуги на получение жилья за пределами ЗАТО г.Североморск – в ***, восстановить его нарушенное право, установленное решением Комиссии по переселению из ЗАТО г.Североморск от 22.12.2011, на получение жилья по указанному адресу, обязать ответчика предоставить государственную услугу по получению им указанного жилого помещения за пределами ЗАТО г.Североморск.
В судебном заседании 25.12.2012 истец уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, ранее в судебных заседаниях 26.11.2012 и 06.12.2012 дополнительно пояснил, что протокол Комиссии по переселению от 22.12.2011 № 14 получил примерно в конце декабря 2011 года, предложил вариант сдачи жилья в муниципальную собственность (занимаемое или иное, приобретенное, так как в занимаемом жилом помещении по ***, зарегистрирована его мать, которая не пожелала участвовать в программе по переселению). В результате решил приобрести иное жилое помещение, о чем в устном порядке уведомил специалистов отдела по учету и распределению жилой площади в январе 2012 года.
Квартиру в *** приобрел в июле 2012 года, так как сроки сдачи жилья не были установлены. Кроме того, в январе 2012 года стало известно, что администрацией ЗАТО г.Североморск издано промежуточное постановление о предоставлении жилья, которое на руки не выдали, поскольку не была определена окончательная площадь жилого помещения в связи с тем, что дом не сдан в эксплуатацию.
Полагая, что, поскольку имеется решение Комиссии и промежуточное постановление администрации ЗАТО г.Североморск, препятствий для назначения досрочной пенсии не имеется, согласился на ее назначение. Если бы сообщили, что постановления как такового еще не имеется, и оно будет издано только после сдачи дома в эксплуатацию, сознательно свой статус безработного не ухудшил бы.
В настоящее время имеются основания для обеспечения жилой площадью по переселению из ЗАТО в порядке общей очереди (как лица, проживающего в ЗАТО и утратившего трудовую связь с организациями ЗАТО).
О том, что 06.08.2012 было издано постановление ответчика о переселении, на момент сдачи 14.08.2012 документов на квартиру в *** не знал, получил постановление только по своему запросу.
В судебном заседании 25.12.2012 также пояснил, что услуга предоставления жилья за пределами ЗАТО не предусмотрена в Уставе ЗАТО как муниципальная услуга. Следовательно, исходя из положений Закона о закрытом административно-территориальном образовании, данная услуга является государственной услугой, которая должна быть оказана в определенный срок.
Полагал, что то обстоятельство, что ответчиком до настоящего времени не принят Регламент о предоставлении государственных услуг, а также отсутствие в Уставе ЗАТО норм, регламентирующих порядок вступления в силу нормативно-правовых актов администрации ЗАТО г.Североморск не может нарушать его права. Кроме того, принимая во внимание, что в Уставе ЗАТО предусмотрены нормы, регламентирующие порядок принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов, принимаемых Советом депутатов ЗАТО г.Североморск и главой муниципального образования, а постановления администрации ЗАТО г.Североморск также являются нормативно-правовыми актами, следовательно, по аналогии они также должны вступать в силу по истечении 30 дней. Полагал, что решение Комиссии по переселению являлось основание для главы администрации ЗАТО издать соответствующее постановление в 30-дневный срок.
Доводы ответчика о том, что в Положении о переселении срок издания постановления о предоставлении жилья не установлен, в связи с чем они издаются по мере необходимости, считал необоснованными, не основанными на законе. Кроме того, нигде не указано, что постановление издается после сдачи дома в эксплуатацию.
В Положении о переселении указано, что постановление издается на основании решения Комиссии. На основании этого считал, что постановление будет издано своевременно и, согласившись на досрочное назначение пенсии, не предполагал, что это повлечет для него негативные последствия.
В отделе по переселению также пояснили, что представлять дополнительно какие-либо документы ему не нужно, кроме документов, подтверждающих утрату связи с ЗАТО. О том, что на момент издания постановления также должен подтвердить свой статус безработного, ему не разъясняли, об этом не указано и в Положении о переселении. При этом указанный статус он сохранял в течение 30 дней после принятия Комиссией по переселению решения о предоставлении ему жилья, по истечении которых администрацией ЗАТО г.Североморск должно было быть издано соответствующее постановление.
Решение Комиссии от 22.12.2011 прокурором не оспорено.
Просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание 25.12.2012 представителя не направил, представил письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием сотрудников юридического отдела. Однако, не усматривая оснований для отложения судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Ранее, в судебных заседаниях 26.11.2012 и 06.12.2012, представители ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4 с заявленными требованиями не согласились по доводам, приведенным в письменном мнении по иску.
Так, указали, что администрация ЗАТО г.Североморск осуществляет переселение граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам», Положением «О порядке переселения из закрытого административно-территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО», утвержденным постановлением ЗАТО г.Североморск от 28.07.2008 № 6.
Истец на основании личного заявления был поставлен в очередь на переселение из ЗАТО г.Североморск в соответствии с п.5 указанного Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 как относящийся к категории безработных граждан, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, согласно п.2 ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также в соответствии с аналогичной нормой пп.1.1 п.4.3 Положения.
Статус истца как безработного был подтвержден соответствующими документами ГОБУ «Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск».
08.12.2011 решением постоянно действующей Комиссии по переселению из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства истец был включен в очередь граждан-первоочередников безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (п.3.4 Положения).
Комиссией 22.12.2011 было принято решение о предоставлении ФИО1 двухкомнатной квартиры ***, общей площадью 54,06 кв.м.
Постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 06.08.2012 № 655 «О переселении пенсионеров, утративших связь с ЗАТО» истцу была выделена двухкомнатная квартира, расположенная по вышеуказанному адресу.
Прокурором г.Североморска 17.09.2012 принесен протест на указанное постановление администрации ЗАТО г.Североморск в связи с тем, что на момент издания постановления ФИО1 уже не соответствовал требованиям п.5 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23, так как ему с 10.04.2012 назначена досрочная трудовая пенсия по старости, в связи с чем он был снят с учета безработных граждан в ГОБУ «Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск».
Протест был удовлетворен, постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 06.08.2012 № 655 отменено постановлением от 01.10.2012 № 842, а Комиссия 28.09.2012 отменила свое решение от 22.12.2011 и сняла истца с очереди граждан-первоочередников. Квартира в ***, предоставленная ранее ФИО1, перераспределена ФИО постановлением от *** № ***
Также в обоснование своих возражений по иску ответчик указал, что в соответствии с Положением решение о выделении жилья для переселения принимается на заседании Комиссии и оформляется соответствующим протоколом. Решение определяет предварительное распределение жилья.
На основании протокола администрация ЗАТО г.Североморск издает постановление о выделении жилья, которое впоследствии выдается на руки заявителю и является документом, на основании которого заявитель считается обеспеченным жильем по переселению.
Постановление является определяющим документом для дальнейшего оформления предоставленного жилья в собственность заявителя по месту получения жилья.
При получении постановления на руки заявитель обязан предоставлять документы, подтверждающие отсутствие трудовых (служебных) отношений с организациями ЗАТО г.Североморск на всех выезжающих совершеннолетних членов семьи.
Таким образом, в Положении не предусмотрены какие-либо сроки для издания постановления с момента принятия Комиссией соответствующего решения.
Каких-либо промежуточных постановлений о предоставлении жилья администрация ЗАТО г.Североморск не издает. В том числе, не издавалось такого постановления и в январе 2012 года. Истцу лишь в устном порядке разъяснялось, что принято решение Комиссии от 22.12.2011 как промежуточное решение в вопросе о предоставлении жилья за пределами ЗАТО г.Североморск.
Кроме того, обязательным условием предоставления жилья за пределами ЗАТО г.Североморск является сдача переселяемыми гражданами занимаемого в ЗАТО г.Североморск жилья.
Решением Комиссии от 22.12.2011 истцу были поставлены условия предоставления квартиры в ***, а именно: сдача квартиры в ***, либо приобретение и передача в муниципальную собственность иной однокомнатной квартиры в ЗАТО г.Североморск.
Истец сообщил администрации ЗАТО г.Североморск о выполнении условия приобретения и готовности передать в муниципальную собственность однокомнатной квартиры ***, только 02.08.2012, после устного запроса работников отдела.
Пока гражданин не сдаст жилье в ЗАТО г.Североморск, жилье за пределами ЗАТО ему фактически не будет предоставлено, даже если уже издано постановление.
Помимо указанного, застройщик по муниципальному контракту ЗАО «ВМУ-2» уведомил администрацию ЗАТО г.Североморск, участвующую в долевом строительстве, о готовности к заселению многоквартирного жилого дома в ***, только в середине июля 2012 года. Дом был сдан в эксплуатацию 28.06.2012. Только после этого было издано постановление администрации ЗАТО г.Североморск о распределения жилых помещений в указанном доме.
При этом все установленные сроки были выполнены: как срок ввода дома в эксплуатацию по договору – 2 квартал 2012 года, так и срок передачи жилья гражданам – 3 квартал 2012 года.
По сложившейся практике известно, что при принятии дома в эксплуатацию площадь жилого помещения может отличаться от заявленной, может измениться почтовый адрес. К тому же, дом может быть не сдан по различным причинам.
Таким образом, до августа 2012 года основания для издания постановления о предоставлении истцу жилья отсутствовали.
Ранее (примерно пять лет назад) постановления о распределении жилья издавались администрацией ЗАТО г.Североморск практически сразу после принятия Комиссией решения, однако после этого приходилось вносить много изменений в силу ряда обстоятельств, в связи с чем от такой практики отказались и постановления стали издавать уже при фактическом решении вопроса о распределении уже готового (построенного) жилья.
При подаче заявлений на выделение жилья за пределами ЗАТО г.Североморск гражданам разъясняется, что они должны сохранять свой статус до предоставления жилья. Заявления заполняются по определенной форме, где указано, что они ознакомлены и должны соблюдать положения законодательства, в том числе, Постановления правительства РФ № 23.
Документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением, проверяются как на момент постановки на учет, так и на момент предоставления жилья.
Постановление от 06.08.2012 было подготовлено исходя из решения Комиссии № 14 от 22.12.2011 с уточнением метража и адреса предоставляемой квартиры.
После издания постановления от истца в любом случае потребовалось бы подтвердить свое право на получение жилья по льготной очереди, затребовалась бы справка из Центра занятости населения.
На момент издания постановления администрации ЗАТО г.Североморск от 06.08.2012 № 655 «О переселении пенсионеров, утративших связь с ЗАТО» истец утратил право на первоочередное предоставление жилья, так как утратил статус безработного гражданина, признанного особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в связи с назначением досрочной трудовой пенсии по старости с 10.04.2012.
В связи с указанным представители ответчика полагали, что права истца действиями администрации ЗАТО г.Североморск не нарушены, оснований для удовлетворения иска не имеется.
ФИО привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представила письменное мнение по иску, в котором указала, что спорная квартира была выделена ей на основании решения постоянного действующей Комиссии по переселению из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства от 09.10.2012 и постановления администрации ЗАТО г.Североморск от 17.10.2012 № 899.
Решение ответчика о перераспределении квартиры полагала законным и обоснованным, поскольку на момент издания постановления от 06.08.2012 № 655 у ФИО1 отсутствовали основания для получения жилья по переселению как безработного гражданина, признанного особо нуждающимся в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы, в соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в связи с назначением с 10.04.2012 досрочной трудовой пенсии по старости и снятием с учета безработных граждан в ГОБУ «Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск».
Просила в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства № ***, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, 08.12.2011 решением постоянно действующей Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства, оформленным в виде протокола № 13, ФИО1 на основании его заявления от 21.10.2011 и представленных документов включен в очередь граждан-первоочередников безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Указанный пункт 2 статьи 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет направления государственной политики в области содействия занятости населения, одним из которых является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).
Статус истца как безработного на момент постановки его в очередь граждан-первоочередников подтверждался соответствующими документами, выданными ГОБУ «Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск», копии которых представлены в материалы дела.
На заседании Комиссии, как следует из копии выписки из протокола № 13 от 08.12.2011, было также принято решение предлагать ФИО1 двухкомнатную квартиру в ***, выделенную на очередь граждан-первоочередников безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
22.12.2011 на заседании Комиссии принято решение (протокол № 14) о предоставлении ФИО1 на состав семьи 3 человека двухкомнатной квартиры по программе переселения из ЗАТО г.Североморск по адресу: *** общей площадью 54,06 кв.м (п.2 протокола) при условии выполнения им пункта 1 данного решения, а именно – сдать занимаемую однокомнатную квартиру по адресу: ***, в муниципальную собственность ЗАТО г.Североморск либо произвести сдачу в муниципальную собственность однокомнатной квартиры, приобретенной заявителем за счет собственных средств с целью передачи в муниципальную собственность ЗАТО г.Североморск.
06.08.2012 Главой администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск издано постановление № 655 «О переселении пенсионеров, утративших связь с ЗАТО», согласно которому ФИО1 на состав семьи 3 человека предоставлена двухкомнатная квартира № 169, общей площадью 55, 10 кв.м, по адресу: *** ( 100 процентов от стоимости соответствующего социальной норме общей площади жилья на данную семью) по муниципальному контракту № 01/2-31 от 07.11.2011, заключенному с ЗАО «ВМУ-2», и дополнительному соглашению № 1 от 30.11.2011, в соответствии с актом ввода в эксплуатацию жилого дома по адресу: *** по муниципальному контракту № 01/2-31 на участие в долевом строительстве жилья в целях переселения граждан из ЗАТО г.Североморск Мурманской области на новое место жительства в *** от 04.07.2012.
Приобретенную ФИО1 за счет собственных средств с целью исполнения условий решения Комиссии от 22.12.2011 квартиру № 22 в п***, постановлено сдать в муниципальную собственность ЗАТО г.Североморск.
Как следует из материалов дела, материалов надзорного производства № ***, прокуратурой г.Североморска проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам, в ходе которой было установлено, что ФИО1 решением Комиссии по назначений пенсий при ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г.Североморск с 10.04.2012 назначена досрочная пенсия, в связи с чем с указанного времени он не подлежит первоочередному обеспечению жильем за пределами ЗАТО в соответствии с Положением о порядке переселения от 28.07.2008 № 6. По результатам прокурорской проверки Главе администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск принесен протест от 17.09.2012, в котором прокурор г.Североморска требовал отменить постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 06.08.2012 № 655 как нарушающее положения п.4.3 постановления от 28.07.2008 № 6 и ущемляющее интересы граждан, имеющих равные с ФИО1 права на переселение из ЗАТО г.Североморск и стоящих в очереди на переселение впереди указанного гражданина.
На основании результатов рассмотрения указанного протеста, полученных из ГОБУ «Центр занятости населения ЗАТО г.Североморск» сведений о снятии ФИО1 с учета безработных граждан 09.04.2012 в связи с оформлением досрочной пенсии, установив, что с момента досрочного назначения трудовой пенсии по старости он не относится к категории граждан, которые имеют право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО г.Североморск в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», п.4.4. Положения «О порядке переселения из ЗАТО г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО», утвержденного постановлением Главы ЗАТО г.Североморск от 28.07.2008 № 6, постоянно действующая Комиссия по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства 28.09.2012 приняла решение отменить решение Комиссии от 22.12.2011 (протокол № 14) в части решения вопроса о предоставлении ФИО1 вышеуказанной двухкомнатной квартиры в ***, отменить постановление администрации ЗАТО г.Североморск от 06.08.2012 № 655 о предоставлении ФИО1 данного жилого помещения, снять ФИО1 с очереди граждан-первоочередников безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Постановлением Главы администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск от 01.10.2012 № 842 постановление администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск «О переселении пенсионеров, утративших связь с ЗАТО» от 06.08.2012 № 655, на основании которого ФИО1 на состав семьи из трех человек выделена вышеуказанная квартира в ***, отменено.
Истец полагает действия ответчика незаконными, нарушающими его право на обеспечение жильем по программе переселения из ЗАТО, приведя довод о том, что именно с момента принятия решения Комиссией по переселению 22.12.2011 возникло его право на получение жилого помещения по избранному месту жительства за пределами ЗАТО и, соответственно, обязанность ответчика предоставить ему такое жилое помещение. Однако ответчик издал соответствующее постановление о выделении ему жилого помещения только через восемь месяцев с момента принятия Комиссией такого решения, без соблюдения сроков, установленных для оказания государственных и муниципальных услуг. При этом то обстоятельство, что ему после принятия Комиссией по переселению решения о предоставлении ему жилья была назначена досрочная пенсия, по мнению истца не должно влиять на его право на обеспечение жильем как гражданина-первоочередника, поскольку на момент принятия Комиссией решения он соответствовал всем необходимым требованиям для включения в льготную очередь и именно на тот момент должен был подтвердить свое право на первоочередное получение жилья. Данное и иные условия для реализации своего права на обеспечение жильем за пределами ЗАТО были им выполнены.
Однако суд находит доводы истца несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм законодательства.
Так, в соответствии с положениями статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», определяющего правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании, проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры государственной поддержки устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организацией и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилое помещение по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жилым помещением по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования, принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.
Переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.
Предложения с обоснованием необходимости выделения средств из федерального бюджета на проведение мероприятий, связанных с переселением граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства, представляются в Министерство финансов Российской Федерации органом местного самоуправления этого административно-территориального образования.
Обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.
Решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.
Кроме того, пункт 5 указанного Постановления Правительства РФ предусматривает право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения, в числе прочих, безработных граждан, признанных особо нуждающимися в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Данным Постановлением органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований рекомендовано принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Постановления, предусматривать в бюджетах закрытых административно-территориальных образований средства на переселение граждан на новое место жительства.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 Главой муниципального образования ЗАТО г.Североморск Постановлением от 28.07.2008 № 6 утверждено Положение о порядке переселения из закрытого административно-территориального образования г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО, которое устанавливает условия, порядок учета и распределения жилья, приобретенного (построенного) администрацией ЗАТО г.Североморск за его пределами для переселения граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями (объектами), расположенными на территории закрытого административно-территориального образования, или выплаты компенсации за сданное в муниципальную собственность жилье, принадлежащее вышеуказанным гражданам.
Пункт 1.1. Положения на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений содержал аналогичную норму, приведенную в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ от 2001 года, согласно которой гарантировалось право на обеспечение жильем по установленным жилищным законодательством нормам на территории Российской Федерации, за пределами ЗАТО, гражданам РФ и членам их семей, постоянно зарегистрированным по месту жительства в ЗАТО и утратившим производственную или служебную связь с организациями и объектами ЗАТО, в том числе безработным гражданам, признанным особо нуждающимися в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом предусматривалось, что названная категория граждан, в силу пункта 4.3. Положения, имеет право на включение в список первоочередников.
Решением Североморского городского суда Мурманской области от 14.09.2012 по гражданскому делу № 2-1347/2012 по заявлению прокурора г.Североморска об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, вступившим в законную силу 14.11.2012 (с изменениями, внесенными апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14.11.2012), вышеуказанные пункты 1.1, 4.3 Положения от 28.07.2008 № 6 (в ред. от 04.05.2010 № 8) признаны недействующими со дня вступления данного решения в законную силу в связи с тем, что при установлении в названных пунктах Положения перечня лиц, имеющих право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО, был сужен круг лиц, обладающих таким правом в соответствии с п.2 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» и п.1 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23, а, следовательно, допущено противоречие указанных пунктов Положения нормам данного Закона РФ и Постановления Правительства РФ. Также признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу п.1.2, 4.4 Положения (устанавливающие перечень лиц, не подлежащих обеспечению жильем для переселения, а также размеры квот для обеспечения жильем граждан-первоочередников).
Между тем, данное обстоятельство не влияет на объем прав и обязанностей сторон по делу, а также существо разрешаемого спора, поскольку применяемые судом при рассмотрении дела нормы указанных Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 и Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 являются нормами прямого действия, действующими как на момент возникновения между сторонами спорных правоотношений, так и в настоящее время.
Кроме того, суд принимает во внимание, что признание недействующим нормативного правового акта в части не влечет признание его недействующим в целом.
В соответствии с п.3.1. указанного Положения учет граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО, осуществляется в администрации ЗАТО г.Североморск отделом по учету, распределению жилой площади и переселению.
Согласно п.3.2. Положения Глава ЗАТО утверждает состав постоянно действующей Комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Североморск на новое место жительства. Комиссия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, данным Положением, утвержденным постановлением администрации муниципального образования ЗАТО г.Североморск, согласованным с Министерством обороны РФ, а также Положением о Комиссии, утвержденным Советом депутатов муниципального образования ЗАТО г.Североморск.
Для принятия на учет граждане подают заявление, подписанное всеми изъявившими желание выехать совершеннолетними членами семьи, с просьбой о предоставлении им жилья за пределами ЗАТО с указанием избранного для проживания места и обязательством о безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения на территории ЗАТО в муниципальную собственность (п.3.3. Положения).
Решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом (протоколом) Комиссии (п.3.4. Положения).
Как следует из п.3.5. Положения, при подаче заявления граждане предъявляют в оригиналах и копиях паспорт, трудовую книжку, иные необходимые документы, в том числе, документы, подтверждающие право на льготы.
Очередность граждан, желающих выехать из ЗАТО и имеющих на то права в соответствии с данным Положением, формируется в декабре из числа граждан, принятых на учет в течение года.
Основным критерием для установления очередности служит дата подачи заявления (п.4.1. Положения).
Комиссия рассматривает заявления граждан, желающих выехать из ЗАТО, поданные в течение календарного года, определяет категории граждан, имеющих первоочередное право на переселение из ЗАТО и формирует списки очередности:
- общей очереди;
- первоочередников.
Для каждого из списков очередности устанавливаются квоты по выделению квартир (п.4.2. Положения).
Согласно п.5.1. Положения при поступлении жилья, предназначенного для отселения граждан, отдел по учету, распределению жилплощади и переселению администрации ЗАТО г.Североморск готовит предложения по распределению жилплощади между очередниками согласно пунктам 4.4. - 4.6. Положения (устанавливающим размер выделяемых квот).
Как следует из п.5.2. Положения, при согласии граждан на переселение в предложенное жилье они предоставляют в течение одного месяца в Комиссию заявление о согласии на переезд в предоставленное жилье, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, изъявившими желание на переезд за пределы ЗАТО вместе с очередником-заявителем, иные необходимые документы по перечню, в том числе копии документов, подтверждающих право на льготы.
В соответствии с п.5.5. Положения решение о выделении жилья для переселения принимается на заседании Комиссии и оформляется соответствующим протоколом.
Решение определяет предварительное распределение жилья.
На основании протокола администрация ЗАТО г.Североморск издает постановление о выделении жилья, которое впоследствии выдается на руки заявителю и является документом, на основании которого заявитель считается обеспеченным жильем по переселению.
Постановление является определяющим документом для дальнейшего оформления предоставленного жилья в собственность заявителя по месту получения жилья (п.5.6. Положения).
Согласно требованиям п.5.7. Положения при получении постановления на руки заявитель обязан предоставлять документы, подтверждающие отсутствие трудовых (служебных) отношений с организациями ЗАТО г.Североморск на всех выезжающих совершеннолетних членов семьи.
По решению Комиссии граждане снимаются с учета (исключаются из очереди) в случаях:
- выезда на другое постоянное место жительства;
- выявления в представленных документах несоответствующих действительности сведений, но служивших основанием для принятия на учет;
- необоснованных отказов граждан от предложенных вариантов жилой площади на переселение за пределы ЗАТО (п.5.8. Положения).
Если не выполнены требования пункта 5.2. в полном объеме (по перечню необходимых для представления гражданином документов в подтверждение своего права на обеспечение жилым помещением в порядке переселения), Комиссия отменяет решение, принятое ранее, и перераспределяет жилье иному очереднику (п.5.9. Положения).
В силу п.6.1. жилье, занимаемое выезжающими гражданами, независимо от его вида собственности, подлежит обязательной сдаче (передаче) в муниципальную собственность ЗАТО г.Североморск. При этом жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, отчуждаются в муниципальную собственность ЗАТО безвозмездно.
Принимая во внимание приведенные нормы, суд соглашается с доводами ответчика о том, что именно постановление администрации муниципального образования является основанием для выделения гражданину жилого помещения по переселению, и на момент получения данного документа на руки очередник также должен подтвердить свое право на обеспечение его жильем.
Требование ответчика о повторном представлении документов касается проверки наличия у лиц, претендующих на переселение, права на льготу, что не противоречит вышеприведенным положениям законодательства, поскольку предусматривает обязанность лиц, претендующих на переселение из ЗАТО, подтвердить наличие у них права на такое переселение не только на момент постановки на учет, но и на момент получения жилья.
Указанное обстоятельство, в числе прочих, являлось предметом рассмотрения Североморского городского суда Мурманской области, Судебной коллегии по гражданским делам Мурманской области, что нашло отражение во вступившем в законную силу решении суда от 14.09.2012, апелляционном определении от 14.11.2012 по гражданскому делу № 2-1347/2012 по заявлению прокурора г.Североморска об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления.
В силу п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из исследованных судом в совокупности доказательств следует, что до издания 06.08.2012 постановления администрации ЗАТО г.Североморск о предоставлении истцу жилого помещения в г.Воронеже каких-либо иных постановлений не издавалось, на руки ФИО1 не выдавалось, на что указал и сам истец в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до указанного времени у истца не имелось законных оснований полагать и считать себя обеспеченным жильем в порядке переселения из ЗАТО.
Как следует из материалов дела, с 10.04.2012 истец является получателем пенсии по старости, назначенной ему досрочно, в связи с чем с указанного времени он снят с учета в ГОБУ «ЦЗН ЗАТО г.Североморск» в качестве безработного.
Учитывая вышеприведенные положения Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (п.5), а также требования Положения «О порядке переселения из ЗАТО г.Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО» от 28.07.2008 № 6 (п.4.4.), принимая во внимание то обстоятельство, что с момента назначения трудовой пенсии по старости ФИО1 утратил статус гражданина, имеющего право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО г.Североморск, суд не находит оснований для признания действий ответчика, отменившего постановление от 06.08.2012 о предоставлении истцу выделенного ему жилого помещения в порядке переселения, несоответствующими требованиям действующего законодательства, нарушившими права истца на обеспечение жильем, как и оснований для восстановления ФИО1 в списке граждан-первоочередников на получение жилья в порядке переселения.
При этом суд принимает во внимание, что при постановке истца в очередь на переселение ему разъяснялись требования Положения о переселении из ЗАТО, что следует из текста его заявления от 21.10.2011 (том 1 л.д.87). Кроме того, в январе 2012 года в устной беседе, как указал и сам истец в своем исковом заявлении, разъяснялся, в том числе, и порядок издания постановления о выделении жилья за пределами ЗАТО, а именно то, что постановление будет издано администрацией после сдачи дома в эксплуатацию и поступления сведений о площади предоставленного жилого помещения.
Исходя из изложенного, суд полагает необоснованными доводы истца о том, что ему не было известно об отсутствии постановления администрации ЗАТО г.Североморск о выделении ему жилого помещения, в связи с чем он не усматривал препятствий для оформления досрочной трудовой пенсии и утраты статуса безработного гражданина, имеющего право на льготу при обеспечении жильем за пределами ЗАТО.
Об указанном свидетельствует также и то обстоятельство, что условие о сдаче в муниципальную собственность жилого помещения, приобретенного за счет собственных денежных средств с этой целью, предусмотренное решением Комиссии от 22.12.2011, выполнено ФИО1 только 14.08.2012, уже после издания 06.08.2012 администрацией ЗАТО г.Североморск постановления о предоставлении ему жилого помещения в г.Воронеже, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права ***, произведенной на основании договора купли-продажи жилого помещения (квартиры) от 11.07.2012, выданного ему 02.08.2012 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области. До указанного времени каких-либо документов о выполнении данного условия ФИО1 ответчику представлено не было, доказательств обратному суду не представлено.
Кроме того, суд не находит обоснованными также и доводы истца относительно нарушения ответчиком сроков издания постановления о предоставлении жилого помещения за пределами ЗАТО.
Как пояснили в судебном заседании представители ответчика, согласно установленному порядку постановление о распределении жилья между очередниками издается после сдачи построенного за пределами ЗАТО жилого дома в эксплуатацию, оформления соответствующих актов и иных документов, из которых можно точно установить характеристики объекта, в том числе площадь предоставляемого жилого помещения, его адрес, которые могут изменяться с момента начала строительства дома и до его окончания и ввода дома в эксплуатацию. Кроме того, дом может быть не сдан в эксплуатацию по различным причинам. Такой порядок разумно применяется с целью избежания внесения многочисленных изменений в постановления о предоставлении жилых помещений, которые издаются отдельно по каждому очереднику, а также в целях соблюдения очередности в связи с возможным ее изменением по причине отказа очередника от предоставляемого жилого помещения, отказа очереднику в предоставлении жилого помещения при наличии оснований и т.п. Жилой дом *** закончен строительством и сдан в эксплуатацию 28.06.2012, после чего администрацией ЗАТО г.Североморск были изданы постановления о распределении жилых помещений в данном доме между очередниками. При этом были соблюдены установленные сроки и ввода дома в эксплуатацию (2 квартал 2012 года), и передачи жилых помещений гражданам-очередникам (3 квартал 2012 года).
Доводы представителей ответчика, которые суд оценивает по правилам ст.68 ГПК РФ, суд находит обоснованными, принимая во внимание, что указанный порядок не противоречит требованиям вышеуказанного Положения от 28.07.2008 № 6, пунктом 5.1. которого установлено, что предложения по распределению жилплощади между очередниками Отдел по учету, распределению жилплощади и переселению администрации ЗАТО г.Североморск готовит при поступлении жилья, предназначенного для отселения граждан. Кроме того, приведенные доводы ответчика нашли свое подтверждение в материалах дела.
Так, ответчиком представлена копия муниципального контракта № *** на участие в долевом строительстве жилья в целях переселения граждан из ЗАТО г.Североморск Мурманской области на новое место жительства в г.Воронеж от 07.11.2011 (том 1 л.д.141-147), заключенного между администрацией муниципального образования ЗАТО г.Североморск и ЗАО «Воронежское монтажное управление – 2», согласно которому застройщик принял на себя обязательства окончить строительство и получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию во 2 квартале 2012 года; после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать квартиры муниципальному заказчику или его правопреемникам по контракту в течение трех месяцев; одновременно с документом о готовности объекта к передаче направить в адрес муниципального заказчика заверенные копии техпаспорта БТИ объекта строительства (п.2.4.6.).
Пункт 4.1. данного муниципального контракта устанавливает срок передачи объекта по данному контракту – 3 квартал 2012 года.
Согласно п.4.2. контракта в течение 30 дней с момента подписания документа о готовности объекта к передаче при условии завершения взаимных расчетов в соответствии с п.3.5. контракта, но в любом случае не позднее трех месяцев с момента получения муниципальным заказчиком уведомления от застройщика о получении разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию и готовности квартир к передаче стороны подписывают акт о передаче квартир в собственность.
Приложение № 1 к указанному муниципальному контракту предусматривает характеристики жилых помещений. Согласно приведенной характеристике квартира, выделенная истцу на основании решения Комиссии от 22.12.2011 в жилом доме ***, имеет общую площадь 54,06 кв.м.
Жилой дом ***, как следует из материалов дела, введен в эксплуатацию 04.07.2012, о чем составлен соответствующий акт.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлены копии постановлений о переселении очередников в жилые помещения дома № ***, и постановлений о внесении изменений в указанные постановления, в том числе, в связи с изменением характеристики жилого помещения, изменением состава семьи очередника либо иными обстоятельствами. При этом указанные постановления изданы ответчиком после сдачи дома в г.Воронеже в эксплуатацию, что также подтверждает вышеприведенные доводы представителей ответчика.
Также, с момента принятия Комиссией 22.11.2011 своего решения изменилась характеристика жилого помещения, предложенного к распределению для ФИО1, поскольку площадь квартиры по окончании строительства и приемке дома составила 55,10 кв.м, что нашло свое отражение в постановлении администрации ЗАТО г.Североморск от 06.08.2012.
Доводы истца о том, что ответчик при издании постановления о предоставлении жилого помещения должен руководствоваться сроками, установленными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок оказания государственных и муниципальных услуг, рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, а также регламентами, регулирующими деятельность соответствующих органов, суд полагает несостоятельными.
Так, суд учитывает, что обеспечение жильем граждан в порядке переселения не относится к деятельности муниципального образования как оказанию услуг по смыслу положений Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а осуществляется в связи с исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, направленных на реализацию прав граждан, гарантированных действующим законодательством, и в перечень государственных и муниципальных услуг не входит.
Таким образом, не находя оснований для признания обоснованными исковых требований в целом, в том числе и оснований для восстановления истца в списке граждан-первоочередников суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Иные доводы истца, с учетом выводов суда, на существо спора и принимаемого судом решения не влияют.
С 21.10.2011 и до настоящего времени истец состоит в общем списке граждан на переселение из ЗАТО под номером 4578 (том 1 л.д. 252) и, соответственно, может реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по иным основаниям.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении иска к Администрации ЗАТО г.Североморск о восстановлении в списках граждан-первоочередников на получение жилья за пределами ЗАТО г.Североморск, предоставлении государственной услуги на получение жилого помещения по адресу: *** отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Т.В. Роговая
СПРАВКА: решение обжаловано.